Технологическая карта урока по литературному чтению (ОГ) 1 класс Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К.

МБОУ Тацинская сош №3




Литературное чтение (ОГ – чтение)
Открытый урок


Проведенный 25.11.2015г.
в 1 «Б» классе
Широковой Татьяной Леонидовной


Технологическая карта
Тема
Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К.

Педагогическая цель
Создание условия для развития умения сопоставлять слоги и слова с буквами Г и К, связной речи, памяти.

Тип урока
Решение частной задачи. Презентация.

Планируемые результаты
(предметные)
Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; различают парные по глухости – звонкости согласные звуки [г]–[ к] и [ г’] – [к’] в словах.

Личностные результаты
Проявляют интерес к новым знаниям. Выполняют правила поведения учащихся на уроке. Определяют границы собственного знания и “незнания”

Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: регулируют собственную учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно).
Познавательные:
общеучебные – привлекают для решения учебной задачи имеющиеся знания из жизненного опыта;
логические – осуществляют сравнение и сопоставление звуков [г]–[ к] и [ г’] – [к’] и букв Г и К.
Коммуникативные: умеют точно отвечать на поставленный вопрос, умеют задавать вопросы.

Основное содержание темы, понятия и термины
Согласные звуки [г] – [ к] и [г’] – [к’], буква Г. Предложение, рассказ.

Ресурсы урока
Учебник «Азбука», с.122-123, презентация, электронное приложение к учебнику, “ Лента букв”, карточки для самостоятельной работы и работы в паре, схемы слогов-слияний.


Ход урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методический комментарий



Осуществляемые действия
Формируемые умения.


1. Самоопределение к деятельности (1-2 мин). Организационный момент. Психологический настрой.

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Школьный прозвенел звонок,
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.



Приветствие учителю.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность.
Коммуникативные УУД:
-формировать умение слушать и понимать других.
Личностные УУД:
Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2. Актуализация изученных знаний.(3-4 мин)
Работа с “лентой букв”.

Цель этапа: закрепление знаний о звуках и буквах, подготовка к восприятию нового, обеспечение вовлечённости в учебную деятельность, развитие логических операций.
На доске:
А О Я У И Ы Е
-Прочитайте.
-На какие группы разделите данные буквы.

Когда буквы могут обозначать 2 звука?
На интер.доске слова:
ЯЗЫК
ЯНА БЕЛАЯ
ТАНЯ
ЯКОРЯ ЗЕМЛЯНИКА
Одновременно выходят 3 человека и составляют схемы слов ТАНЯ, ЯЗЫК, ЯМА.
-прочитайте слова, в которых буква я обозначает 2 звука;
-Прочитайте слова, в которых буква я обозначает мягкость согласного звука;
-Прочитайте имена собственные.

Проверка составленных схем слов ТАНЯ, ЯМА, ЯЗЫК.

- Найдите на “ленте букв” гласные буквы.
- Назовите звонкие согласные буквы.
- Назовите глухие согласные буквы.
- Назовите парные согласные буквы.
Поют: А-Я, Ы-И, У, О, Е.
Дети отвечают:
- На буквы, которые обозначают один звук, и на буквы, которые могут обозначать 2 звука.









-Язык, Яна,белая, якоря
-Якоря,земляника, Таня

-Таня, Аня





Работают с “лентой букв”, находят заданные буквы.
Готовят артикуляционный аппарат к чтению. Фронтально отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал, анализируют, делают выводы, учатся излагать мысли чётко и ясно.












Осуществляют классификацию букв по заданным критериям.
Познавательные УУД
Формирование умения анализировать, сравнивать,
классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД Формировать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.
Коммуникативные УУД:
Умение оценивать деятельность одноклассников.



Постановка учебной задачи.
Цель: прогнозирование темы и цели урока, формирование познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения. наблюдение за звуками, осознание темы урока
-Среди изученных нами согласных есть парные по звонкости-глухости. Назовите их. С какой парой согласных мы познакомились недавно?
-Сформулируйте тему урока.
-Чему мы сегодня научимся?





Называют: Б-П, Д-Т, З-С, Г-К.

- Г-К.

Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К.
Читать слоги, слова с буквами г-к.
Формулируют учебную задачу урока.
Формирование умения планировать свои действия при изучении материала.
Познавательные УУД
Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД
Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения.


4. Закрепление знаний и способов действий.
1. Характеристика букв по плану.
- Что мы знаем о буквах Г и К?


- Что общего?
- Чем отличаются?



Характеризуют согласные парные по глухости и звонкости.
Устанавливают сходство и различие в произнесении [г]–[ к] и [ г’] – [к’]. Дают характеристику букв со звуками.
Познавательные УУД
Характеристика согласных парных по глухости – звонкости.

2. Работа со слоговой таблицей.

Цель: развитие навыков чтения, умения выделять звуки и давать характеристику им.

- Читаем слог и показываем соответствующую схему слога-слияния.
После прочтения слогов га-ка,гу-ку,го-ко, спрашиваю:
-Почему поднимали только схему твердого слога-слияния?
Аналогичная работа со слогами ге-ке, ги-ки, гя-кя.
- Как произносили слоги с [г]–[г’] и как произносили слоги с [к] – [к’]?
- Сопоставьте звуки [г] – [ к] и [ г’] – [к’].
- Сделайте вывод.

