Урок литературного чтения Х.К.Андерсен Стойкий оловянный солдатик (4 класс)
Технологическая карта урока
(урок подготовлен и проведён в рамках городской стажировочной площадки «Чтение и работа с текстом»
число присутствующих 15 человек)
Организационная информация
Тема урока Чтение - анализ разных изданий сказки Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
Предмет Литературное чтение
Класс 4 класс
Программа Система учебников "Планета знаний", автор программы Э.Э. Кац.
Автор урока (ФИО, должность) Евфимовская Алла Владиславовна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение МБОУ СОШ № 6 им. М. В. Ломоносова с углубленным изучением отдельных предметов г. о. Самара
Республика/край, город/поселение Город Самара
Методическая информация
Цель урока
Задачи урока
Планируемые результаты
Освоение различных способов, методов и приёмов чтения художественных произведений.
Воспитательные (личностное развитие):
• формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и новым способам решения читательских и литературоведческих учебных задач;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Развивающие
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе в ходе работы в группе;
• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
• в сотрудничестве с учителем и сверстниками ставить новые учебные задачи, проявляя познавательную инициативу в ходе учебного сотрудничества;
Предметные:
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
• составлять план текста;
• пересказывать содержание прочитанного (выборочно), используя подробный или краткий пересказ;
• составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• Осознавать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве со сверстниками и учителем, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, овладевать диалогической формой речи.
Оборудование урока Персональный компьютер, интерактивная доска или проектор.
Учебная презентация «Сказка на все времена»
Учебник: Э.Э. Кац Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2,
Выставка разных изданий сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
Технологии обучения, методы и приёмы работы на уроке. Технология чтения-рассматривания разных изданий литературного произведения как основа типа правильной читательской деятельности (авт. Н.Н.Светловская).
Технология вдумчивого чтения, умения думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения. (авт. О.В.Джежелей).
Технология формирования библиотечно-библиографических знаний и умений школьников.
Методика непосредственного восприятия книг и самостоятельной деятельности с ними:
- создание книжной выставки и работа с ней:
- сопоставительный анализ текстовой и нетекстовой информации в том или ином издании (содержание, аннотация, предисловие, число иллюстраций, их характер и содержание).
Метод проблемных ситуаций: учебные эксперименты, решение учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Подробный конспект урока.
Домашнее задание предыдущего урока ( по выбору).
Вариант 1.Прочитайте сказку Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» , разделите её на части, составьте сюжетную схему повествования.Вариант 2. Прочитайте сказку Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», разделите текст сказки на части и составьте к каждой части вопросы.Вариант 3. Прочитайте сказку Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», выполните задания учебника, найдите 2-3 разные издания этой сказки.
Этап урока Содержание урока Деятельность учащихся
Организационный момент. Учитель сообщает детям о том, что работа на этом уроке будет проходить в группах, которые будут созданы произвольно с помощью пяти цветных квадратиков, разрезанных на части. Все части лежат в шляпе-цилиндре. Каждый ученик берёт одну часть, после чего занимает своё место в той или иной группе. Рассаживаются по группам, группу определяют по цвету квадрата.
Постановка проблемы. - Литературное чтение – это особый урок в школьном расписании, потому что на этом уроке мы с вами изучаем не науку, а волшебное искусство – искусство слова.
Хотите убедиться в этом? Проведём эксперимент.
Закройте глаза и постарайтесь мысленно представить в своём воображении то, о чём я стану сейчас вам рассказывать.
- Итак, представьте, что перед вами на столе лежит лимон. Он ещё не совсем спелый: у него зеленовато-жёлтая корочка. Мы ощущаем его особый запах. А теперь мы с вами берём нож и разрезаем этот лимон на две половинки. На кончике ножа повисает капля мутного лимонного сока. Вы берёте половинку в рот и начинаете жевать…
- Ну, как, удалось ли вам по-настоящему «накислиться»? Да? А был ли настоящий лимон? Нет! Было только его описание, созданное словами. Вот она, волшебная сила воображения, вызванная искусством слова!
