Программа Здоровый образ жизни для обучающихся специальных коррекционных классов VII вида
«Утверждено»
на педагогическом совете «_____» ___________ 2014г «Утверждаю»
Директор МБОУ
«Образовательный центр Созвездие»»
__________ Сюрин С.Н.
«_____» ________ 2014г.
ПРОГРАММА
« ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕЦИОННЫХ КЛАССОВ VII ВИДА ШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ МБОУ «Образовательный центр «СОЗВЕЗДИЕ»»
Составители программы:
Зам. директора по ВР Павленко И.Л.
Учитель начальных классов Сергеева О.Н.
Срок реализации программы – 3 года
г.Красногорск
Пояснительная записка
Проблема физического и психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности
От состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения.
В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев – практически невозможно.
Успешное становление ребенка как личности определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в конечном счете, и прогресс развития общества в целом. Дети не просто особый социальный слой. Они являются приоритетной группой, так как степень образованности, социализированные масштабы и уровень культуры, здоровья детей завтра материализуются в здоровье нации, в качество жизни народа, в новые технологии и безопасность социальной жизни, в авторитет страны в мире.
Здоровье – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни каждого человека. Здоровье помогает добиваться запланированных целей, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать всяческие трудности. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое человеком, обеспечивает долгую и активную жизнь. Наука утверждает что, большинство людей, при соблюдении ими простых правил здорового образа жизни, могут жить до 100 лет и более.
здоровый образ жизни предполагает:
поддержание физического здоровья,
отсутствие вредных привычек,
правильное питание,
толерантное отношение к людям,
радостное ощущение своего существования в этом мире.
компоненты здорового образа жизни включают:
двигательную активность;
закаливание;
рациональное питание;
соблюдение режима дня;
личную гигиену;
отказ от вредных привычек.
Результатом здорового образа жизни является физическое и нравственное здоровье человека.
Одна из основных задач воспитания младших школьников –физическое развитие, сохранение, укрепление здоровья, воспитание интереса, потребности в здоровом образе жизни.
Воспитание здорового образа жизни обучающихся будет эффективно тогда, когда деятельность учителя и учащихся по формированию представлений о здоровом образе жизни будет носить целенаправленный, систематический и целостный характер на основе учета межпредметных связей и вся деятельность будет способствовать формированию интереса младших школьников к собственному здоровью.
В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. Важная роль в концепции модернизации образования отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению здоровья.
В программе сосредоточено внимание на организации и методике формирования здорового образа жизни младших школьников.
Программа ориентирована на детей 7-11 лет.
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для сохранения, улучшения здоровья обучающихся, пропаганды и формирования у младших школьников здорового образа жизни.
Задачи:
Формирование заинтересованного отношения младших школьников к укреплению здоровья, овладение знаниями и навыками здорового образа жизни
Единство учебной, внеурочной, внешкольной работы и работы с родителями как основа для реализации формирования у младших школьников здорового образа жизни.
Реализация различных видов деятельности, адекватных возрастным и психологическим особенностям школьников с ЗПР.
Принципы построения воспитательной работы:
Принцип индивидуально-личностного подхода, учёт индивидуальных особенностей
Принцип сотрудничества с детским коллективом и коллективом родителей
Принцип заинтересованности процессом и результатом деятельности
Принцип цикличности и последовательности занятий
Принцип формирования ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих
Принцип активности участия в проводимых мероприятиях
Принцип успешности каждого ученика
Принцип связи теории с практикой
Этапы реализации программы:
1 этап –
Изучение индивидуальных и групповых характеристик класса:
Работа с личными делами обучающихсяБеседы с медицинским персоналом
Беседы с родителями
Изучение и анализ содержания и методики формирования навыков здорового образа жизни
2 этап –
Отбор содержания и методики формирования навыков здорового образа жизни
Создание условий для внедрения здоровьесберегающих технологий
Деятельность по формированию навыков здорового образа жизни: тематические классные часы, общешкольные мероприятия, тематические беседы, ролевые игры, игры-путешествия, физкультурно-оздоровительные мероприятия
3 этап –
Совместная работа администрации, педагогов, классных руководителей, учащихся и родителей по формированию навыков здорового образа жизни
Включение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности обучающихся
Формы работы по формированию
здорового образа жизни
направления мероприятия
Познавательное Тематические классные часы, тематические недели, интеллектуальные игры, викторины, чтение художественной литературы
Физкультурно-оздоровительное Оптимальный двигательный режим, организованные перемены между уроками, подвижные игры на переменах занятия по музыкально - ритмическим движениям, ежедневная утренняя гимнастика в школе, соблюдение температурного режима в помещениях, выполнение санитарно-эпидемиологических требований и норм
Театральное Общешкольные театрализованные представления, инсценирование песен, конкурс чтецов
Художественное Тематические выставки рисунков, творческих работ оформление стенгазет
Спортивное Спортивные мероприятия школы, совместные спортивные соревнования с родителями, походы на природу, посещение спортивных соревнований
Ожидаемые результаты:
-адаптация детей к современным условиям жизни
-формирование понимания, интереса, осмысленного отношения к своему здоровью
-формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся (развитие психофизиологических возможностей детей)
-осознание причастности к состоянию своего здоровья
№ п/п Содержание программы
I этап
1. Изучение медицинских карт обучающихся
2. Оформление личных дел обучающихся
3. Консультации с медицинским персоналом
4. Беседы с родителями об особенностях состояния здоровья детей, индивидуальных особенностях личности
5. Создание условий для строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований и правил личной гигиены
6. Анализ результативности работы
7. Индивидуальные и коллективные беседы по вопросам соблюдения личной гигиены, правил поведения в школе
8. Конкурсы по теме здорового образа жизни:
Рисунков «Физическая культура и здоровье».