Читают слоги.
- В слогах-слияниях га, го, гу – согласный звук [г] – звонкий, твёрдый, а в слогах-слияниях ка, ко, ку согласный звук [к] – глухой твёрдый. Ги, ге – звук [ г’] –согласный звонкий, мягкий. Ки, ке – звук [к’] – согласный, глухой, мягкий.
Сопоставляют попарно слоги с буквами Г и К. Наблюдают за артикуляцией звонких согласных [г], [ г’] и глухих согласных – [ к], [к’] в парах. Устанавливают сходство и различие в произнесении [г]–[ к] и [ г’] – [к’]. Различают парные по глухости-звонкости согласные звуки [г] – [ к] и [ г’] – [к’] в словах.
Работа с интерактивным плакатом.


Коммуникативные УУД
Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Познавательные УУД
Сопоставление согласных парных по глухости – звонкости.

3. Повторение знаний о звуках.
Физминутка.
Цель: снятие физического и умственного напряжения  

Игровой приём: “звонкий-глухой”.
- Я буду произносить слова, а вы громко топаете, если услышите звонкие звуки [г], [ г’] и тихо топаете в ладоши, если услышите глухие звуки [к’] и [к].
Конь, нагайка, казак, сапоги, казачка, город, гитара ,кит .

- Если в слове есть звонкий звук –громко топают , если глухой звук – тихо топают.

Развивают фонетический слух.
Познавательные : планирование своих действий,  
Регулятивные: устанавливание аналогии.


4. Игра “Весёлые звуки”

Цель: развитие навыков чтения, умения объяснять значение слов, устанавливать закономерность.
Чтение учителем стихотворения.
Меж собой уже века
Живут в согласье Г и К.
И не впадает К в обиду,
Когда её сменяет Г.
Закончите предложение.
Отрыл однажды крот
В горе огромный грот.
Достал мешок костей
И пригласил гостей.
Издалека шакал
На пир к нему шагал.
Топтыгин шапку скинул –
Шакал от страха сгинул.

Свернулся ёж в клубок,
Стал сон его глубок.
И закусив корой,
Зайчишка под горой.
Чтоб отличится в играх,
Плясал до боли в икрах.

По какой закономерности изменялись слова?
Слушают стихотворение. Заканчивая фразы.
















В последнем слове первой строчки меняется буква К на Г или наоборот.
Дополнять слова по догадке так, чтобы получились новые слова, объяснять значение получившихся слов. Устанавливают закономерность.
Познавательные УУД
Формирование умения анализировать, сравнивать.

Коммуникативные УУД Формировать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД
Сопоставление согласных парных по глухости – звонкости, образование слов.

Зрительная физкультминутка

Цель: снятие физического и умственного напряжения
Внимательно следите глазами за жителями цветочной поляны.
Следят за жителями цветочной поляны глазами.
Активно участвуют в физкультминутке.


5. Работа с текстом рассказа “Весна” (учебник, с 121)

Цель: развитие навыков чтения, умения выделять звуки и давать характеристику им.


______ ______ ______ ______ ______

- Прочитайте текст. Вспомните, что происходит в природе, когда наступает весна.
- Рассмотрите внимательно схему.

- Является, ли она схемой предложения? Почему?
- К какому предложению она подходит?

-Вот сейчас мы с вами читали текст Весна в лесу. А мы с вами живем в степной зоне. Давайте послушаем маленький рассказ Михаила Пришвина о том, как выглядит степь весной.
Реки цветов
Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов. И мне так хорошо было пройтись по этому лугу, я думал; «Значит, недаром неслись весной мутные потоки».
Пришвин


Читают текст рассказа.


- Нужно соединить фигурки-слова, т.к. в предложении все слова связаны между собой. На конце поставить точку, т.к. мысль закончена








Чтение рассказа отдельным учеником.
Слушать текст в чтении одноклассников. Воспринимают на слух слова, которые помогают представить картину природы.
Читают текст самостоятельно; находят и соотносят схему и предложение.
Находят ответы в тексте на поставленные вопросы
Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
УУД.
Работа с учебником.
Познавательные УУД
Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.
Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
Выборочное чтение.

Физкультминутка

Цель: снятие физического и умственного напряжения  

Из-за парты тихо встали
Все мы дружно зашагали
Мы шагаем, мы шагаем
Голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко,
1 – потянуться, потянуться
2 – согнуться, разогнуться
3 – присесть
4 – встать
5 – руками помахать
6 – за парту тихо сесть
Выполняют движения по тексту под руководством учителя.
Активно участвуют в физкультминутке.


6. Чтение текста «Подарки» с.122.
Работа в парах.
Цель: развитие навыков чтения, умения находить необходимые предложения в тексте.

Чтение по цепочке.
Во время работы в парах восстанавливают предложения





Читают предложения.
Отвечают на поставленные вопросы, восстанавливаю предложения.
Применяют правила работы в группе.
Оценивают свою работу.
Коммуникативные УУД
Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.


Рефлексия деятельности
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.
 Проверьте себя.

- Наш урок подходит к концу.
- С какими звуками и буквами читали слоги и слова?
-Что узнали о букве г?
-За что можете себя похвалить?
-Над чем ещё надо поработать?
-Достигли ли цели?

Заполните таблицу. Проверьте себя и оцените свои достижения. Приложение 3.
- Что ты хорошо знаешь и умеешь? Ставишь +.
- Что тебе ещё предстоит освоить? Ставишь -.

- Спасибо за урок! Урок окончен!
Заполняют таблицу. Оценивая свои знания.


Отвечают на итоговые вопросы изученного материала.
Регулятивные УУД:
Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.
Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности.
Личностные УУД
Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок









Сопоставление слогов и слов
с буквами Г и К.Times New Roman15