Технологическая карта и сценарий урока на тему Добро и зло в сказке Х.К. Андерсена Снежная королева (глава Зеркало и его осколки)


Литература и школа, конспект/разработка урока
Урок литературы в 5 классе по теме «Добро и зло в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева» (глава «Зеркало и его осколки»).
Учебник Литература: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Проф.Б.А. Ланина. — 2-е изд., испр. И доп. — М.: Вентана-Граф, 2013.
Ф.И.О. Покровская Алла Игорьевна, учитель русского языка и литературы,
Электронный адрес: all351@yandex.ruНомер сотового телефона: 8-906-16-50-752
Наименование учреждения: Муниципальное бюджетное учебное заведение «Средняя школа № 19» городского округа — город Камышин Волгоградской области
Почтовый адрес: 403876, Волгоградская обл., Камышин г., 5-й мкр, д. 12.
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Покровская Алла ИгорьевнаМесто работы: МБОУ СШ № 19 городского округа — город Камышин
Предмет: Литература
Класс: 5
Раздел: Литературная сказка.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Тема: «Добро и зло в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева» (глава «Зеркало и его осколки»).
Тип урока: комбинированный
Цель: работа над навыком отбора художественного материала, необходимого для раскрытия идеи произведения.
Задачи: 
Личностные результаты: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремления к совершенствованию собственной речи; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; потребность в самовыражении через слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста; пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь задавать вопросы, необходимые для организации совместной деятельности и сотрудничества с партнёром; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Основные понятия: тема текста, идея произведения, смысл прочитанного, смысловое чтение.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Х.К Андерсен», колонки, аудиоприложение «Зеркало и его осколки». «Добро и зло в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева» (глава «Зеркало и его осколки»).
Этап работы Деятельность педагога Деятельность ученика УУД
1. Организационный момент
Ребята, на предыдущем уроке мы вели разговор о жизни и творчестве великого сказочника Г.Х. Андерсена. Давайте проверим насколько хорошо мы поработали?
На экране «письмо с окошками». На парте такая же заготовка. Работая в паре, вставьте пропущенные (недостающие) слова.
Молодцы! Мы ХОРОШО поработали на предыдущем уроке. Сегодня одна из его сказок приглашает нас в гости. Работа в паре.

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели.
Личностные: потребность в самовыражении через слово.
Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Трек «Сказочное начало»
Слышите? Нас зовёт в гости сказка. А вот какая? Внимание на экран!
Слайд-шоу (иллюстрации к сказке «Снежная королева»). Смотрят слайд-шоу.
Называют сказку. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
1 этап. До чтения. (слайд) Вы правы!
Мы начинаем знакомиться со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева», поэтому у нас присказка не сказка, сказка будет впереди!
Мы с вами сегодня будем учиться читать!
Нет! Нет! Читать не в смысле складывать буквы в слова. А читать, чтобы понимать, анализировать, делать выводы!
Т.о., урок у нас сегодня не простой, а урок смыслового чтения.
- Ребята, что значит «смысловое чтение»?
- Что значит «понимать смысл прочитанного»?
- Нужно ли учиться осмысленному чтению?
- Где это может пригодиться?
Вывод: Всё правильно! Учёные установили, для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем успешным в жизни человек должен читать 120-150 слов в минуту. Не просто читать, а читать и понимать! Это необходимо для успешной работы с информацией в наш цифровой век.
Цель урока (слайд)
Т.о., учимся смысловому чтению, чтобы понимать, запоминать и использовать текстовую информацию.
- Итак, чему же мы должны научиться?
Для ответа на этот вопрос соотнесите левую и правую колонки (слайд):
- Ребята, легко ли понимать, определять, раскрывать?
- Только поняв смысл прочитанного, определив тему текста (о чём?), раскрыв идею (для чего?) произведения, мы сможем успешно использовать информацию.
- Где мы сможем использовать информацию?
- Предлагаю выработать определённую стратегию, алгоритм работы с текстом, чтобы научиться понимать текст любой сложности, запоминать и использовать текстовую информацию.
Я уверена, у вас всё получится!
В этом нам поможет сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева», которая состоит из 7-ми рассказов. Мы познакомимся сегодня с первым рассказом «Зеркало и его осколки». Записывают тему урока: «Сказка Х.К. Андерсена «Снежная королева»»
Отвечают на вопросы.
- Читать и понимать смысл прочитанного.
- Определять о чём текст, раскрывать для чего создан текст.
- Нужно учиться осмысленному чтению, так как не всегда главное лежит на поверхности.
- Навык осмысленного чтения влияет на успеваемость по всем предметам.
Формулируют цели урока.
При чтении текста надо:

