Применение игровых технологий на занятиях хореографией

Приоритетной целью современного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Любая педагогическая технология, применяемая на занятиях хореографией, должна быть переосмыслена педагогом и окрашена творческим, эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.
Мы в своей педагогической практике на занятиях хореографией на начальном этапе обучения часто применяем игровые технологии, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Проведение занятий в игровой форме удерживает интерес воспитанников и включает их в активную работу.
На начальном этапе обучения весь урок строится на игровых технологиях.
Примеры:
Упражнения на полу для развития выворотности танцевального шага, стоп - «птички», «Рисуем кружочки острыми наточенными карандашиками», «отверточка», «вкручиваем болтик», берем стопой апельсин, яблоко, «бабочка» и т.д.
Для развития силы спины, пресса - «Ежик» (сидя на коленях «ежик пугается», чувствуя опасность, он собирается в клубок), «Кошка добрая и злая», «Улитка», «Корзиночка», «Лягушка», «Березка», «Мостики», «Паучок охраняет сундучок» и т.д.
Для развития прыжков - «Зайчики» (прыжки с вытянутыми стопами по шестой позиции на месте и по кругу), «Мячики» (прыжки с вытянутыми стопами по шестой позиции вперед и назад), «Скакалки» (прыжки с вытянутыми стопами по шестой позиции в стороны) и т. д.
Танцевальные этюды на развитие координации и выразительности исполнения «Клоун веселый, грустный и т.д.», «Бравые солдаты», «Петрушка», «Аист и лягушка», «Веселый гном» и т.д.
На ориентирование в пространстве – «Надуваем быстро шарик, он становится большой. Вот какой!» - это мы учим держать круг, движение по кругу «Карусели» (еле-еле, еле-еле завертелись карусели, а потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, карусель остановите) и т.д.
Виды и формы такого обучения ограничиваются только фантазией хореографа.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком  четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроке хореографии при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает:
-          успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;
-          сохранение и совершенствование на протяжении всего образования достижений предыдущего периода развития;
-          развития младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию;
-          сохранение и укрепление его нравственного, психического, физического здоровья.
Какие виды УУД формируются при помощи игровых технологий?
Познавательные: Осмысление, объяснение своего двигательного опыта. Осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений. Осмысление техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений. Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения игровой ситуации.
Коммуникативные: Позитивно взаимодействовать со сверстниками в парах и группах при разучивании упражнений. Объяснять ошибки при выполнении упражнений. Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность. Выражать свои мысли в соответствии с задачами урока, владение специальной терминологией, организовать и провести игру.
Регулятивные: Организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря (если такой имеется), организации мест занятий. Характеризовать, выполнять задание в соответствии с целью и анализировать технику выполнения упражнений, давать объективную оценку технике выполнения упражнений на основе освоенных знаний и имеющегося опыта. Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых хореографических элементов, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения и т. д.
Игровые технологии занимают важное место в нашем учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности воспитанников, но и выполняют ряд других функций:
1) Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать танцевальные умения и навыки, развивает эмоциональность, выразительность, фантазию, уверенность.
2) Игра стимулирует умственную и физическую деятельность обучающихся, развивает внимание и интерес к предмету;
3) Игра – один из приёмов преодоления пассивности детей и обучения эффективного действия в команде.
 4) Профессиональные качества детей, такие как выворотность, гибкость, растяжка, воспитываются в условиях игры, мышечные ощущения у обучающихся закрепляются с интересом и удовольствием
Трудность игр по физической нагрузке и сложности взаимодействия участников должны быть доступными и возрастать постепенно. А так же выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока.
Примеры:

