Технологии интерактивного обучения в начальной школе.
Технологии интерактивного обучения в начальной школе.
Брагина Яна Михайловна, учитель начальных классов МКОУ ООШ № 9 г. Биробиджана
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором обязательно участие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников, процессе обучающего познания.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Нам, педагогам, не стоит забывать слова В.А. Сухомлинского «Есть успех - есть и желание учиться. Особенно важно это на первом этапе обучения – в начальной школе, где ребёнок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе».
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество:
Работа в парах.
Ротационные (сменные) тройки.
Карусель.
Работа в малых группах.
Аквариум.
Незаконченное предложение.
Мозговой штурм.
Броуновское движение.
АМО «Дерево решений».
Суд от своего имени.
Гражданские слушания.
Ролевая (деловая) игра.
Метод «Пресс».
Займи позицию.
Дискуссия, «Факел».
Дебаты.
Каждый учитель может самостоятельно придумать и разрабатывать новые формы работы с классом. Я регулярно использую на своих уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них, вместе находить решение проблемы.
Очень нравится моим детям такой вид работы, как «Карусель», когда образуются два кольца: внутреннее и внешнее (динамические пары). Внутреннее кольцо - это стоящие неподвижно «ученики», а внешнее – «учителя» через каждые 30 секунд меняются (движутся по часовой стрелке). Таким образом, «ученики» успевают ответить на вопрос, закрепляя изученное. Затем группы меняются ролями и «учителя» задают новые вопросы.
Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
«Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
Активный метод обучения (АМО) «Дерево решений» предполагает деление класса на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на «деревьях» соседей свои идеи.
Метод «ПРЕСС» (ученики учатся дискутировать, аргументировать свои мысли)
Шаг 1. Раздать ученикам материалы, в которых обозначены четыре этапа метода «ПРЕСС»:
- Позиция: «Я считаю, что…»;
- Обоснование: «…потому, что…»;
- Пример: «…например…»;
- Выводы: «Поэтому я считаю…».
Шаг 2. Объяснить ученикам каждый этап метода «ПРЕСС»:
1) Дети высказывают мысль, объясняют, в чем состоит их точка зрения.
2) Объясняют причины появления такой мысли, то есть на чем основываются доказательства.
3) Приводят примеры, дополнительные аргументы в поддержку своей позиции, называют факты, которые демонстрируют их доказательства.
4) Обобщают свои мысли.
Часто использую и такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Иногда на обобщающих уроках использую такой приём, как «Факел». По кругу передается картинка зажжённого факела, и учащиеся высказываются о разных аспектах обсуждаемой темы.
Формами интерактивного обучения являются:
1.работа в статичных парах или парах сменного состава;
2.работа в малых группах;
3.игровое сотрудничество.
Подробнее остановимся на правилах применения именно этих форм организации учебной деятельности младших школьников.
Форма работы Зона применения
Работа в парах Уроки всех типов.Этапы проверки и этапы подготовки к восприятию нового материала.
Работа в малых группах Комбинированные уроки.Уроки ознакомления с новым материалом.Уроки обобщения знаний.Этапы актуализации знаний, этапы ознакомления с новым материалом, этапы обобщения знаний.
Игровое сотрудничество Уроки всех типов.Этапы формирования устойчивых умений.
Как правило, работа в статичных парах и парах сменного состава проводится на этапах проверки определённых учебных заданий. В первом случае, учащиеся одной пары осуществляют взаимопроверку и обмен заданиями, во втором – пары образуются в зависимости от скорости выполнения заданий учащимися и имеют возможность перемещаться по классу.
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Эти формы работы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте.
Результативность внедрения интерактивных технологий в современном уроке заключается в мотивации.
Задачи:
- сфокусировать внимание учеников на проблеме;
- вызвать интерес к теме урока;
- настроить учеников на эффективный процесс познания;
- вызвать у учеников личную заинтересованность;
- психологически подготовить учеников к восприятию темы урока;
- четко связать с темой урока;
- настроить учеников на решение определенных проблем.
Материал, представленный во время мотивации, подытоживается и становится «мостиком» для представления темы урока.
Например, приём «Раздели слова»
Шаг 1. Подберите девиз урока (пословицу, крылатое выражение, изречение известного человека и т.п.) или тему урока.
Шаг 2. Запишите все слова слитно.
Шаг 3. Ученики должны разделить слова и прочитать девиз урока или тему.
Шаг 4. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте мотивационные факторы у учеников.
Например: Использованиебольшойбуквывкличкахживотных.
Использование интерактивной доски.
Я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски Smart Board, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором.
Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового.
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может, так как не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать только сам педагог, ясно представляющий цель и пути её решения, использующий эффективные методы обучения, а доска – это лишь полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.
У современных учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).
Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.). Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.
При использовании доски, не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с интерактивной доской позволяет сэкономить драгоценное время на уроке и сделать его эффективнее.
Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.
Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель, как и раньше – в центре внимания.
Заключение
Применение Технологий Интерактивного Обучения позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника: возникает целая система взаимодействий, таких как, учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа – группа, а также связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.
МНОГИЕ основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Литература
Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления / Свердл. обл. ин-т усовершенствования учителей. Свердловск, 2012.
Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы. — М., 2010.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. — М., 1984.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. — М., 1984.
Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие, — Минск, 2009.
Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младших школьников: методические разработки. — М., 2011.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 2001.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. — М., 2004.
Сиротенко Г.А. Современный урок: интерактивные технологии обучения. – Х.,2003.
Сухомлинский В.А. 100 советов учителю. – К., 1998.
Ерошенко О.Г. Групповая учебная деятельность школьников: теория и методика. – К., 2007.