Макетов «Спорт, ребята, очень нужен, мы со спортом очень дружим»
Стихов «Я здоровьем дорожу, я здоровье берегу»
9. Внеклассные мероприятия:
Ролевые игры:
- «Что нужно знать о лекарствах». Встреча со школьным медицинским работником (правила хранения и использования лекарственных средств);
Театрализованные инсценировки «Дорога к доброму здоровью»,
«Сказка о вредных привычках - Колобок»
Демонстрация мультпрезентаций по обеспечению безопасности и здоровому образу жизни
«Взятие снежной крепости». Игра на местности.
10. Участие в общешкольных мероприятиях:
День здоровья
День безопасности по правилам дорожного движения
День профилактики безнадзорности и правонарушений
Спортивный праздник
Спортивная эстафета с участием родителей
11. Систематическое использование динамических пауз различных видов на уроках:
С музыкальным сопровождением
Со стихотворными текстами
Выполнение упражнений
Проведение «физкультминуток» с обучающимися
Гимнастика для глаз (профилактика близорукости)
12. Ежедневное проведение утренней гимнастики
13. Оздоровительное плавание в бассейне АУ КСОЦ
14. Проведение уроков ритмики
15. Организация подвижных игр на переменах
16. Тематические классные часы:
Мы идём в школу. Безопасный маршрут
Здоровый образ жизни. Что это такое?
«Осторожно! Электричество!»
«Как стать Нехворайкой»
“Вредные привычки и здоровье”. Ознакомление с понятием вредные привычки, выявление их в своей жизни и жизни близких людей, составление портрета здорового человека.
«Травматизм и его профилактика». Формирование понятия травматизм, составление карты травмоопасных мест в школе, ПМП при ушибах и переломах (тренинг).
17. Анкетирование обучающихся и родителей о степени удовлетворённости школьным питанием
18. Анкетирование родителей о состоянии здоровья обучающихся
19. Индивидуальные беседы об индивидуальных особенностях личностного развития детей
20. Соревнования «Мы –дружная семья»
21. Походы в парк
22. Родительские собрания:
Как помочь ребёнку учиться, организация режима дня школьника
«Компьютер: за и против»
23. Организация индивидуального психолого-медико-педагогического консультирования
24. Оформление фотостендов25. Организация и методика проведения музыкально-ритмических упражнений на уроках ритмики в специальных (коррекционных) классах VII вида
II этап
1 Консультации с медицинским персоналом
2 Беседы с родителями об особенностях состояния здоровья детей, индивидуальных особенностях личности
3 Создание условий для строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований и правил личной гигиены
4
Конкурсы по теме здорового образа жизни:
Плакатов «Здоровое питание»
Рефератов «Что я знаю о здоровом образе жизни»
5 Внеклассные мероприятия:
Ролевые игры:
-«Я в школе и дома».
Организация детского досуга, способ профилактики вредных привычек. Составление банка игр и занятий для школы и дома.
