Урок математики для 6 класса «Раскрытие скобок»
Тема урока: «Раскрытие скобок».
Образовательные цели: повторить и закрепить навыки применения правил раскрытия скобок; применить правила раскрытия скобок на практике, закрепить вычислительные навыки при работе с положительными и отрицательными числами.
Развивающие цели: развивать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельной работы устного и письменного характера, взаимоконтроля и самоконтроля.
Воспитательные цели: способствовать формированию математической культуры, внимания, находчивости, привить интерес к математике.
Оборудование: карточка путешественника, карта путешествия; раздаточные материалы: № 1 – текст разминки, № 2 – текст игрового задания «ключевое слово».
План урока.
1. Вступительное слово учителя. Постановка целей урока.
2. Разминка «Карта».
3. Первое задание в городе Знаек «Найди ошибку» с взаимопроверкой. Раздаточный материал № 1.
4. Разноуровневая самостоятельная работа с проверкой «Реши уравнение».
5. Математическая зарядка.
6. Тестовый контроль «Кодовый замок».
7. Творческая игра «Ключевое слово». Раздаточный материал № 2 (в четырёх вариантах).
8. Подведение итогов. Самооценка знаний, умений и навыков.
9. Постановка домашнего задания.
Ход урока.
1.Здравствуйте, ребята.
Трудно не согласиться со словами древнего мудреца Конфуция. Вот и сегодня мы будем повторять то, что изучали раньше.
Только урок наш будет несколько необычным. Мы будем путешествовать. Для этого вам потребуется карточка путешественника, на которой вы запишите свою фамилию и имя. Здесь же есть и маршрут нашего путешествия по стране математики. Первым на нашем пути будет город «Знаек», где мы повторим правила сложения, вычитания, умножения и деления рациональных чисел. Затем, перейдя через реку, мы попадём в город «Мудрецов». Последним на нашем пути будет город «Мастеров», на улицах которого вы продемонстрируете свои знания, умения и навыки по данной теме. Путешествуя, ребята, на каждом этапе урока вы будете «зарабатывать» баллы, которые необходимо записывать в свою карточку путешественника. А в конце урока, вы подсчитаете общее количество баллов и поставите себе самооценку.
Работа будет проходить в трёх режимах: индивидуально, вместе с учителем, самостоятельно. Все самостоятельные работы будут проверены на уроке. Я желаю вам приятного путешествия и успешного выполнения всех заданий.
2. Известно, что каждый путешественник должен быть смелым, ловким, находчивым. Проверим, насколько хорошо вы подготовились к путешествию.
Что необходимо для удачного путешествия? Конечно, карта. Первая непредвиденная сложность на нашем пути. Необходимо собрать карту путешествия. Для этого нужно вспомнить все, что мы изучили ранее и решить примеры. Работа выполняется в парах.
- 40 – 8 + 18= -30
24 – 36 + 7 = -5
(15 - 25):(-2) = -5
-50:10 + 8 = 3
-32 : (-4) -6 = 2
(-12-3)*3 = -45
(25 - 55)*(- 4) = 120
(- 4 - 9)*(-5) = 65
3. А сейчас я предлагаю вам первое испытание – «найди ошибку». Если вы считаете, что пример решён, верно, то в свою карточку на этапе «разминка» поставьте знак «+», если неверно – знак «-».
- (- 2,1 - 5,2) = 7,3
- (- 4,6+5,7) = -1,1
- (2,8 -3,6) = 0,8
- a - (m - a) = -m
- (n - k) - k = -n
р+(- x - p) = -x
А теперь, ребята, поменяйтесь карточками. Сейчас мы будем проверять и исправлять. Проверьте, если ваш товарищ правильно ответил на вопрос, то его ответ вы обводите в кружок. А теперь подсчитайте, сколько верных ответов у вашего соседа и поставьте в его карточку общее количество баллов за разминку. (Мах 6)
Ни одно путешествие не обходится без приключений. В жизни каждого человека есть моменты, когда необходимо принять быстрое и правильное решение. Для этого надо быть внимательным и иметь в «багаже» запас знаний. Давайте вспомним правила раскрытия скобок. (Формулируются правила).
А мне, ребята, нравится формулировки правил в необычной форме, например стихотворной. Послушайте:
Если перед скобкой минус,
Он ведёт себя как вирус.
Скобки сразу все съедает,
Всем, кто в скобках, знак меняет.
Ну, а если плюс стоит,
Он все знаки сохранит!
Что ж, молодцы! Мы можем продолжить путешествие. Поэтому, откройте свои тетради и запишите в них тему урока: «Раскрытие скобок».
