Статья Технология интерактивного обучения


Технология интерактивного обучения
Т. А. Разжигалова, учитель математики, МБОУ «Партизанская средняя общеобразовательная школа имени П. П. Петрова».
В педагогике различают несколько моделей обучения: пассивная – обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит); активная – обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания); интерактивная – процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучаемых. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения  [4].
На сегодняшний день основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.
Термин «интерактивное обучение» является сравнительно новым в педагогике. Он появился в педагогическом лексиконе в 1990-ых годах, когда пространство педагогики стало интенсивно осваиваться смежными науками. Относительно появления данного термина существуют различные версии. В научной литературе достаточно часто встречается упоминание о том, что идея интерактивного обучения возникла в середине 1990-ых годов с началом развития сети Интернет [2]. В связи с этим ряд авторов связывают интерактивное обучение с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме он-лайн и т.д. Одновременно существует точка зрения, не связывающая интерактивное обучение конкретными сроками появления, и, как следствие, более широкое толкование термина, которое рассматривает его как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-либо (например, человеком) или чем-либо (например, компьютером).
Интерактивность обучения реализуется на двух уровнях: на уровне взаимодействия учителя и учеников и учеников между собой, и на уровне взаимодействия учащихся с используемыми ими средствами обучения, в основном электронными. Поэтому можно утверждать, что обучение стало действительно «интерактивным» именно после создания глобальной всемирной сети Интернет (1991 год) и появления первого веб-браузера (1994 год). С этого момента начинается использование термина “интерактивное обучение”. 
Однако следует отметить, что самостоятельной теории интерактивного обучения как таковой не существует, так как развитие интерактивного обучения происходило спонтанно, и теоретические исследования, призванные осмысливать его особенности и обеспечивать развитие, отстали от деятельности практиков. Разработки элементов интерактивного обучения находим в работах В. Сухомлинского, учителей-новаторов 70-80-х годов (Ш. Амонашвили, В. Шаталова, Е. Ильина, С. Лысенковой и др.).
Само слово «интерактивный» происходит от английского (inter – «между», «взаимный»; act — «действие»). Дословный перевод обозначает интерактивные методы - позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся, воспитанников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет обучающимся, воспитанникам не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность обучающихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения [3].
Интерактивное обучение позволяет решить сразу несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса, обеспечивает реализацию воспитательных задач, поскольку заставляет работать в команде, прислушиваться к мнению каждого. Организация интерактивных методов обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Интерактивные методы на уроках математики ориентированы на:
1) развитие мышления школьников, определенной самостоятельности мысли: побуждают учеников к высказыванию своих соображений, стимулируют выработку творческого отношения к любым выводам, правил и т.п.. Некоторые из них – «работа в парах», «работа в группах», «карусель» и др.. Направленные на самостоятельное осмысление материала, помогают задуматься, исследовать факты, проанализировать алгоритм решений, понимать их суть, проверить и себя и своего товарища, найти ошибку;2) развитие сопротивления внушению мыслей, образцов поведения, требований других: побуждают учеников к отстаиванию своего мнения, создают ситуацию дискуссии, столкновение мнений. Применение методов «анализ ситуации», «решение проблем», учит детей противостоять давлению большинства, отстаивать свое мнение. Из-за столкновения взглядов учащиеся постигают суть, причины действий, поступков;
3) выработка критического отношения к себе, умение видеть свои ошибки и адекватно относиться к ним способствуют развитию таких умений, как видеть положительное и отрицательное не только в действиях товарищей, но и в собственных; сравнивать себя с другими и тщательно себя оценивать;
4) развитие стремления к нахождению лучших вариантов решения учебных задач предусматривают методы, которые ставят детей в реальную ситуацию поиска. В процессе использования интерактивных методов «мозговой штурм», «круг идей», «незаконченные предложения» принимаются все мнения детей, как реальные, так и вымышленные;
5) интерактивные методы направлены и на развитие умения находить совместные решения с одноклассниками, на повышение интереса школьников к изученному материалу.
Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких форм и приемов:
работа в парах
ротационные (сменные) тройки
карусель
работа в малых группах
незаконченное предложение
мозговой штурм
броуновское движение
дерево решений
дерево успехов
ролевая (деловая игра)
мозаика
разминки.