- Именно этому волшебному дару учимся мы на каждом уроке литературного чтения. Каждое художественное произведение, которое мы с вами читаем, - это ни что иное, как диалог с автором. Учащиеся закрывают глаза и мысленно представляют то, о чём рассказывает учитель.
Ответы детей.
Сопоставительный анализ уровня самостоятельного чтения в ходе проверки домашнего задания. - Дома вы уже начали воображаемый диалог с автором, читая сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Какой вариант задания вы выбрали для себя и почему?
Учитель открывает слайд, на котором даны три варианта домашнего задания, а затем предлагает детям поднятием руки указать свой вариант задания и объяснить свой выбор.
На доске фиксируется общее число выбравших каждую форму задания и предлагается желающим выступить с результатом своей работы.
Учитель благодарит всех отвечающих и отмечает то, что понравилось в ответе каждого, такими словами:
- как точно ты подметил (а)…;
- как выразительно он(а) представил(а) свою работу;
- какая интересная мысль (оценка);
- как это неожиданно.
Высказывания учащихся о способах выбора варианта задания.
Дети слушают выступающих одноклассников и отмечают самое удачное, самое интересное в работе каждого из них, начиная следующими словами:
«Спасибо, Петя, мы все хотим сказать, что ты сумел (как хорошо тебе удалось)…
Постановка новых учебных задач урока. - Литературное произведение становится достоянием читателя, если оно напечатано, издано в виде книги. А у книги, как мы уже знаем, всегда два автора: писатель и художник-иллюстратор. Каждый из них по-своему беседует с нами.
Сегодня мы войдём в мир сказок и историй Г.Х.Андерсена с разными художниками-иллюстраторами.
-Перед вами три портрета Г.Х.Андерсена, созданные художником Кокориным. Каким предстаёт перед нами этот человек? Что хочет подчеркнуть художник каждым портретом? Какими чувствами и мыслями делится с читателями?
- Чтобы больше узнать об авторе, недостаточно лишь увидеть его. Лучше всего начать с ним разговаривать, не так ли?
Для начала давайте все вместе зададим ему всего три вопроса. Посовещайтесь друг с другом и выберите один, на ваш взгляд, самый интересный и важный для вас вопрос, который возник у вас при чтении сказки «Стойкий оловянный солдатик»
- А теперь предлагаю искать ответы на наши вопросы в тексте сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
Учитель благодарит каждую группу за коллективную работу и только после сказанного детьми, делится с вами своим открытием: мне кажется (показалось), что автор этим эпизодом (этими словами) хочет выразить(говорит нам, читателям) следующее:….»
Свободные высказывания детей.
Дети в течение 1 минуты обсуждают возможные вопросы, а затем, подняв «домиком» руки, показывают всему классу, что они готовы задать один очень важный вопрос. Учитель быстро записывает этот вопрос сначала на своём листочке, а затем по ходу работы выносит все три вопроса на доску.
Выбирается тот фрагмент сказки, в котором, по мнению ребят, можно отыскать ответ.
Ребята зачитывают этот фрагмент выразительно вслух, после чего извлекают из содержания прочитанного нужную информацию, т.е. ответ.
Каждый ответ обсуждается и дополняется ребятами из других групп.
Музыкальная физпауза. - Игра в солдатики - любимая игра для мальчиков всех времён и народов. Об этом можно судить не только по сказке Андерсена, но и по музыкальной пьесе П.И.Чайковского. Я предлагаю вам послушать «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», представить, что эти солдатики оживают под звуки марша и начинают двигаться. Слушайте и показывайте, как это могло быть.
Звучит аудиозапись «Марша деревянных солдатиков», учитель вместе с детьми выполняет разные движения: ходьбу; движения, напоминающие игру в барабан; повороты в разные стороны; хлопки в ладоши и т.д.
Работа с книжной выставкой «Сказка Г.Х. Андерсена Стойкий оловянный солдатик» - Сегодня мы с вами говорим о волшебной силе литературы, о произведении, которое относится к жанру авторской сказки. Написана эта сказка более ста лет назад, но и наши дедушки и бабушки, и наши родители, и мы с вами можем познакомиться с ней. Как вы думаете, почему это возможно?
Давайте посмотрим на выставку книг, которая составлена нами.