4. Путешествие продолжается в городе «Мудрецов». Вам
· необходимо
выбрать для решения одно из трёх уравнений, которые выделены разным цветом. Вы сами определяете уровень сложности. Если вы верно решите 1-е уравнение, то заработаете 1 балл, если вы верно решите 2-е уравнение, то 2 балла, а 3-е уравнение – 3 балла. Удачи.
a) -15+(x-4)= -18
-15+x-4= -18
-19+x= -18
x=-18-(-19)
x=-18+19
x=1
b) 5,3+(2,5-x)= -1,4
5,3+2,5-x= -1,4
7,8-x= -1,4
x=7,8-(-1,4)
x=7,8+1,4
x=9,2
в) –(0,9-x)+8,2=-3,4
–0,9+x+8,2=-3,4
x+7,3=-3,4
x=-3,4-7,3
x=-10,7
5. Непредвиденная ситуация на уроке: математическая зарядка (ответ положительный – правая рука вверх, отрицательный – левая вперёд).
- (11-2) = -9
- (-5-4) = 9
- (3-8) = 5
-2*(-2-3) =10
-8:(2-4) = 4
2*15:(-10) = -3
6. Последний этап нашего путешествия – город «Мастеров». Но попасть туда мы сможем, если отгадаем код замка, который висит на воротах этого города. Я загадаю вам три загадки-вопроса, к каждому из которых предлагается три варианта ответов. Вы должны выбрать один из них и показать мне номер с соответствующей цифрой 1; 2 или 3.
Будьте внимательны и осторожны.
А. Раскройте скобки: – (а – b)
– а – b 2) – а + b 3) а + b
Б. Раскройте скобки: – n + (m + n)
m 2) – m 3) 0
В. Раскройте скобки: (– p – a) – (k – a)
1) p – k 2) – p + k 3) – p – k
(Мах 3) Код: 213
7. Распахнулись двери города. А там праздник: все показывают своё мастерство. Давайте и мы покажем, что умеем. Я предлагаю вам сыграть в игру «ключевое слово». Решив все примеры своего варианта и используя соответствие число-буква, записанное в таблице, вы прочитаете слово, которое входит в состав девиза жителей города «Мастеров».
Выясняется, какое ключевое слово получилось у каждого варианта. Поставьте в свою карточку общее количество баллов этого этапа урока.
(Мах 5 – 7)
8. Это выражение французского писателя Анатоля Франса и есть девиз жителей города «Мастеров» - «Учиться можно только весело». Но у этой фразы есть продолжение: «Чтобы переваривать знания, поглощать их надо с аппетитом». Я думаю, вы так всегда и делаете. Мне, как экскурсоводу, было приятно путешествовать вместе с вами, и я хочу каждого из вас похвалить за хорошую работу на уроке. Пришло время подведения итогов. Подсчитайте, пожалуйста, общее количество баллов и поставьте себе самооценку, используя критерий оценивания:
«5» - от 18 баллов
«4» - от 15 до 17 баллов
«3» - от 12 до 14 баллов.
Ребята, а теперь дайте оценку нашему уроку. Вам понравилось?
9. Д/з: к следующему уроку я прошу вас нарисовать рисунки нашего путешествия;
№ 1254, 1255 П.39
Приложение
Первое испытание «Найди ошибку»
Если вы считаете, что пример решён, верно, то в свою карточку поставьте знак «+», если неверно – знак «-».
1) - (- 2,1 - 5,2) = 7,3
2) - (- 4,6 + 5,7) = - 10,3
3) - (2,8 - 3,6) = - 0,8
4) – a - (m - a) = -m
5) - (n - k) - k = -n
6) p + (-x - p) = -x
________________________________________________________________________
Карточка путешественника ученика (цы) 6 класса ________________________________________________________
Задания
Количество баллов
1. Разминка
2. «Найди ошибку»
3. Город «Мудрецов»
4. Кодовый замок
5. Город «Мастеров»
Всего баллов
Оценка
Критерий оценивания: «3» - 12 – 14 баллов, «4» - 15 – 17 баллов, «5» - от 18 баллов.
0
-1
Ж
-10
О
-8
У
-5
М
-4
Н
4
К
0
-2
Ч
12
И
9,5
У
6
Я
-10
С
11
Ь
-6
Т
-18
О
-9
О
-1
Т
0
Ь
5
3
-3
Л
0
К
-0,5-(-3-7)=
- (5-7)-(1+3)=
-(11-15)-(-8)=
-(4-7)+(-9)=
-(-5-3)-(2-5)=
-(9+4)-(-1-2)=
-(-6+2)-(-5+3)=
-3-(5-7)=
-11-(2+5)=
(-6-2)+(-3+8)=
(1-8)-(-5-2)=
-(-1,5-2,5)-4=
(4-8)+(-2-3)=
В
0
С
-5
Е
2
Е
-1
О
4
К
3
Л
-17
(3-5)-(6-4) =
-8-(4-11) =
(-9-3)+(-2+4) =
(4-7)-(-5-2) =
(6-9)+(-2-3) =
(2-6)-(-1-3)=
-7-(6-12)=
(-4-5)+(-1+5)=-
(3-8)-(-6-1)=
(3-11)+(-6-3)=
-(-4-2)+(-2)=
15