Формирование социального здоровья детей с ОВЗ по слуху на занятиях хореографией
Формирование социального здоровья детей с овз по слуху на занятиях хореографией.
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их
духовная жизнь, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский.
Много лет в нашей школе работают дополнительные виды деятельности, в частности, хореографические ансамбли, где наши дети развиваются физически и нравственно. В связи с введением специальных ФГОС с 1 сентября текущего года, занятия хореографией становятся приоритетным направлением внеурочной деятельности. Возможно, что кто-то с этим не согласен, но факт того, что педагогический потенциал таких занятий практически безграничен, остается бесспорным.
Основная цель занятий хореографией состоит в сохранении и укреплении здоровья: здоровья физического и здоровья эмоционального.
Каждый год ко мне подходят родители и просят принять их ребенка в ансамбль для того, чтобы укрепить общее здоровье, снизить риск появления хронических простудных заболеваний, устранить проблемы позвоночника (сколиоз, лордоз, кифоз), стопы (различные виды плоскостопия и деформации), для развития координации и двигательной динамики, внимания и памяти, с целью решения некоторых психологических проблем, существующих у ребенка.Свою книгу «Анатомия танца» Жаки Грин Хаас начинает со следующей фразы: «Танец – это уникальная демонстрация человеком своих физических способностей, выражающая как неуемную энергию, так и нежные чувства… Танец является воплощением безукоризненного баланса, полного мышечного контроля, грации, ритма и скорости». На самом деле, очень сложно назвать группы мышц, связок и суставов, которые не были бы задействованы в процессе обучения хореографии. Красивая осанка, натянутось ног, подъем, выворотность ног, гибкость корпуса и, в итоге, изящность и грациозность не только походки, но и всех движений – все это достигается работой у хореографического станка.
Несмотря на то, что физическое развитие достигается упорным ежедневным трудом нельзя говорить о том, что оно является главным компонентом танцевального мастерства. Исполнитель с недостаточной внутренней культурой никогда не станет по-настоящему интересным и востребованным артистом.
На занятиях хореографией ребенок учится, в первую очередь, соблюдать нормы этики и эстетики. Этому способствует воспитание не только культуры танца, но и культуры взаимоотношений в коллективе и с педагогом, которые невольно проецируются детьми в повседневную жизнь. Согласитесь, приятно видеть, когда ребенок пропускает вперед старшего по возрасту, в общественном транспорте уступает место взрослому, когда дети помогают друг другу справляться с трудностями. А ответственность? Дети, танцующие в ансамбле, с первых дней знают о том, что они должны стараться, должны двигаться вперед, должны на каждом занятии работать в полную силу потому, что от каждого из них зависит успех выступления всего коллектива.
Еще одним немаловажным аспектом является то, что хореографы годами воспитывают в детях терпение, трудолюбие, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность, которые необходимы не только в хореографическом зале. Наличие именно этих качеств личности в дальнейшем будет способствовать личностному и профессиональному росту ребенка вне зависимости от выбранной им профессии.
Все вышесказанное могло бы так и остаться пустыми словами, если бы я не видела этого на практике. Все вы прекрасно знаете, что я занимаюсь с детьми не только в хореографическом классе, но и уже несколько лет вожу на конкурсы в другие города не только своих детей, но и тех, кто занимается в других коллективах. Поэтому приведу последний пример из жизни. Вы знаете, что на прошлой неделе мы ездили в Москву на 6-й творческий фестиваль среди лиц с ограниченными возможностями здоровья. Алексеева Виолетта участвовала в номинации «Художественное творчество», где заняла 2 место и ездили мальчики – наши «Озорники»: Абдуллаев Ахмед, Ледочков Костя, Макаров Юра и Шкондин Рома. Времени репетировать и готовиться к фестивалю, как обычно мы готовимся, не было, тем более готовить замену. Несмотря на то, что Рома уже выпустился и у него свои личные проблемы, работа и т.д., он не отказался, а отложил все свои дела и нашел время на поездку, чтобы не подводить мальчишек. Днем мы прорепетировали, но открытая площадка, на которой должны были выступать, была еще не готова и мы договорились, что подъем в 6:30, чтобы в 7 часов утра прорепетировать, на этой площадке, т.к. с 10 часов начинался конкурс и сцена была бы уже занята. Но, так получилось, что ровно через сутки после приезда в Москву, ночью, Рому увезли в больницу с острым аппендицитом. Естественно, я всю ночь провела в больнице с Ромой, и вернулась к ребятам только в 7 утра. Первым делом к ним в спальню – закрыто. Стучу – не открываю. Думаю: «Ну все, пропала репетиция. Что делать? Когда переделывать танец?» Пока я это все осмысливала, смотрю – бегут все трое наших мальчишек. «Наталья Юрьевна, мы видели, как ты приехала, не переживай, мы уже все отрепетировали. А где Рома?» Время 7.15 утра. Я им объясняю: «Рома в больнице. Ему сделали операцию». В 7.30 мы уже были на сцене и переделывали танец с 4-х человек на 3-х. В 10 часов утра снова репетиция, в другом зале, с музыкой и к 12 часам я уже снова мчалась в больницу, чтобы поговорить с врачами и увидеть Рому. Пока меня не было, дети сами обедали, сами еще репетировали, в общем, все сами. Конечно, они очень переживали, как станцуют без Ромы, вдруг что-то забудут, или ошибутся. И это естественно, потому что теперь им предстояло не только защищать честь школы, но и они не могли подвести Рому. Как они станцевали, говорить не буду, чуть позже сами все увидите, единственное, что скажу, это то, что мальчишки завоевали (в прямом смысле этого слова) 1 место. На следующий день мы должны уезжать. В 8:30 завтрак, в 10 утра закрытие фестиваля, вручение дипломов и гала-концерт, а в 2 часа у нас автобус до вокзала. А ведь нужно еще Роме отвезти вещи и документы. Сели с ребятами, поговорили. Нет времени, чтобы съездить в больницу. Что делать? Мальчишкам говорю: «Или мы сидим на закрытии фестиваля и ждем «бумажку», или мы едем к Роме». Они не раздумывали: «Мы едем к Роме». Их не остановило даже то, что за проезд нужно заплатить 300 рублей (вы знаете, как наши дети относятся к тому, что им нужно за что-то платить). Естественно, что наше выступление на гала-концерте срывалось. Но, в итоге, мы успели все – и к Роме съездить, и награду получить, и на гала-концерте станцевать.
За все это время я ни разу не услышала от них фразы: «а мы устали», «а зачем?», «а я не хочу» и т.д. Когда мы зашли к Роме, первым его вопросом, вместо «здравствуйте», было «Как вы станцевали?» Именно в таких, экстренных ситуациях открывается вся подноготная человека. Я с уверенностью могу сказать, что ребятами чувство ансамбля было спроецировано в жизненную ситуацию, когда понимаешь, что нужно сделать вопреки обстоятельствам, нельзя подвести, нельзя предать, нельзя бросить в беде, а напротив, нужно собрать всю свою волю в кулак и помочь другу, когда нужно сделать за себя и за товарища. Это обстоятельство увидела и ощутила не только я, но и организаторы фестиваля, которые на сцене не только вручили нам диплом и кубок за танец, но и отметили высокую нравственность и чувство товарищества и человечности в коллективе.
В заключение своего выступления, я предлагаю вам посмотреть, как же все-таки ребята станцевали.