Использование концертмейстером идей Школы «диалога культур» В.С. Библера на занятиях хореографией


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛОБНЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
141730,Московская область,
г..Лобня ул. Победы, 18 тел. 8-495-577-15-86
cdtlobnya@mail.ruМетодическая разработка
Тема: «Использование концертмейстером идей Школы «диалога культур» В.С. Библера на занятиях хореографией».

Автор: Царёва Татьяна Борисовна
концертмейстер «Образцового детского
коллектива» хореографического
ансамбля «Сувенир».
г. Лобня
2016
Аннотация
Данная методическая разработка позволяет концертмейстеру на занятиях хореографией использовать и внедрять основные положения нового типа образования - Школу "диалога культур", создателем которой являлся В.С. Библер.
Введение
В середине 80-х годов Библер создал на основе своих философских идей целостную концепцию школьного образования – Школа диалога культур. Им были сформулированы основные положения нового типа образования.
В.С. Библер ( Владимир Соломонович Библер, 4 июля 1918г, Москва — 3 июня 2000г, Москва) — российский философ, культуролог, историк культуры. Создатель учения о диалоге культур, автор работ по истории европейской мысли, логике культурного развития, теории научного познания).
Школа диалога культур ― концепция целостного школьного образования, основанная на определенной логике и определенном понимании культур. Под культурой мы понимаем не просто совокупность богатств, выработанных человечеством, но совершенно особый феномен духовной жизни человека - культура как диалог культур.
И задача школы диалога культур – вводить ребенка, ученика в культуру, формировать человека культуры, научить ценить и уважать народные достояния, традиции, обряды, самобытное творчество. Разбираться и уважать культуру многочисленных народов.
Цель разработки: 
Познакомить учащихся с музыкальной культурой разных стран и народов, пробуждать и развивать интерес к этой музыке.
Задачи:
Образовательные:
Учить понимать особенности музыкального языка разных стран и народов. Вызывать яркий эмоциональный отклик на слушаемые произведения.
Развивающие:
Развивать музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения. Формировать музыкальный вкус учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать через музыку разных стран и народов дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности. Воспитывать у школьников интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов.
Основная часть
Народно-сценический танец является ярким примером, на основе которого можно познакомиться с яркими образцами народной музыки. Можно ли стать вообще культурным человеком, отбрасывая национальное духовное  наследие, необходимо помнить об истоках народного танца.
Танец появился очень давно. Люди начали двигаться, ритмично ходить, выбивать ритм, водить хороводы даже раньше, чем появилась развитая устная речь. Танец был досугом, который сближал людей. И, как все в нашем мире, танец с течением времени продолжал развиваться и видоизменяться. Народно-характерный танец недаром так называется. У людей разных континентов, разных частей света и разных стран соответственно формировались разные танцы. «Северный русс не так пляшет как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финны, - писал Н.В. Гоголь, - у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого, легкий, воздушный». На формирование особенностей танцевальных движений каждого конкретного народа влияло множество факторов. В частности среди них можно назвать: особенности климата и ландшафта местности, где проживает народ, а также особенности его обычаев, костюмов, темперамента.
Все эти особенности в комплексе формируют характерные черты народа, которые находят свое отражение в его творчестве, в том числе – в его танцевальном искусстве. Поэтому, в той или иной мере зная характерные особенности отдельных народов, можно достаточно достоверно определить к какому именно народу принадлежит тот или иной танец. Действительно, можно легко узнать, например, танцы восточных народов.
На Востоке главное украшение женщин – скромность, поэтому танцуют восточные женщины с опущенными глазами, носят либо длинные платья (народы Кавказа), либо узкие юбки и шаровары (народы Средней Азии). В первом случае движения их ног не видны, во втором – возможны лишь мелкие шажки, поэтому женский восточный танец строится в основном на движениях рук, плеч, головы, даже глаз. Для украшения нередко используется платок.

