Конспект логопедического занятия: Дифференциация с-ц с группой детей с НВОНР.
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 36»
Конспект логопедического занятия
по теме « Дифференциация звуков «с – ц »
с группой детей с НВОНР ( 1 – й класс)
Выполнила:
учитель – логопед
Шевченко С.И.
ЦЕЛИ:
Коррекционно - образовательные:
-- развитие фонематического восприятия: закрепить умения различать
звуки с – ц изолированно, в слогах, словах, предложениях на слух и
правильно обозначать на письме;
- развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов простой и
сложной слоговой структуры;
-- образование уменьшительно – ласкательных слов;
-образование прилагательных от существительных;
--образование глаголов;
-- анализ и синтез предложений;
--развитие связной речи;
-- развитие дикции в чистоговорках;
Коррекционно – развивающие:
-- развитие психических процессов: внимание, памяти, восприятия, мыслительных процессов, воображения;
-- развитие мелкой моторики;
-- совершенствование пластики;
Коррекционно – воспитательные:
-- активность, интерес, аккуратность, чувство взаимоуважения, любовь к русскому языку;
ОБОРУДОВАНИЕ:
Тетради, ручки, доска, слоговые таблицы, пиктограммы предложений,
разрезные картинки цветов, слоги для составления слов, звуковые линейки,
мяч, картинки для составления слов по первым звукам, карточки с прописными буквами с – ц, с печатными, музыка Чайковского « Вальс цветов», пазл --картинка для составления связного рассказа, карта страны Цветов.1.Орг. момент.
Дети входят в класс, читают текст телеграммы:
« Помогите, злой волшебник Кактус похитил цветы , в названии
которых есть звуки с—ц. Вас будет ждать карта—подсказка.
Адрес: Страна Цветов.
Звучит музыка «Вальс цветов», дети берутся за руки и
«оказываются» в стране Цветов, занимают свои места.
2.Новая тема.
Назовите 1- й звук в слове страна ( с)
------------------------ цветы (ц)
Чем похожи эти звуки? ( согл., глухие)
Чем отличаются? ( с—м. б. твердым и мягким, а ц-- всегда твердый)
Д/и « Чуткое ушко»-- дети хлопают в ладоши на звук с:
с, м, ц, с, к, у, с. с, ц, т , с.
на звук ц:
Ом, ца, ус, оц, ис, кА, цу, ин, то, цо.
Д/И « Назови наоборот» игра с мячом:
са- ца ос—
со- оц-
сы- ас—
3. Закрепление:
Дети, мы заигрались. Пора выручать похищенные цветы.
Вот наша карта—подсказка. Посмотрите вся дорога до замка Кактуса
усыпана маленькими кактусиками они не простые , а с заданием,
если мы выполним все задания, то Кактус вернет похищенные цветы.
Злой Кактус разрезал фотографии похищенных цветов,
нужно их собрать.
(звучит музыка, дети собирают разрезанные картинки)
Нарцисс, гладиолус, астра, флокс, бархатцы, настурция, ирис.
Затем называют цветы уменьшительно-ласкательными словами.
Берем звуковые линейки, определяем, какой по счету звук с-ц в словах:
звук с: ирис, астра, флокс, гладиолус;
звук ц: бархатцы, настурция, нарцисс, цветы;
3.Чем отличается звук от буквы? (дети отвечают)
Дети берут семафорчики с буквами с ц:
Если в словосочетаниях вы услышите звук с, поднимаете букву с, если звук ц—букву ц.
Астра садовая, флокс красный, гладиолус стройный, настурция оцвела,
бархатцы цветущие, прекрасный ирис;
Дети, скажите цветы, какие?( дети перечисляют: красивые, пахучие,
ароматные, разноцветные, веселые)
4.Открыли тетради, взяли ручки, д/и «Запомни, повтори, запиши»
Ца-са-ца ас-ац-асСо-цо-цо са-ца-саПоторим чистоговорки:
Су-су—ирисы я несу
Ас-ас—нарцисс расцвел у нас
Цы-цы—бархатцы красивые цветы
Ос-ос—маме флоксы я принес
Ци-ци- у настурции яркие цветы
Ас-ас—астра выросла у нас
Су-су—красный гладиолус я несу.
Взяли ручки пишем графический диктант:
( из слогов записывают только звуки с или ц)
СА, ос, уц, цы, цо, аса, оцу, ис, сы, цу.
(ЗАТЕМ ИДЕТ ПРОВЕРКА)
5.« 4-Й ЛИШНИЙ»
ИРИС, АСТРА, КОЛОКОЛЬЧИК;
ЛАНДЫШ, БАРХАТЦЫ, ФЛОКСЫ;
ГЛАДИОЛУС, НАРЦИСС, ВАСИЛЕК;
6. Чтение слоговых таблиц.
( на доске)
Дети, назовите, что делают цветы? ( дети по очереди называют: растут, цветут, живут, дышат, отцветают, распускаются, пахнут, закрываются)
7. Звукобуквенный анализ и синтез слов.
Злой волшебник Кактус зашифровал названия цветов. Их нужно
отгадать по первым звукам в названии картинок. ( выставляются картинки,
дети отгадывают: флокс, ирис, астра) Дети записывают слова в тетрадь,
деля на слоги, выделяя ударный гласный. Предварительно проводится
упражнение на мелкую моторику:
шевелились у цветка
все четыре лепестка
я сорвать его хотел
он вспорхнул и улетел.
Слова, обозначающие названия других цветов Кактус разрезал на части,
их нужно собрать правильно. (дети на фланелеграфе составляют слова из слогов)
( нарцисс, настурция, бархатцы, гладиолус)
8. Работа с пиктограммами.
Дети, нам нужно расшифровать предложения, записать его схему
в тетрадь и в словах где нужно обозначить звуки: с-ц.
( дети расшифровывают пиктограммы:)Около дома растет нарцисс.
Настя посадила астры.
На клумбе растут флоксы, настурции.
Я поставил гладиолус в вазу.
9. Подвижная игра на воображение под музыку.
Представьте, что вы цветы. Ярко светит солнышко, дует ветерок.
(дети изображают)
Набежала туча , подул сильный ветер.
Опять выглянуло солнышко, легкий ветерок
Наступил вечер, цветы закрылись
Наступило утро, взошло солнышко, цветы открылись.
10.Коллективно собрать пазл- картинку и составить рассказ.
Что это нарисовано?--- это дом.
Что расположено около дома?-- Около дома клумба.
Что растет на клумбе?--- На клумбе растут цветы: нарциссы, гладиолусы,
флоксы.
Назовите имя мальчика и имя девочки.—Стас и Настя.
Что делает СТАС? –Он будет поливать флоксы и гладиолусы.
Что будет делать Настя?—Настя будет поливать нарциссы.
Как дети относятся к цветам? – Они любят цветы.
Затем один ученик рассказывает весь рассказ.
Дети, все задания Кактуса мы выполнили, цветы он освободил,
они вернулись в свои сказочные домики и нам пора возвращаться домой.
11. Итог:
Дети встали, взялись за руки, закрыли глаза, звучит музыка. На счет три открыли глаза вот мы опять в школе.
Какие звуки мы учились различать? ( ответы детей)
Чем похожи звуки?
Чем отличаются?