В начале урока математики рекомендуется проводить разминку в виде устного счета, которая имеет целью привлечь или сконцентрировать внимание учащихся к теме урока, а если это в середине урока, то дать им разрядку. Приведу пример. Задания для устного счета записаны на доске, к каждому заданию варианты ответов (один верный). Каждый ответ подписан каким-нибудь действием, например: «присесть около стола», «скрестить на груди руки», «взять себя за ухо», «закрыть глаза» и тому подобное. Задания-действия можно заменить забавными фигурками, которые показывают данные действия. Такой интерактивный устный счет служит хорошей мотивацией для изучения новой темы, демонстрирует важность внимательности и совместности действий. Для мотивирования учащихся провожу интерактивные разминки: «Армреслинг», «Мыслительная прогулка». Игра «Тридцать три», которую можно провести во время изучения темы: «Признаки делимости на 3 и на 9» в 5 классе активизирует внимание, а так же позволяет физически размяться. Чтобы включить учащихся в работу, предлагаю игру «Пошли на охоту», которая помогает снять напряжение, переключиться с одного вида деятельности на другой. Участникам необходимо «поймать» большее количество учеников класса, утвердительно ответивших на какой-либо вопрос. Интерактивный метод «каждый учит каждого» используется при изучении нового материала или при обобщении основных понятий или идей. Обучение друг друга – это один из самых эффективных способов усвоить информацию и применить на практике важные навыки и умения объяснить материал, задать вопросы, слушать, общаться и др. Очень эффективным и продуктивным методом обучения является интерактивная «карусель», которая дает возможность коллективного поиска решения задач, обмена идеями, информацией, математическими знаниями. Это командное соревнование по решению задач. Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков. Задачи решаются на двух рубежах – исходном и зачетном. Всем членам команды присваиваются порядковые номера. По сигналу команды на исходном рубеже начинают решать задачи и предъявляют решение учителю. Если оно верное, игрок №1 переходит на зачетный рубеж и получает задачу там, если опять верный ответ, то игрок №2 переходит на зачетный рубеж и присоединяется к игроку №1 и т.д. В дальнейшем члены команды, находящиеся на «исходном» и «зачетном» рубежах, решают новые задачи независимо друг от друга. Все игроки в команде как бы выстроены в очередь. Если на исходной позиции задача решена правильно, игроки в порядке очереди переходят на зачетный рубеж, а если неправильно - то опять в порядке очереди возвращаются на исходную позицию. За верные ответы команда получает баллы. Работа по принципу «Мозгового штурма» присутствует почти на каждом уроке. Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске. После создания такого «Банка идей» проводится анализ. В нем существуют определенные правила: правило поднятой руки; высказываются любые идеи; чем больше предложений, тем лучше; высказывания не обсуждаются и не критикуются; поощряется развитие других идей; продолжайте думать, даже когда считаете, что ваша фантазия истощилась. Групповая работа в форме «Мозаика (ажурная пила)» позволяет организовать взаимообучение и является самой плодотворной в преподавании. Она позволяет учащимся получить большое количество информации в течение короткого промежутка времени и служит способом решения сложной проблемы, требующей определенных знаний. Для того, чтобы разбить класс на группы применяю различные формы (выбрать область познания по определенному термину; выбрать фигуру по присущему свойству и др.). Использование групповой работы помогает формировать коммуникативные навыки общения, информационную, организаторскую, управленческую компетентности школьников. Еще один прием работы в группах – «Дерево». Каждая группа получает стикеры разных цветов по количеству участников, на которых написаны истинные или ложные математические высказывания. На доске два импровизированных дерева, на одном из которых написано «ДА», а на другом «НЕТ». Каждому необходимо прикрепить свои листочки на нужное дерево. Данный прием позволяет реализовать принципы классификации.
Рефлексия в системе интерактива – тоже диалог с учеником о способах действия - приобретает чрезвычайно важное значение. Можно применять следующие формы рефлексии: «Хочу спросить», «Для меня сегодняшний урок…», «Сообщи свое Я», «Смайлики самочувствия», и типовые вопросы итоговой рефлексии: (Что понравилось/нет? Какие задания оказались трудными/легкими? Почему? Что тебе помешало справиться с заданием? Чему ты научился? В чем разобрался? Какова, по логике, тема следующего урока?, Что считаешь нужным сделать дома?). Упражнение «Шесть шляп мышления» подводит учащихся к итогу.
«белая шляпа» констатирует факты, информацию не используя при этом оценки и эмоции;
«желтая шляпа» называет только «плюсы», все, что понравилось на уроке;
«черная шляпа» говорит о «минусах», т.е. что на уроке не понравилось или что принять нельзя;
«красная шляпа» говорит только о чувствах, которые возникали в ходе урока;
«зеленая шляпа» размышляет с позиции творчества – где можно использовать полученный опыт;
«синяя шляпа» делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем.