- Что, по-вашему, отличает именно эту книжную выставку?
- А теперь послушаем тех, кто представил свои книги на этой выставке. Они расскажут нам о своей книге по следующему плану:
(план рассказа даётся на слайде)
- Как называется эта книга?
- Это книга-произведение или сборник?
- Когда и где она была издана?
- Где ты отыскал эту книгу?
- Кто иллюстрировал это издание?
- Какая иллюстрация к сказке «Стойкий оловянный солдатик» в этой книге тебе особенно нравится и почему?
Для детей этот план дан на отдельных листочках.
Свободные высказывания детей.
Дети рассматривают книги и отвечают:
- Это выставка разных изданий одной и той же сказки.
Рассказы детей о книге по плану.
Работа с иллюстрациями. Художник-иллюстратор – это не только самый чуткий и внимательный читатель, но и соавтор, помогающий нам не проглядеть главное.
- Я предлагаю для нашего диалога с Г.Х.Андерсеном несколько иллюстраций из других изданий замечательной сказки «Стойкий оловянный солдатик».
Предлагаю работать в группах по следующему плану:
- внимательно рассмотреть предложенную иллюстрацию: кто на ней изображён, что происходит:
- отыскать и прочитать тот фрагмент сказки, который изображён художником-иллюстратором:
- обсудить и понять, на что обращает наше внимание эта иллюстрация, какую мысль, какой урок этой сказки подчёркивает соавтор-художник.
- подтвердить общее мнение выразительным чтением фрагмента сказки.
Работа в группах.
Дети, разделившись на четыре группы, получают по одной иллюстрации и в течение 3 минут коллективно выполняют задание.
По истечении указанного времени каждая группа представляет свою работу всему классу, выбирая свой способ представления (чтение в лицах, «живую картину», коллективное чтение-декламацию и т.д.)
Осмысление заголовка сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» Как теперь вы понимаете смысл заголовка этой замечательной сказки? Действительно ли это история о маленьких игрушечных персонажах? О чём хотел поведать миру Г.Х Андерсен этой сказкой? Заслушиваем высказывания каждой группы.
Подведение итогов урока. Рефлексия. - Вот и подошёл к концу ещё один урок литературного чтения, на котором мы учились работать с книгой до чтения, в ходе чтения и, что намного важнее, - после чтения.
- Какой вид работы на этом уроке вам показался самым интересным, что больше всего запомнилось? Свободные высказывания детей.
Домашнее задание. - Сегодня мы ещё раз убедились в том, что в любом произведении, даже если его герои животные или игрушки, автор беседует с нами, читателями, о жизни, о людях, о том, что такое добро, а что такое зло, что такое красота души и в чём она проявляется.
Как и на предыдущем уроке, вам предлагается не один вариант домашнего задания.
Вам предстоит:
выбрать одну из предложенных литературных задач;
решить её самостоятельно
обсудить своё решение с кем-либо из членов своей семьи;
представить свою работу на этом листочке письменно.
- Благодарю всех за работу. Желаю успешной и интересной работы дома. Не забудьте посоветоваться с кем-либо из взрослых.
Урок окончен.
Дети получают текст домашнего задания на листочках:
Задача 1.
- 2 апреля весь мир отмечает День детской книги. Как вы думаете, почему выбран именно этот день? Отыщите информацию об этом празднике и приготовьте небольшой рассказ о нём
Задача 2.
- Представьте себе табакерку, за которой прятался солдатик. Нарисуйте, как она выглядела до того, как крышка открылась? И из этой «красоты» вдруг выпрыгивает злой тролль. Подумайте, а если эту красивую табакерку сравнить с красивым человеком, что может из человека «выпрыгнуть»?
Задача 3.
- Раньше у рыцарей-воинов были свои дамы сердца. Мысли о ней, любовь к ней согревала их в боях. Можно ли оловянного солдатика назвать рыцарем? Как вы можете доказать своё мнение? Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому?
Задача 4.
- В сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?
Приложение 1.
Презентация «Сказка на все времена».
Слайд 1.Слайд 2.
Слайд 3.Слайд 4.
Слайд 5.Слайд 6.