«Сад».
Каждому ребенку предлагается свое собственное задание – станцевать какое-то животное, рас
·тение, или часть пейзажа. Для создания некоторых образов (скажем, ручья или облака) дети могут объединяться по несколько человек. Образы: пчела, ромашка, розовый куст, кролик, солнце, котенок, воробей, тучка и т.д. После этого предлагается станцевать всем вместе один общий сад. Для этого нужно объяснить им, что такое общий, групповой танец, что общая картина сильно зависит от стараний каждого.
Мячик – невидимка
Дети становятся на расстоянии друг напротив друга или по кругу. Игра заключается в том, что все перебрасываются или передают друг другу несуществующий мячик. Нужно помочь детям почувствовать этот мячик в руках. Он может быть маленьким или большим, легким или тяжелым и т.д.. Можно предложить детям в течении минуты тереть ладонь об ладонь, а затем медленно развести их в стороны – возникает чувство связи между ладонями. Эту связь нужно расширить до размеров и формы мячика. Когда этот этап будет пройден, можно попробовать формировать, чувствовать в руках и передавать другие предметы – кувшин, поднос, ткань, цветы Их можно передавать вместе с каким-нибудь танцевальным движением.
Распутать веревочку
Это довольно веселая игра, так что приготовьтесь к шуму и смеху! Лучше всего ее играть небольшим количеством человек или несколькими командами. Дети становятся в круг, берутся за руки и начинают запутываться. Они могут закручиваться, переступать ногами через руки и ноги друг друга, присаживаться, ложиться, поднимать друг друга на руки и так далее. В результате получается совершенно нераспутываемый клубок детей.
Включаем музыку и задаем участникам скорость или темп для распутывания: -“Теперь Вы должны распутаться со скоростью морской волны” или “Как тропический кактус”. Задача детей – танцуя и избегая “негармоничных”, выпадающих из заданной ритмики движений, распутать свою веревочку.
Танец-ситуация
Ведущий игры дает задание с ситуациями, которые нужно будет разыграть в танце. Детки разбиваются на команды по два-пять человек и получают свое задание. Командам дается время на подготовку. Задача детей – распределить роли, подготовить и показать перед всеми танец-ситуацию, словно маленькую сценку.
Зрители смотрят, у кого что получилось, а затем пробуют угадать и пересказать, что именно по их мнению разыгрывалось.
Примеры: Жрица разводит огонь в Храме, Девушка собирает цветы в лесу, Путешественник взбирается на гору, Пожар и т.д.

Танец-сценка
Все играющие делятся на пары, после чего каждой паре выдается карточка с образами для каждого из них. Дети распределяют роли и придумывают маленькую сценку-танец, где их персонажи встречаются и разыгрывают какой-то сюжет. После этого подготовленные танцы показываются перед всеми.
Карточки: Человек и Дракон, Тараканы, Радостный слон и бабочка, Птичка и кот, Два зайца играются, Спрут и рыбка, Пингвин и чайка, Паучок и хищный цветок, Пень и молодой расточек, Щенок и опытный пес, Лебеди, Петух и курица, Муха и корова и т.д.
Для младшего возраста можно предложить станцевать Сказочных героев, даже из разных сказок
Карточки для примера: Красная шапочка, серый волк, охотник, Золушка, Лиса, Белоснежка, Гном, Кощей Бессмертный, Мышонок, Царевна Лягушка, Дюймовочка, Старик Хоттабыч, Колобок, Незнайка, Ромашка, Елена Прекрасная, Чиполлино, Муха Цокотуха, Старичок-паучок, Маугли, Пантера Багира, Алиса, Буратино, Мальвина, Пьеро, пудель Артемон, Карабас-Барабас, Жар-Птица, Конек-Горбунок, Винни Пух, Пятачок.
Для детей постарше предложенные персонажи должны быть интереснее и менее известны.
Примерные карточки: Кукорямбочка, Волшебник леса, Дух колодца, Брамбруляк, графиня Маня, таинственные божества Африки, Азии, Индии и т.д.
Танец Огня
Все играющие садятся по кругу. Они представляют собой Огонь и их общая задача – станцевать танец Костра. Движения могут быть у каждого свои, или их может “задавать” один человек, а лучше всего – каждый из танцующих по очереди. Это – предварительная подготовка к игре, после чего детям можно предложить ее усложнить.
Весь круг становится просто путешественниками, которые отдыхают у Костра (дикарями или пиратами), и только один из танцующих остается в центре и танцует Костер. Он имеет право передвигаться во все стороны подобно языкам пламени. Путешественники стараются, чтобы Костер не обжег их.
“Быстрые превращения“.
Под быструю музыку дети свободно двигаются. Когда музыка  остановится, дети превращаются в того, в кого скажет ведущий. Баба-Яга, роботы, грустный клоун, весёлый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун, вежливый манекен.
Игры для поднятия настроения, снятия психологического барьера.
“Гусеница”.
Группа становится в линию. Каждый из группы передаёт свою руку тому, кто стоит сзади. Для этого играющие расставляют ноги на ширину плеч и подают  руку назад между своих ног. При этом каждый берет руку стоящего впереди. Группа начинает двигаться вперёд, потом назад, пока все не лягут на пол.
“Мой хороший попугай “(мишка, зайка).
По кругу передают любую игрушку. Получив игрушку, ребёнок прижимает её, гладит, говорит что-то приятное, бережно передаёт другому.
“Липучка”.
Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников приговаривая: “Я - липучка - приставучка , я хочу тебя поймать“. Каждый пойманный присоединяется.
Заключение: Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.


15