- Сложно!
- При пересказе, при написании изложения, любой творческой работе, книги. Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; строить рассуждение; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.2. Актуализация Эпиграфом нашего урока я взяла слова Г.Х. Андерсена, которыми он начинает свою прекрасную сказку.
«Начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь».
Г.Х. Андерсен
Со сказкой «Снежная королева», я уверена, многие из вас уже знакомы: кто-то смотрел фильм или мультфильм, кто-то может быть читал.
- Есть такие? Поднимите руки. 1 учащийся зачитывает эпиграф.
Поднимают руки те, кто читал/смотрел. Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
3. Затруднение. - Определите тему (о чём?) и идею сказки (для чего?).
Сложно! Этому надо учиться. Не всё лежит на поверхности.
- Говорят, что основная мысль бывает спрятана в заголовке. Вот вам заголовки всей сказки «Снежная королева» (слайд).
- Можно ли по заголовкам назвать главных героев? - А определить тему и идею сказки?
- А пересказать её?
Вывод: надо читать текст. И читать вдумчиво! …
Фронтально отвечают на вопросы.
- По заголовкам можно определить структуру, композицию сказки. Определить тему и идею по заголовкам нельзя.
- Пересказать можно, но при условии, что ты текст читал. 4. Этап построения проекта выхода из затруднения. - Спланируем наши действия. Какие будут предложения?
- Напоминаю, что основная цель чтения: понять текст, запомнить и использовать текстовую информацию.
- Вы назвали правильно, но необходимо пошагово сложить ход наших действий. Посоветуйтесь в паре, ручкой справа в листочке проставьте правильный, на ваш взгляд, порядок.
Алгоритм работы с текстом (слайд)
Прочитайте/прослушайте текст.
Выделите содержательную информацию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал). Разделите текст на смысловые куски (что было сначала, что потом, чем всё закончилось).
Выделите основную мысль каждого абзаца (микротемы). У вас получится план текста.
Обратите внимание на ключевые слова (опорные глаголы) каждой части текста.
Отметьте незнакомую для себя информацию и уточните значение отдельных слов.
Перескажите текст с опорой на план и ключевые слова. Предлагают варианты из алгоритма (Алгоритм на столах, но шаги перепутаны).
работа в парах
Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.
Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; слушать и слышать других.5. Реализация построенного проекта. Чтобы понять текст, в нём надо разобраться.
Если работать по алгоритму, то это возможно и совсем несложно.
1 пункт алгоритма. 1 учащийся зачитает.
Знакомимся с 1 абзацем. Слушаем внимательно аудио с опорой на текст (учебник с.158).
Следующий наш шаг 1 ученик зачитает.
Выделите содержательную информацию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал). - Итак, что же мы узнали из текста.
Легко было ответить на эти вопросы?
Следующий наш шаг (1 учащийся прочитает). Разделите текст на смысловые куски (что было сначала? Что было потом? Чем закончилось?). Выделите основную мысль каждого абзаца (микротемы).
Поделите лист пополам. Мы будем вместе определять микротемы каждой части, вы будете записывать в левую колонку основную мысль каждого смыслового куска (микротемы).

У вас получился общий план текста.
Что делаем далее (п.№5) 1учащийся зачитает
Обратите внимание на ключевые слова (опорные слова) каждой части текста.
Во 2-ой столбик выпишите опорные слова (чаще — глаголы).
Что у вас получилось?
1 зачитает …
2 зачитает …
3 зачитает …
Получилась таблица.

Отметьте незнакомую для себя информацию и уточните значение отдельных слов.
Работа с толковым словарём
Тролль, дьявол, сатана, люцифер = ЗЛО
п.№7,8 (1учащийся зачитает)
Чтобы понять смысл прочитанного, его идею, просмотрите ещё раз текст.
- Тема текста? (о чём?)
- Выделите идею (для чего?) (1 мин.) Кто готов? Работают по алгоритму.
1 учащийся зачитывает 1 пункт алгоритма.
Слушают аудио с опорой на текст.
1 ученик зачитывает 2 пункт алгоритма.
Фронтально отвечают на вопросы
- Да, так как это на поверхности.
Читают 3,4 пункты алгоритма, отвечают фронтально.
Фронтально
Что было сначала? зачитать
Что потом? зачитать
Чем всё закончилось? зачитать
Составляют план, записывают в тетрадь лучший вариант.
О чём узнаём вначале?
Что было потом?
Чем всё закончилось?
1учащийся зачитает
Выписывают опорные слова
1учащийся читает
1учащийся читает
1учащийся читает