«Зимушка – зима». Практическое занятие по ОБЖ на улице (опасности в зимнее время) «Мороз и солнце, день чудесный». Беседа о профилактике вирусных заболеваний (прогулки на свежем воздухе, проветривание помещений, точечный массаж при простуде, витаминные чаи). Практическое занятие: заваривание чая с ягодами шиповника и смородины. Чаепитие
6 Участие в общешкольных мероприятиях:
День здоровья
День безопасности по правилам дорожного движения
День профилактики безнадзорности и правонарушений
Спортивный праздник
Спортивная эстафета с участием родителей
7
Систематическое использование динамических пауз различных видов на уроках:
С музыкальным сопровождением
Со стихотворными текстами
Выполнение упражнений
Проведение «физкультминуток» с обучающимися
Гимнастика для глаз (профилактика близорукости)
8 Ежедневное проведение утренней гимнастики
9 Оздоровительное плавание в бассейне АУ КСОЦ
10 Проведение уроков ритмики
11 Организация подвижных игр на переменах
12
Тематические классные часы:
Мы идём в школу. Безопасный маршрут
Здоровое и полезное питание
Что значит быть добрым (о духовном здоровье школьника)
Зачем нужны витамины
“Вредные привычки и здоровье”.
«Травматизм и его профилактика».
13
Анкетирование обучающихся и родителей о степени удовлетворённости школьным питанием
14 Анкетирование родителей о состоянии здоровья обучающихся
15
Индивидуальные беседы об индивидуальных особенностях личностного развития детей
16
Родительские собрания:
«Знаете ли вы своего ребёнка?»
«Здоровье надо беречь с детства»
17
Организация индивидуального психолого-медико-педагогического консультирования
18 Оформление фотостендов19
Из опыта реализации программы по воспитанию здорового образа жизни младших школьников на методическом объединении учителей начальных классов и воспитателей ГПД
20 Спортивные соревнования «Весёлые старты»
IIIэтап
1 Консультации с медицинским персоналом
2 Беседы с родителями об особенностях состояния здоровья детей, индивидуальных особенностях личности
3 Создание условий для строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований и правил личной гигиены
4
Конкурсы по теме здорового образа жизни:
Сочинений «Как я берегу своё здоровье»
Творческих работ по лепке, аппликации
5 Внеклассные мероприятия:
Аукцион продуктов питания, богатых витаминами. Дети готовятся заранее, по результатам составляется плакат «Азбука здоровья".
Викторина «Спорт, спорт, спорт!»
«Резиночка». Соревнования по прыжкам через резинку.
«Танцетворчество». Занятия по психогимнастике.
6
Участие в общешкольных мероприятиях:
День здоровья
День безопасности по правилам дорожного движения
День профилактики безнадзорности и правонарушений
Спортивный праздник
Спортивная эстафета с участием родителей
7
Тематические классные часы:
Мы идём в школу. Безопасный маршрут
“Вредные привычки и здоровье”.
«Школа здоровья»
«Травматизм и его профилактика».
8
Анкетирование обучающихся и родителей о степени удовлетворённости школьным питанием
9
Анкетирование родителей о состоянии здоровья обучающихся
10
Индивидуальные беседы об индивидуальных особенностях личностного развития детей
11
Родительские собрания:
«Что делать, если…»
«Дом, в котором мы живём»
12
Организация индивидуального психолого-медико-педагогического консультирования
13 Оформление фотостендов14
Аукцион лекарственных растений, заготовленных родителями. Ученики готовятся заранее, приглашаются родители
15
Из опыта реализации программы по воспитанию здорового образа жизни младших школьников на педагогическом совете
16. Спортивные соревнования «Взрослые и дети»
17. Туристический поход
Литература:
Азаров Ю.П. “ Семейная педагогика” 2003 г.
Байбородова Л.В. Бутин И.М., ЛеонтьеваТ.Н.и др. Методика обучения физической культуре: 1 -11 кл.: методическое пособие.-М; 2004
Валеология: Учеб. пособие /Под редакцией В.П.Соломина, Ю.Л.Варламова. – Спб.,2005.
Воропай А.В. «Дорогая сигарета», М., 2004 г.
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: 2010
Зайцев Г.К. Уроки Айболита.-СПб.,1997.
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии…» Москва, «ВАКО» 2007 г.
Л.И. Крупицкая “Будь здоров” 2005 г.
Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.-СПб.,2008.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: 2005
Матюхина Ю.А. 365 лучших подвижных игр для детей 6-9 лет на каждый день; Ярославль 2008
Н.И. Дереклеева “Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья” 2004 г.
Научно-методический журнал «Начальная школа» Москва, 2004-2009 г
Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
Перекатьева О.В.,Подгорная С.Н. Современная работа сродителями в начальной школе; М.: 2005
Портных Ю.И. “Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте” 2004 г.
Составитель Долгопол О.Н. «Работа с родителями по профилактике наркоманов у детей и подростков» К-д, КОИПК и ПРО, 2005
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту:Советы психолога родителям.-М.,2006
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 3 класс». «Внеклассные мероприятия. 4 класс», «Внеклассные мероприятия. 2 класс» Москва, «ВАКО» 2007 г., 2008 г.