Календарно-тематический план работы с группой учащихся, имеющих фонетическое недоразвитие речи (ротоцизм)


Календарно-тематический план работы с группой
учащихся, имеющих фонетическое недоразвитие
речи (ротоцизм)
Характеристика группы. Учащиеся данной группы имеют нарушения произношения звука р., которое проявляются в отсутствии звука, в горловом звучании, вследствие чего речь нечеткая. Иногда встречаются в речи замены [р-л]. У детей недостаточно сформированы предпосылки к спонтанному развитию навыка звукового анализа и синтеза слов, имеются трудности в дифференциации некоторых оппозиционных звуков.
Задачи:
1. Развитие артикуляционной моторики: учить принимать артикуляционные позиции, обеспечивающие правильный акустический эффект; развивать переключаемость артикуляционных укладов в зависимости от их сочетаемости с другими звуками.
2. Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков.
3. Формирование фонематического восприятия. Учить детей отличать правильное звучание от искаженного, развивать способность к дифференциации оппозиционных звуков.
4. Совершенствовать самоконтроль за звучанием своей речи.
№ Дата Тема, содержание Лексическая - тема
1 2 3 4
I ЭТАП (диагностика)
1 Обследование звукопроизношения, состояния артикуляционного аппарата. Исследование фонематических процессов, состояния звукового анализа и синтеза слов
II ЭТАП (подготовительный)
2-3 Исследование лексико-грамматического строя речи, состояния связной речи
4-5 Развитие артикуляционного аппарата. Осень. Ранняя и золотая осень
6-7 Дыхательные упражнения. Развитие слухового внимания Деревья
8-9 Дифференциация речевых звуков и неречевых. Уточнение пространственно-временных представлений Грибы
III ЭТАП (коррекционный)
Звуки [р, р']
10-11 Постановка звука [р], Выработка правильной воздушной струи, автоматизация в прямых слогах Домашние животные и птицы
12-13 Автоматизация звука [р] в прямых и обратных слогах. Звук [р] в начале слов Детёныши домашних животных
14-15 Автоматизация звука [р] в слогах и в середине слов Составление рассказа по картине «Птичий двор»
16-17 Звук [р] в середине и в конце слов Перелётные птицы
18-19 Дифференциация звуков [р-л]. Закрепление произношения звука [р] в словах Поздняя осень
20-21 Автоматизация произношения звука [р] в словах и предложениях Транспорт
22-23 Заучивание чистоговорок, скороговорок со звуком [р] Рассказ по сюжетной картине «Осень»
24-25 Дифференциация звуков [р-л] в слогах, словах Посуда, виды материал
26-27 Дифференциация звуков [р-л] в словах и предложениях Мебель
28-29 Постановка звука [р'], автоматизация в слогах Рассказ на тему «Как я помогаю маме»
30-31 Автоматизация звука [р'] в прямых и обратных слогах. Звук [р'] в начале слов Комнатные растения
32-33 Автоматизация звука [р'] в слогах и в середине слов. Дифференциация звуков [р- р'] Дикие животные
34-35 Звук [р'] в середине и в конце слов. Дифференциация звуков [р- р'] Детёныши диких животных
36-37 Дифференциация звуков [р-р']. Закрепление произношения звука [р'] в словах Хищные и травоядные животные
38-39 Автоматизация произношения звука [р-р'] в словах и предложениях Зима. Изменения в природе
40-41 Заучивание чистоговорок, скороговорок со звуком [р-р'] Зимующие птицы
42-43 Автоматизация звуков [р-р'] впредложениях и текстах Зассказ по серии картин «Кормушка для птиц»
44-45 Дифференциация звуков [р' -л'] в слогах, Зимние забавы и развлечения
46-47 Дифференциация звуков [р' -л'] в словах Животные наших лесов
48-49 Дифференциация звуков [р' -л'] в предложениях Дикие и домашние животные. Повторение
50-51 Дифференциация звуков [р' -л'] в текстах Цирк
52-53 Дифференциация звуков [р' -л'] в спонтанной речи Театр
54-55 Дифференциация звуков [р р' –л л'] в словах Бумага. Изготовление и применение
56-57 Дифференциация звуков [р р' –л л'] в предложениях Профессии
58-59 Дифференциация звуков [р р' –л л'] в текстах Профессии
60 Заучивание чистоговорок, скороговорок со звуками [р р' –л л'] Строительство
61 Автоматизация звуков [р р' –л л'] в предложениях и текстах. Почта
62 Дифференциация звуков [р р' –л л'] в спонтанной речи Библиотека. Книги. Беседа о книгах
63 Дифференциация звуков [р р' –л л'] в письме Времена года
64 Тренировочные упражнения по различению звуков Времена года. Повторение