1учащийся зачитает
Смотровое чтение
Фронтально отвечают на вопрос.
Тема текста? (о чём?) — создание зеркала
Идея 1 части — Зло наступает Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремления к совершенствованию собственной речи; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение.
Регулятивные: самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.
Познавательные: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения; пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. п.№9. (1учащийся зачитает) Перескажите текст с опорой на план и ключевые слова, передав основную мысль, не упустив идеи. Коллективно пересказываем, слушая внимательно друг друга.
Итак, у нас всё получилось. Теперь попробуйте самостоятельно. Коллективно пересказывают Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Работаем со 2 абзацем первого рассказа по алгоритму.
п.№1. Читаем текст по цепочке. Внимательно следим. Ищем ответы на вопросы (вопросы на доске).
1. (1учащийся зачитает) Зачем ученики тролля бегали с зеркалом повсюду?
2. (1учащийся зачитает) Зачем им захотелось добраться до неба?
- Как вы думаете, чем может закончиться их затея?
Чтобы натолкнуть вас на ответ, 1учащийся познакомить вас с библейской легендой о Вавилонском столпотворении.
- Чем может закончиться их затея?
Чтение с остановками.
Отвечают на вопросы:
- Чтобы всех и всё увидеть в искажённом виде.
- Чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом.
Предлагают свои варианты
Инсценировка
По библейскому преданию, жители Древнего Вавилона вознамерились добраться до небес и с этой целью начали строить высокую башню. Тогда, по Библии, «все люди на земле имели один язык и одинаковые слова». Разгневанный Бог смешал их язык так, что они перестали понимать друг друга, и
наступил хаос.
- Ангелам и Творцу это не понравится. Наступит хаос. Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремления к совершенствованию собственной речи; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.
Познавательные: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
(1учащийся читает)
- Почему, чем выше они поднимались, тем сильнее кривлялось и корчилось от гримас зеркало?
В тексте нет прямого ответа на этот вопрос? Читаем между строк. Подумайте, почему?
3. Каковы последствия падения зеркала на землю?
(1учащийся зачитает)
4. Что случилось с осколками этого зеркала?
5. Как ведёт себя тролль?
Текст прочитали. Далее продолжаем работать в парах по алгоритму, который лежит перед вами.
Сразу определите: кто из вас будет записывать, тот берёт в руки ручку. Листок делим пополам.
- Ваше следующее действие по алгоритму?
- Сколько смысловых кусков у вас получилось?
Озаглавим их.
- Ребята, скажите, а вопросы, на которые мы отвечали по ходу чтения 2 части первого рассказа, могут служить планом?
Это вопросный план.
- Выписали опорные глаголы?
- Итак, что мы с вами смогли сделать, работая с текстом?
- Какова же идея текста?
Готовы пересказать?
К чему и стремились! Молодцы! - Там всё было добрее и прекраснее.
- Потому что зеркало не выдержало и разбилось вдребезги.
- Осколки наделали больше бед, чем само зеркало.
- Хохочет до колик.
Работают в парах по алгоритму.
Отвечают на вопросы.
- Делим на смысловые куски.
- 5.
Озвучивают по очереди, все остальные исправляют, дописывают, находят лучший вариант.
1. Ученики тролля побывали повсюду.
2. Решили добраться до неба.
3. Уронили зеркало. Оно разбилось вдребезги.
4. Беда от осколков.
5. Тролль хохочет.
- Да.
Выписывают, озвучивают опорные глаголы
- прочитали, поняли, запомнили, использовали.
Высказывают свои предположения.
Добро сильнее зла.
Выступления учащихся по каждой части 1 человек. Личностные: устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность
Познавательные: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; излагать содержание прочитанного текста.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
8. Этап включения в систему знаний и повторения. Вернёмся к началу нашего урока. Какие задачи мы ставили?
- Удалось ли вам разобраться в тексте?
- Понятно ли вам как определять тему, раскрывать идею текста?
- Что вам помогло определить идею теста?
- Если вы отвечаете мне на эти вопросы, значит вы хорошо разобрались в теме урока.
- Кто лучше всех работал на уроке? Научиться понимать текст, определять тему, раскрывать идею.
Отвечают фронтально
- Осмысленная работа с текстом, работа по алгоритму.
Называют фамилии Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные: слушать и слышать других.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. В учебнике нет иллюстраций к 1 рассказу. А хотелось бы. Предложите картину-иллюстрацию к тексту, но её не надо рисовать, её надо описать. Что будет на той картине? Словесное рисование
Отвечают фронтально
Личностные: потребность в самовыражении через слово.
Познавательные: осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
10. Домашнее задание. 1. Подобрать пословицы, которые наиболее точно передают идею 1 рассказа сказки «Снежная королева».
2. Читать рассказ второй «Мальчик и девочка». Записывают домашнее задание в дневник.
Источники материала:http://images.yandex.ru/http://kovcheg.ucoz.ru/forum/9-28-9http://foma-blogs.livejournal.com/32250.htmlhttp://www.liveinternet.ru/users/mstataka/post130878128/http://community.livejournal.com/foma_blogs/32250.htmlhttp://my-desktop.ru/