Конспект занятия «Королева математики приглашает на турнир»
КОРОЛЕВА МАТЕМАТИКИ ПРИГЛАШАЕТ НА ТУРНИР
(математический праздник для детей старшей группы)
МАКПАЛБАСОВА Г.Н.
воспитатель КГКП «Детский сад №14 «Катюша» г.Зыряновск ВКО
__________________________________________________________________
Цель:
Упражнять детей в счете: в пределах 10, прямом и обратном, количественном и порядковом, от заданного числа.
Закреплять навыки порядкого и количественного счета, в умении соотносить количество предметов соответствующей цифрой.
Упражнять в решении логических задач; в умении ориентироваться в пространстве и на плоскости листа.
Формировать представление о днях недели; геометрических фигурах и объемных телах.
Развивать мышление, воображение, восприятие, память, слуховое и зрительное внимание.
Вызвать положительные эмоции у детей, желание играть, проявлять находчивость, смекалку, целеустремленность.
Воспитывать навыки самоконтроля, стремление к мотиву достижения успеха
Демонстрационный материал:
Атрибуты для дворца Математики, шапочка-корона; картины с предметами из геометрических фигур, объемные тела (конструктор); эмблема группы «Росинка», цветы для клумбы, Белоснежка и семь гномов, бабочки, круги, цифры 1-10, кукла «Посчитай-ка», мягкие игрушки.Раздаточный материал:
Математический набор, касса цифр, карточки-полоски, лист 20х20, дидактические игры «Посели соседей» (2 варианта), «Сложи узор».
Ход праздника:
Дети под музыку заходят в нарядно украшенную группу и образуют круг.
Воспитатель: Всех сегодня приглашаю
В добрый круг своих друзей.
Помогут нам всем ЗНАНИЯ
Стать активным и умней!
Круг радости «Хлоп-привет!»
Ребята, вы любите загадывать желание? (Дети высказывают мнение)
Хочу пригласить вас в необычное «желание», где нас с вами ожидает сюрприз – математический ТУРНИР. Если у вас появился интерес, то располагайтесь в королевстве Математики.
Предлагаю детям закрыть глаза… наш необычный турнир начинается. (Воспитатель надевает на голову корону)
Звучат ФАНФАРЫ, королева волшебной палочкой превращает детей в принцев и принцесс.
Королева Математика:
Вы узнали меня? Я королева Математика. Как вы думаете, кто живет в моем королевстве? (дети высказывают предположения)
Управлять математическим королевством нелегко и поэтому пришло время подумать о наследнике королевства. Вот я и решила: наследником будет назначен тот, кто лучше других умеет мыслить, делать выводы, любит математику. Великая математика: она и про числа, и про цифры, и про действия с числами и правильное использование разных фигур. Именно для этого мы здесь собрались. Начинается турнир, в котором победит умнейший и будет с гордостью носить корону наследника королевства Математики.
Напоминаю правила турнира: быть терпеливым, находчивым, справедливым, давать возможность высказаться своим друзьям. А чтобы вы помнили о правилах, я вывешиваю нашу эмблему «Росинка».
Итак, начинаем! Звучат фанфары.
Принцы и принцессы занимались у придворных учителей и очень любили занимательные задачки.
ЗАДАНИЕ турнира «Занимательные задачки»
На длинной ножке застыв до поры,
Отдыхает палочка после игры Что это?
Ну-ка, сколько здесь ребят на горке катается?
Трое в саночках сидят, один дожидается. Сколько всего ребят?
Четверо ребят в одной шубке сидят,
А пятый в шубенке стоит в сторонке. Что это?
Сколько пальцев могут сжаться в кулак?
Сколько ног у осьминога?
Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
Сколько ушей у трех мышей?
Три ромашки-желтоглазки, два веселых василька
Подарили маме дети. Сколько же цветов в букете?
Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько всего птиц летело?
Назови сказки, где есть число три (семь).
ПОБЕДИТЕЛИ турнира «Занимательные задачки» (называю имена детей)
С вами можно дружить, вы настоящие математики. Мне нужна ваша помощь.
ЗАДАНИЕ турнира «Фигуры»
Чтобы было понятно, наследником чего станет один из вас, я предлагаю принцу и принцессе выложить из объемных тел ДВОРЕЦ королевы Математики. (Двое детей строят дворцы из строительного материала).
Чудесная погода, правда! У нас бодрое и веселое настроение. Небо голубое и плывут удивительные облака.
Какие геометрические фигуры они напоминают?
Сколько сторон и углов у квадрата?
Сколько углов у круга?
Отчего зависит название многоугольника?
Что общего у прямоугольника и треугольника?
Королева Математика:
Предлагаю рассмотреть построенные ДВОРЦЫ.
Какие объемные фигуры использовали при строительстве дворца?
Какие фигуры устойчивые? Почему?
Что лежит в основании цилиндра?
