Методические рекомендации по использованию методики Квест на занятиях по биологии
КРУГЛЫЙ СТОЛ
Низовенко Л.С., преподаватель биологии
ТЕХНОЛОГИЯ КВЕСТ
«Надо помогать людям эффективно учиться, вместо того чтобы передавать им ненужные знания»
П. Фани, А. Мамфолд
Зачем нужна эта технология?
Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной и самостоятельной деятельности. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. С этой целью многие преподаватели уже давно используют проектную технологию, привлекая ресурсы сети Интернет. Но обилие информации в сети и ее качество не только не упрощают процесс работы над проектом, но и усложняют его. Одно из возможных решений данной проблемы это технология квест.
Что такое квест?
Квест в педагогике - проблемное задание, проект с использованием интернет-ресурсов.
Квест – сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме.
Что дает использование этой технологии?
Квест способствует:
поиску Интернет информации, которую поручает студентам преподаватель,
развитию мышления студентов на стадии анализа, обобщения и оценки информации,
развитию компьютерных навыков студентов и повышению их словарного запаса,
поощрению студентов учиться независимо от преподавателя,
развитию исследовательских и творческих способностей студентов,
повышение личностной самооценки
Для каких предметов подходит эта технология?
Данная технология применима к любому предмету. Она подходит как для организации аудиторной, индивидуальной или групповой работы, так и для внеаудиторной работы.
Квесты могут быть использованы для кратковременной и долговременной работы.
Кратковременный квест преследует простые образовательные цели – расширение, углубление знаний и их интеграцию, они обычно рассчитаны на одно - три занятия.
В долговременных квестах образовательная цель другого уровня: студенты расширяют и преобразуют свои знания, получаемые из информационных источников, Интернет и реальной жизни. Они рассчитаны на длительный срок – может быть, на семестр или учебный год.
Преимуществом квестов является использование активных методов обучения.
Следует отметить, что обучение с помощью технологии квестов позволяет повысить:
Мотивацию обучения
Интенсивность подготовки при сохранении нормативного времени
Аналитическое и творческое мышление
Индивидуализацию обучения
Самообучение
Роль использования ИТ в решении поставленной задачи
Качество публичных выступлений
Этапы работы над квестом
Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде. При выборе роли можно ориентироваться на свои склонности, интересы или, наоборот, «попробовать себя» в непривычном амплуа. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.
Задачи:
1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка презентации или другого вида отчета; 3) доработка материалов для презентации или другого отчета.
Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством преподавателя, ощущает свою ответственность за предоставленные результаты исследования или представленные данные.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие, как преподаватель, так и студенты путем обсуждения.
ПРИМЕР КВЕСТА
Тема: Строение клетки. Особенности строения клеток растений, животных , грибов и бактерий.
Цель: сформировать знания о клетке; о специфических чертах строения эукариотических и прокариотических клеток, процессах жизнедеятельности, научном и практическом значении культивирования клеток.
Начальный этап:
Знакомство с основными понятиями по выбранной теме.
Распределение на группы (равное количество человек) согласно ролям:
историки;
морфологи;
физиологи;
Ознакомление с ролевыми заданиями.
Проработав информационные источники по представленным ссылкам, подготовьте сообщение группы с компьютерной презентацией по следующим вопросам:
Историки
Какие ученые биологи изучали строение клетки?
Можно ли клетку считать особой формой жизни? Обоснуйте..
Как шло становление науки цитологии? Известные современные ученые-цитологи.
Морфологи
Какое строение имеют клетки? Найти отличие растительных , животных и бактериальных клеток?
Приведите примеры форм и размеров различных клеток.
Обоснуйте различие про- и эукариотических клеток?
Физиологи
Какие процессы происходят в жизни клеток прокариот и эукариот?
Какие факторы влияют на жизнедеятельность клеток?
Что такое культивирование клеток и с какой целью оно проводится?
Ролевой этап:
Изучение информационного материала, представленного в перечне источников и литературы согласно выбранной роли.
Подготовка сообщений по заданной тематике, оформление компьютерной презентации или проект-дайджеста .
Заключительный этап:
Конкурс выполненных работ: представление и защита презентаций или дайджест-проектов. Оценивание выполненной работы.
Информационные источники:
Учебники
Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений /.; Под ред. Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица. М.: Просвещение, 2004. – 304с.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология: общие закономерности: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных заведений.-М.: Школа-Пресс, 2004. - 624 с.
Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда: учеб.для дифферинцир.обучения: 9 класс. – М.: Просвещение, 1997.
Литература
Воронина Г.А. Естественнонаучное образование в профильных классах: методическое пособие: 10-11 классы. – М., Вентана-Граф, 2006.
Галеева Н.Л. Сто приемов успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006.
Intel «Обучение для будущего»: Учеб. пособие.– М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2006.-368с.
Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.– М.: Айрис-пресс, 2007
Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. – М.: Просвещение, 2007.
Петленко В.П. Валеология человека.Т.3. Физическое и психическое здоровье. – СПб.: Петроградский и К, Мн.: ООО «Оракул»,1996.
Пугал Н.А. Использование натуральных объектов при обучении биологии: Метод.пособие. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 96с.
Руководство по гистологии. / Под ред. И.Г. Акмаева., В.Л. Быкова, О.В. Волкова и др. Т.1.СПб.: СпецЛит, 2001.
Самусев Р.П., Попышева Г.И., Смирнов А.В. Атлас по цитологии, гистологии и эмбриологии. М.: «Оникс 21 век» «Мир и Образование». 2004г., 399с.
Сборник психологических тестов. Личность. Общение. Здоровье / Сост.: Л.А.Богатова, Л.А.Кудряшова, Т.И.Палачева, И.А.Радчук. – Казань, ЗАО «Новое знание», 2002.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М., Аркти,2007.
Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда: учеб.для дифферинцир.обучения: 9 класс. – М.: Просвещение, 1997.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т.: Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера.- М.: Мир, 1990.
Зверев А.И. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. Под ред. Л.В.Латманизовой. – М., Просвещение, 1991.
Лебедев А.Г. Готовимся к экзамену по биологии: Учебное пособие. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 400с.
Популярная экология. Полезные советы в повседневной жизни. / Сост.: Л.А.Мангутова, Э.И.Байбаков, Б.М.Усманов и др. - Казань, Экоцентр, 1997.
Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. – М.: Наука, 1990. – 544с.
Фросин В.Н. Клеточная биология. Генетика: Рисунки и схемы: Учебное пособие. – Казань: Fort – Dialoque, 2001. – 82с.
Интернет-ресурсыhttp://www.lyceum95.ruhttp://renesans.narod.ru//schools.techno.ru/www.bioloqy.arizona.edu/cell bio/cell bio.htmlwww.cellsalive.com/dooq/bio kletkahttp://www.cbio.ruБиология 2000 «Обучающие энциклопедии»elmicro.8m.comshkola.lv/.../biology/work1/theory/1/bio_1_9.gif[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www.krugosvet.ru/articles/37/1003732/0002735g.htm az.lib.ru/.../text_0070/index.shtml www.college.ru/.../scientist/schleiden.html
www.hrono.info/biograf/bio_f/fleming_a.html - Хронос. www.hist.msu.ru molbiol.ru/forums/index.php?showtopic=105009 all-photo.ru/empire/index.ru.html?big=on&img=... «Общая биология. 10–11 классы» автора В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И.Сонин.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]