Рис. 1
Ярким примером влияния на танец климатических особенностей местности являются танцы народов Латинской Америки. Солнце и жара порождают зажигательные ритмы, позволяют людям довольствоваться минимальным количеством одежды и во многом объясняют их беззаботный нрав, результатом чего являются активные, раскрепощенные движения всего тела: плеч, бедер, рук, ног, даже отдельно – кистей и стоп.Ландшафт местности, как уже говорилось выше, тоже формирует характерные черты народных танцев. В качестве примера можно привести украинские и белорусские танцы. Украина – это широкие степи и поля. Простора много, он фактически неограничен, поэтому, как правило, украинские танцы многолюдны, они отличаются разнообразием рисунков и перестроений. Отсюда и свойственная украинским танцам широта движений, отсюда и их основные движения: бегунец, широкие и мелкие шаги, подскоки, перепрыжки, присядки.

Рис.2
Белоруссия – неровная, болотистая местность. Это особенность ее территории породила и основное движение белорусских танцев – подскоки, когда исполнитель как бы перескакивает с кочки на кочку.
Рис.3
Нельзя не упомянуть и влияние на народные танцы обычаев и традиций страны. Например, на Руси издавна главной ценностью считалась земля. Любовь к ней, благодарность породила известные русские дроби. Русские люди верили, что через соприкосновение с землей им передается ее сила. Им в целом было свойственно одушевление природы, и, в частности, одушевление ими лесов привело к поэтичным сравнениям русских девушек с деревьями, такими, например, как ива, осина, береза, рябина, а также с птицами, такими как лебедь, горлица и т.д.
Отсюда и свойственные русским лирическим танцам плавность движений, перегибы и наклоны.
Рис.4
Испания издавна отличалась строгостью и воинственностью, результатом чего явились характерная гордая посадка головы и подтянутость корпуса. Длинные строгие одежды женщин породили большое количество танцевальных движений рук и пальцев (примером может послужить знаменитое фламенко). Музыкальность испанского народа и любовь к разнообразным ритмам привела к использованию в танце кастаньет, цимбал и тамбуринов; солнце и жара к использованию веера. Наличие в испанских танцах этих предметов породило характерные движения рук и корпуса.
Рис.5
Можно привести еще не мало примеров влияния образа жизни народа и его характера на его танцевальное искусство. Однако даже перечисленные примеры достаточно убедительны: любой народ узнаваем в своем танце. Происходит это по вполне объективным причинам: народное творчество – это, прежде всего, отражение культурных традиций, носителем которых является народ.
С древних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей и зрителей. Они развлекают и завораживают, заставляют переживать или радоваться, словом не оставляют равнодушными никого. Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменяются, а порой исчезают, другие же наоборот, становятся традиционными на длительное время.
Незабываемые мелодии зажигательного молдавского танца, грациозного итальянского танца и темпераментной лезгинки не оставляют равнодушными истинных ценителей танцевального искусства.

Рис.6

Рис.7

Рис.8
Заключение
Важную роль в процессе изучения народного танца имеет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия. Подбирается музыкальный материал одновременно и простой, доступный для детского восприятия, и в тоже время яркий, соответствующий стилю национальной окраски, воспитывающий художественный вкус детей.
Знакомство с национальной культурой способствует всестороннему чувственному и интеллектуальному развитию детей, формирует их мировосприятие, духовность. На занятиях так же знакомимся с историей народного костюма, его элементами. Рассказываем, какой костюм соответствует тому или иному танцу, как носить костюм. 
Список используемой литературы
Библер В.С. "Школа "диалога культур". Кемерово, 1992. С.5-6
Библер В.С. " Ах, какой воспитанный, образованный, просвещенный, культурный человек!.." (об историческом, личностном и педагогическом споре этих определений). 1993.
Донченко Р. Академия танца. Часть 2. Народно-характерный танец. 2007.