От чего зависит толщина цилиндра?
Что лежит в основании конуса?
Какие фигуры неустойчивые? Почему?
Благодарю за оригинальные постройки. Уважаемые, принцы и принцессы, а вам понравился мой дворец? (Дети высказывают свои впечатления)
Как и в каждом королевстве у меня есть придворный профессор «Посчитай-ка». Он приготовил для вас следующий турнир.
ЗАДАНИЕ турнира «Цифроград»
Вперед в королевство ЦИФРОГРАД!
Там цифры в беспорядке «маются»
И в вашей помощи нуждаются.
Прямой и обратный счет.
Счет от заданного числа.
Порядковый счет предметов: который по счету? (Игрушки в количестве 10 штук)
Счет предметов слева направо, справа налево.
В королевском саду растут красивые цветы, вокруг кружатся веселые бабочки, а маленькие жители королевства Гномики с удивлением смотрят на принцев и принцесс. А сможем ли мы их посчитать?
Счет предметов по-разному расположенных:
в ряд – бабочки, в одну линию – Гномики, по кругу – клумба цветов.
Итог: 8 бабочек, 8 Гномиков, 8 цветов. Одинаковое количество.
Вывод: Количество предметов не зависит от месторасположения.
А теперь предлагаю украсить все клумы королевства.
Счет предметов парами (работа с раздаточным материалом)
На полоску положить две пары кругов.
Сколько пар кругов лежит на полоске?
Сколько всего кругов лежит на полоске?
Добавить одну пару кругов.
Сколько пар кругов лежит на полоске?
Сколько всего кругов лежит на полоске?
Разложите круги друг за другом.
Сколько кругов лежит на полоске? Обозначить цифрой.
На нижнюю полоску положить квадратов на один меньше, чем кругов. Обозначить цифрой.
Сколько квадратов лежит на нижней полоске?
Каких фигур больше квадратов или кругов?
Какое число больше (меньше)?
Что нужно сделать, чтобы кругов и квадратов было поровну?
Каким способом воспользовались? (Наложения, приложения)
Королева объявляет ПОБЕДИТЕЛЕЙ турнира «Цифроград».
ЗАДАНИЕ турнира «Неделя»
Загадка: «Что за гуси пролетают по семерке в каждой стае?
Вереницею летят, не воротишь их назад»
Да, да! Каждое мероприятие королева назначает на определенный день недели. Вот и сегодня математический турнир (дети называют день недели, число и месяц).
Сколько в неделе дней?
Почему называется «неделя»?
Какой сегодня день недели?
Какой был вчера? Какой будет завтра?
Какой день недели говорит, что он второй, посередине?
Кто соседи среды? Воскресенья? Вторника?
Соседи есть не только у дней недели, но и у цифр.
ЗАДАНИЕ турнира «Посели соседей» дидактическая игра.
1 вариант: ____4____; 2 вариант: 6_____8.
ЗАДАНИЕ турнира «Ничего не говори, лишь руками покажи».
Внимание! Мы начинаем турнир, который называется «Ничего не говори, лишь руками покажи»
Высоко, далеко, близко, низко, слева, справа, широко, узко
(дети руками показывают пространственные ориентиры).
Королева Математика:
Уважаемые принцы и принцессы, любите ли вы гостей? Как будете угощать своих гостей, мы сейчас узнаем. Сначала нужно постелить на стол красивую скатерть.
ЗАДАНИЕ турнира «Сложи узор» дидактическая игра.
1. В правый верхний угол положите 1 прямоугольник.
2. В правый нижний угол положите 2 овала.
3. В левый нижний угол положите 2 квадрата.
4. В левый верхний угол положите 3 круга.
5. В середине положите 3 треугольника.
Что находится в правом верхнем углу?
Что находится в левом нижнем углу?
Сколько и какие фигуры находятся в середине листа?
ПОБЕДИТЕЛИ турнира (называю имена детей).
Королева Математика:
С математикой дружите, знания свои копите.
Помогали вам старание, память, логика, внимание.
Турниру нашему конец, каждый просто молодец!
Звучат ФАНФАРЫ.
Вы справились со всеми заданиями математического турнира, доказали, что вы внимательны, сообразительны и умны. Молодцы!
Нам только осталось выбрать наследника королевства Математики.
Кто на турнире отвечал много и правильно, проявлял в течении всего занятия смекалку, сообразительность, логически мыслил и помогал товарищам? (дети высказывают свое мнение)
Выбирают самого умнейшего ребенка, надевают на него маленькую корону.
Королева хлопает в ладоши, придворные слуги выносят разносы сладостей. Благодарит принцев и принцесс за прибытие на турнир и славную «битву» за корону наследника королевства.
Звучит музыка
Турнир заканчивается сюрпризом «угощение на красивой скатерти».
Королева приглашает принцев и принцесс на прощальный танец «Хлопай, топай!»