Использование игровой технологии как метода интерактивного обучения русскому языку в национальной школе.


Одним из важнейших дидактических принципов обучения русскому языку учащихся национальной школы считается принцип активности. Являясь ведущим, он определяет организацию познавательной деятельности в процессе обучения. Приемы, вызывающие активность учащихся, стимулирующие их мыслительную деятельность, могут быть самыми разнообразными. Прежде всего учителю необходимо пробудить в каждом ученике желание узнать больше, интерес к изучению языка. Интерес учащихся к предмету и их активность взаимосвязаны. Интерес не только предпосылка активности школьников, это и результат их активности. Лишь на почве высокой активности и самостоятельности возникают и укрепляют стойкие и деятельные интересы.
Интерес является не единственным мотивом учебной деятельности школьника. Учителю надо стараться делать учение привлекательным, не лишая его характера серьезного труда, который требует волевых усилий Этому служит использование на уроках русского языка элементов занимательности, игры, они облегчая запоминание правил, определений, которые по тем или иным причинам трудно усваиваются, активизируют всех учащихся, даже слабо владеющих русской речью.
Стремление учителя оживить урок, сделать его интересными для школьников, имея при этом в виду основные задачи обучения и развития – вот что оправдывает введение элементов занимательности, элементов дидактической игры.
Общеизвестно, что успех в реализации общеобразовательных и воспитательных задач на уроках русского языка в национальной школе зависит как от содержания самого учебного материала, так и от выборов метода обучения. В свою очередь методы обучения должны выбираться учителем в строгом соответствии с возрастными способностями детей. Большое место на уроках должны занимать дидактические игры, т.п. учебная задача, поставленная перед детьми, в игровой форме, становится для ребенка более почётной, а словесный материал легче и быстрее запоминается. Игра активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Игры могут быть словесными и наглядными. С помощью наглядных игр учитель расширяет словарный запас детей, привлекая игрушки, предметы, печатные материалы. Эти игры могут быть использованы при знакомстве с новыми словами, как и при их дальнейшем закреплении в речи.
Например, игра «Лото»
Цель игры: закрепление лексики по пройденной теме, контроль за усвоением новых слов (для проведения игры необходимо иметь специально подготовленные цельные карточки и отдельные разрезанные маленькие карточки с изображением предметов)
Ход игры: назначается ведущий. Он достаёт первую маленькую карточку и называет нарисованный на ней предмет. Учащиеся закрывают названную картину на цельной карточке. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все карточки.
Эту игру целесообразно проводить в период предварительного, устного курса, когда учащиеся знакомятся с лексикой тематической группы.
Игра «Найди свой ряд»
Цель игры: практическое усвоение грамматических категорий (рода, одушевленности, числа и др.)
Для проведения игры необходимо иметь карточки, карточки по определенной грамматической теме. Например, учащиеся должны различать одушевленные и неодушевленные существительные. Учитель подбирает карточки с изображением предметов, людей и животных.
Ход игры: Карточка раздаются учащимся. Учитель объясняет правила игры: каждый ученик должен поставить вопрос к своей картине и ответить на него. Все, кто ставит вопрос «Это что?» должны построиться в один ряд, а с вопросом «Это кто?» - в другой ряд.
Учащиеся выстраиваются в два ряда и подписывают свои карточки. Ведущий проверяет правильность рядов. Можно провести игры – диалоги «Волшебный мешочек», «Живая карточка», «Мы одеваем куклу», «Угадай», «Чего нет», различные «Лото».Словесные игры строятся часто без опоры на предметную наглядность.
Цель игры – закрепление уже известной лексики, развитие умственной деятельности, формирование разговорных навыков в соответствии с поставленной игровой задачей. Словесная игра является одним их эффективных средств контроля за процессом формирования русской речи учащихся. Дидактические игры, словесные могут решать ряд мыслительных задач: замена одного слова синонимичным ему, группирования по сходству и различию. Например: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем».
Цель игры: обогащение словаря учащихся глаголами движении, контроль за усвоением нового материала.
Ход игры: Выбирается водящий, объясняет правила игры. Водящий выходит из класса, а дети договариваются, где они были, какие движения они покажут. Водящий входит со словами: «Где вы были, что вы делали?» учащиеся хором отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» - и изображают (пили чай, умывались, стирали, бегали и т.д.), водящий отгадывает.
Игра «Кто в домике живёт?»
Цель игры: Развитие внимания, сообразительности, умение заменить одно слово другим.
Ход игры: назначается водящий, он выходит, а ребята договариваются, кто из домашних, диких животных, птиц будут жить в домике. Все хлопают в ладоши, приглашая водящего. Он входит со словами : «Тук-тук, кто в домике живет?» Дети отвечают: «Га-Га-Га!». « Гуси!» - отгадывает водящий. Выбирается другой водящий, игра продолжается.
Можно провести игры: «Отгадай, что это?», «Назови слово», «Телефон», «Доскажи предложения» и многие другие.
Развлекая, дидактическая игра должна отвечать определенным требованиям:
Учителю необходимо знать цели игры, ее возможности для решения конкретных задач урока, тщательно отбирать лексический материал, используемый в игре, с тем, чтобы не превышать возможностей памяти детей данной возрастной группы.
Для проведении игры надо создать определенные условия. Водящим назначить того, кто правильно отгадал загадку, ответил на вопрос. Активны должны быть все участники игры.
Необходимо стремиться, чтобы в игре сочетались двигательная и умственная активность (хлопки, постукивания, кивки)
Для проведения игры надо создать у детей игровое настроение, показать награды (значок, флажок, отметка)
Каждая игра должна быть занимательна, существенно отличаться от бесед, рассказов, упражнений.
Из сказанного следует, насколько велика в активизации учебного процесса роль учителя, который не только сообщает знания по своему предмету, но и воспитывает у учащихся интерес и стремление к самостоятельному приобретению знаний, развивает их мыслительную деятельность.
А «мышление на уроке начинается там, где у ученика появится потребность ответить на вопрос».
«Это самое трудное дело и самый верный показатель мастерства педагога» - так сказал В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям». «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». И с этим трудно не согласиться.