Конспект занятия «Слова-действия», для учащихся 2 класса с нарушением чтения и письма, обусловленное НВОНР.
Конспект занятия «Слова-действия», для учащихся 2 класса с нарушением чтения и письма, обусловленное НВОНР.
Тема: «Слова-действия. Закрепление.»Цели:
коррекционно-образовательные:
- закрепить понятие о словах, обозначающие действия;
коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха;
- развитие мелкой моторики;
- развитие зрительного внимания и памяти;
- развивать логического мышления, способности к запоминанию, переключению;
коррекционно - воспитывающие:
- воспитывать культуру поведения на уроке;
- воспитывать самоконтроль.
Оборудование : сюжетные картинки, карточки, мяч, интерактивная доска.
Ход занятия.
I. Мотивационный.- Здравствуйте, ребята! Наше занятие я хочу начать со слов:
Улыбнитесь друг другу и скажите:
Мы будем заниматься, будем мы стараться.
Ответы верные давать и друг другу помогать!
- На парте у вас лежат 2 кружочка: жёлтый и зелёный. Если у вас хорошее настроение, поднимите жёлтый кружочек, если плохое - зелёный. А к концу нашего занятия посмотрим, изменилось ли ваше настроение.
II. Пальчиковая гимнастика.
Дом.
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
III. Артикуляционная гимнастика.
1. «Заборчик»
Подъезжает шофер,
Ну, а впереди - забор.
Тормозит и назад,
И так восемь раз подряд.
2. «Лопаточка».
Язык широкий покажи
И лопаточку держи.
3. «Часики».
Маятник туда, сюда
Долетает вот так «Раз - два».
4. «Вкусное варенье»
Губка верхняя в вареньеАх, неаккуратно ел.Вот облизывать придётсяБудто нету других дел.
5. «Гармошка»
Непослушный язычокДелает вот так – молчок!Челюсть нижняя внизЭто вовсе не каприз.Гармошку делать продолжаем!Рот закрываем, открываем.
IV. Развитие фонематического слуха.
Игра «Звуковая цепочка» :Свяжем мы из слов цепочку
Мяч не даст поставить точку.
кот - … (дети самостоятельно придумывают слова на конечный звук, передавая друг другу мяч).
V. Актуализация знаний.- Вспомните, с какими словами мы познакомились на прошлом занятии?
- На какие вопросы отвечают слова - действия?
Перед вами лежать картинки.
- Подберите к ним слова, обозначающие действия? (дети называют слово-предмет, подбирают слово-действие и ставят вопрос).
- Выберите картинки, связанные с профессиями?
VI. Введение в тему занятия.
- Ребята, скажите мне, с какими словами мы с вами сегодня будем продолжать работать на нашем занятии?
VII. Сообщение темы занятия.
VIII. Работа над темой.
- откройте тетради и запишите число.
1.На доске записаны слова. Запишите их в тетрадь и подберите слова-действия (по 2 слова)
Образец: девочка прыгает, кушает.
Бабушка
Машина
Птица
Медведь
Физминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите,
И писать, друзья, начните!
- Ребята, вспомните и назовите из физминутки слова-действия?
2. Игра «Один-много»
девочка шла - девочки шли
школьник учится-
спортсмен бежит-
птица летит-
ребёнок смеётся-
3. Вставь подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов
(используется интерактивная доска):
Дежурный ….. цветы.
Мой папа …….на заводе.
Я …. в школе.
Брат …. конструктором.
Мама ….. чай.
4. Подбери слова противоположные по смыслу:
Стоять - Здороваться -
Молчать - Поднимать-
Смеяться- Побежать -
5. Образование глаголов от существительных (записать в тетради):
смех - смеяться бег -
улыбка - завтрак -
радость - весёлый -
- От какого слова вы не образовали слово-действие? Почему?
6. Работа над текстом.
Дети работают в парах.
Разделите текст на предложения (обозначь границы предложений). Подчеркнуть графически слова, обозначающие действия.
Высоко над рекой носились ласточки они играли в пятнашки вдруг прилетел сокол острые крылья так и свистят ласточки мигом разлетелись.
IX. Рефлексия.
- Наше занятие подошло к концу.
Подведём итог:
- С какими словами мы сегодня работали?
- Как графически подчёркиваются слова-действия?
- Что повторили на занятии?
- Я хочу посмотреть, с каким настроением вы закончили наше занятие. Покажите смайлики, которые лежат у вас на столе.
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
Литература.
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
2. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.:АРКТИ, 2007.
3. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.- Воронеж: Издательство «Учитель», 2003.)4. Садовникова И.И. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. , М: АРКТИ , 2005
Краткое описание материала.
Фронтальное логопедическое занятие проводиться с обучающимися на школьном логопункте, имеющими нарушения в устной и письменной речи, обусловленное НВОНР. Это занятие I этапа коррекционной работы. Цели данного занятия закрепить понятие слов, обозначающих действия. А также в ходе данного занятия ведётся работа по обогащению словаря детей за счет подбора слов - антонимов, умения образовывать от существительных глаголов. Ведётся работа по теме «Профессии». Продолжается работа над развитием фонематического слуха, развитием мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.
На занятии используются различный формы и методы работы. Предложенные виды работ способствуют развитию активной речи, формируют у детей мышление детей, развивают внимание и память.