Урок по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева» в 5 классе
МБОУ Новопавловский УВК
Красноперекопского района Республики Крым
Урок по сказке Х.К.Андерсена
«Снежная королева»
5 класс
«Лишь доброе и верное сердце способно
понять, простить и любить»
Приготовила и провела
Воложанина В.В., учитель
русского языка и литературы
2013 год
Тема урока: «Лишь доброе и верное сердце способно понять, простить и
и любить (по сказке Андерсена «Снежная королева».)
Цели: закрепить знание содержания сказки, помочь учащимся осознать суть произведения; раскрыть особенности его построения; выснить роль антитезы как основы сюжета,
развивать образное мышление учащихся, навыки анализа художественного текста, выразительного чтения,
прививать вечные духовные ценности: верность, любовь,сочувствие,умение прийти на помощь .
Оборудование: портрет писателя,иллюстрации к сказке,плакат с названиями частей сказки, листочки с кроссвордами, схема «Конфликт сказки»,открытки с изображением розы, сборник сказок Андерсена
Ход урока
1. Ознакомление с целями и задачами урока.
Тихо за окнами ночь плывет,В сказки нас Андерсен позовет,Оле-Лукойе откроет дверь,Сказкам, друг, ты поверь.Герда и Кай будут вновь дружить,Эльфы над каждым цветочком кружить,В вальсе закружат опять цветыМир добра, любви, красоты.
1. Сказки Андерсена – это целая страна, в которой выросли мы, взрослые, и растете вы, дети. Мы обращаемся к этой стране сказок, стране детства, чтобы не утратить хрупкое чувство веры в чудо, чтобы почерпнуть силы и мужество у героев Андерсена; чтобы убедиться, что жизнь прекрасна, что вокруг – чуткие и добрые люди с любящими сердцами.
2. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь,» - утверждает французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
3. И сегодня мы с вами поговорим о добром, любящем и огромном сердце маленькой Герды, о взаимоотношения людей, о том, на что способен любящий человек.Запомните: лишь доброе, верное и любящее сердце способно понять, простить и любить.
4. Запись в тетрадь темы урока, эпиграфа.
2.Работа по теме урока.
1).Актуализация опорных знаний, закрепление изученного.1) Вопросы:
- Кто такой Х. К. Андерсен?
-Назвать произведение сказочника, герои котрого изображены на рисунке (по картинкам)
На встречу с любимым, дорогим человеком всегда идут с цветами. Какие цветы мы подарим писателю Андерсену? Почему? (розы – символ красоты)Андерсен всегда любил розы, всегда ими восхищался, считая их совершенством, идеалом красоты. Роза – эмблема его творчества, потому что он старался пробуждать в сердцах людей прекрасное.
-Чем вас привлекла сказка «Снежная королева»?
-Кто из героев сказки понравился? Почему?
2) Пересказывание эпизодов сказки (2-3 человека)
I глава «Зеркало» (зачин)
II глава «Мальчик и девочка»
1 появление Снежной королевы, Снежная королева забрала Кая.
3) Отработка навыков выразительного чтения
-Описание Снежной королевы(стр. 119 – 1 отрывок)(стр. 122 – 2 отрывок)сравнение (холод, холодный поцелуй)- Герда в цветнике
стр.126, 129-130, 143-144, 144-146 (тепло, горячие слезы)
4) Разгадывание кроссворда (у каждого на листочке)
5) Анализ особенностей построения сказки1)Как построена сказка «Снежная королева»? (из 7 частей – Сказки-приключения)Является ли 1 часть зачином произведения? С чего начали странные события?2) ЗаданиеВнимательный ли ты читатель? (расставить части сказки в правильном порядке (тетрадь))
6) Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»Вы неплохо отвечали,Путь к победе проложив.А теперь я объявляю Музыкальный перерыв. («Маленькая страна»)
7) Усвоение литературоведческого понятия
Антитеза – резкое противопоставление жизненных явлений, образов, понятий, чувств, мыслей, характера.Вопрос: Что противопоставляется в сказке?Небо – тролли;роза – снежинка;слеза – льдинка;Герда – Снежная Королева;поцелуй Снежной королевы – поцелуй Герды4) Схема Добро Зло Герда Снежная королева роза любовь власть льдинаКай Кай КайВопросы:
-Что поддерживало Герду во время поисков Кая? (сила духа, сила любви, доброе сердце, тепло души, искренность, самоотверженность)
-Что поддерживало Снежную королеву в ее чувствах к Каю? (самовлюбленность, зло, коварство, злое сердце, эгоизм, холод)
-Андерсен в сказке возвышает любовь, верность, пылкое сердце маленькой героини. Почему же сказка называется «Снежная королева»? (это было самым трудным препятствием для Герды. Снежная королева – воплощение холода, зла, духовная смерть. И все это Герда победила. Победило ее любящее сердце.)-Можно ли утверждать, что автор в «Снежной королеве» создал образы добра и зла?
3.Подведение итогов урока
«Микрофон» - свои мысли, впечатления от знакомства со сказкой.
Слово учителя.Сказки Андерсена помогают людям не заблудиться в непростом мире на пути к добру, верности, красоте. Прав был известный украинский философ Г. Сковорода, утверждая, что «человеческая душа и друг ценнее и дороже всего». Пусть в ваши сердца никогда не попадают осколки зла, ненависти и предательства.
Сколько не минуло б дней,
Сколько бы лет не прошло,
О детстве – волшебной стране –
Мы всегда будем помнить тепло.
4.Домашнее задание: подготовить небольшое устное сообщение на тему «О каком человеке можно сказать, что у него «горячее сердце», а о каком – «ледяное сердце»?»