В настоящее время невозможно представить процесс обучения без применения современных интерактивных технологий. Понятие «интерактивные технологии» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика – это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные интерактивные доски, проекторы. Персональный компьютер (ПК) помогает учащимся самоутверждаться, реализовывать свои знания в практической деятельности, творчески решать учебные задания. Сегодня целесообразность применения компьютерных технологий в среднем и старшем звеньях школьной системы очевидна. Навыки пользователя ПК и рынок обучающих программ, мультимедийных справочников, Интернет открывают большие возможности самообразования. Использование на уроках мультимедийного проектора поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании мультимедийного проектора на уроках информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает познавательный интерес школьников и эффективность усвоения материала интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами[1].
Работая над этой темой, приходишь к выводу, что повышение качества знаний учащихся в процессе изучения математики – является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателем математики в современной школе.
При изучении новой темы я провожу  урок - путешествие с применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание обучающихся, воспитанников на значимые моменты излагаемой информации, докопаться до сути, кто из них и насколько глубоко подготовлен к новому уроку.
При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение работ на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.  Поэтому для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса использую мультимедийные презентации.
Использование презентационных инструментальных средств позволяют привнести эффект наглядности и помогают ребенку усвоить материал быстрее и в полном объеме. Они дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность - это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций.  Зрение и слух – самые мощные и самые эффективные каналы передачи и приёма информации. Чем ярче и разнообразнее будет представление информации, тем эффективней будет процесс ее усвоения.
Работа с интерактивной доской предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тесты, таблицы, картинки,  а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.  Всегда есть возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.  
Интерактивные формы используются практически на каждом уроке. Они дают новые возможности налаживать межличностные взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между обучающимися, в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения: и от того, какими они будут,  во  многом  зависит  успешность  их  учебной  деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Значение интерактивных форм  обучения состоит  в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
- стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов;
- повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся, воспитанников;
- развитие навыков анализа,  взаимодействия, коммуникации;
- изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
- саморазвитие и развитие благодаря  диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
В своей педагогической практике на уроках математики  наряду с традиционными методами,  я использую интерактивные технологии обучения с целью включенности каждого школьника в учебный процесс и создание условий мотивирующих образовательные потребности ученика.
Использование  современных интерактивных технологий на уроках математики помогает мне:
- сделать урок интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для  обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме ;- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся, воспитанников;
- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у них положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
- раскрепостить учеников при ответе на вопросы;
- самостоятельно исправлять допущенные ошибки;
 Урок – это основная форма организации обучения. Поэтому я  продумываю все детали урока, чтобы они следовали одна за другой, чтобы обучающиеся, воспитанники понимали, почему, что и зачем они делают на уроке.
Интерактивные технологии можно применять на уроках математики различных типов, а также на различных этапах уроках.      Привлечение обучающихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению умениями и навыками, творческому применению их на практике должно сочетаться с постановкой перед ними целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.
Применение интерактивных технологий обучения на уроках математики влияет не только на успешное усвоение материала, что также выражается в увеличении хороших оценок, но и на отношение обучающихся к предмету. Наблюдение за работой учеников на уроках показало, что в процессе использования интерактивного обучения изменяется психологический климат на уроке. Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Обучающиеся при этом испытывают ощущение успешности.
Современные интерактивные технологии, дают возможность сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания  в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию информационной культуры обучающихся, воспитанников.
Включение интерактивных технологий делает процесс обучения результативнее. Главный результат – это горящие глаза обучающихся, воспитанников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Интерактивные технологии позволяют делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. Процент успеваемости и качества знаний растет вместе с интересом обучающихся, воспитанников к предмету.
Литература:
Горвиц  Ю.М. Интерактивная доска Smart Board: до и во время уроков.- Информатика и образование. – 2006. – № 2 –123 с.
   Капранова, Е. А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы/Е.А. Капранова// Вестник Полоцкого государственного университета. - 2012. - № 7.
Мясоед Т.А. «Интерактивная технология обучения. Специальный семинар для учителей», М., 2004 – 151 с.
Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005. -167 с.
Козина Е. Польза от интерактивного обучения/Е. Козина// Педагогика-2001.
Еделева Е.И. Интерактивные техники групповой работы/ Е.И. Еделева Е.И. школьный психолог. – 2004. №15.
Кашлев С.С., Технология интерактивного обучения./С.С.Кашлев – М.,2005г.