Конспект занятия по развитию логико-математического мышления для детей средней группы (с элементами ТРИЗ)


Конспект занятия
по развитию логико-математического мышления для детей средней группы
(с элементами ТРИЗ)
Тема: «Геометрическая мозаика»
Задачи
Образовательные:
1. Углублять и систематизировать знания детей о геометрических фигурах.
2. Закреплять умения отгадывать загадки.
3. Упражнять в умении выкладывать узор из геометрических фигур по образцу.
Развивающие:
1. Развивать воображение, используя приём эмпатии (ТРИЗ)
2. Развивать логико-математическое мышление дошкольников посредством мыслительных операций: анализ, синтез, аналогия
3. Развивать связную речь, мышление, память.
Воспитательные:
1. Воспитывать внимание, умение сосредотачиваться на поставленной задаче.
2. Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно выполнять задание воспитателя.
3. Вызывать интерес к занятиям по математике, желание заниматься логико-математической деятельностью.
Приоритетная образовательная область: «Познание»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическое развитие», «Чтение художественной литературы»
Материалы и оборудование:
- демонстрационный: карта путешествия, фланелеграф, геометрические фигуры, афиши с символическим изображением сказок,;
- раздаточный: фланелеграф для каждого ребенка, набор геометрических фигур, предметные картинки, шапочки (Колобок, птичка, цветок, мяч, лягушка), цветы для дидактической игры «Классификатор», кубики ЗайцеваХод образовательной деятельности:
Воспитатель: Сегодня у нас праздник, гостей пришло к нам много,
Вы, ребята, повернитесь, с гостями поздоровайтесь
И им улыбнитесь.

А сегодня, действительно, необычный день, потому что мы с вами отправляемся в путешествие. А решить, куда мы отправимся в путешествие поможет нам вот эта карта:

Чтобы узнать конечные места нашего путешествия, нам нужно выложить дорожки цветными плитками.
Задание: выложить дорожки из геометрических фигур по образцу. По мере выкладывания дорожек открываются картинки - лес, речка и театр.
Воспитатель: Ребята, куда вы хотели бы отправится? (направляю на посещение театра). Мне тоже очень нравится в театре, да к тому же мы давно его не посещали и поэтому я согласна с вами отправиться в театр.
Проводится беседа о театре: для чего люди ходят в театр? Были ли вы в театре? Что вы там делали? Понравилось ли вам?
Воспитатель: Дети, посмотрите, вот мы с вами и оказались в театре. Представьте, прозвенел последний – третий - звонок, который напомнил зрителям о начале представления. В зале потух свет, заиграла музыка. Раскрался занавес, на сцену вышли артисты. А артисты сегодня – наши старые знакомые. Кто это? Да, это геометрические фигуры. Давайте представим наших артистов зрителям.
Задание: отгадать загадку о геометрической фигуре и доказать правильность отгадки (обследование геометрических фигур).
1. Я фигура – хоть куда, очень ровная всегда.
Все углы во мне равны и четыре стороны. (квадрат)
2. Вы подумайте, скажите… Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой противоположные равны. (прямоугольник)
3. Нет углов у меня и похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня! (круг)
4. Эта форма у клубка, у планеты , колобка,
Но сожми ее немножко и получится лепешка. (овал)
5. Три вершины тут видны, три угла, три стороны,
Ну пожалуй, и довольно, что ты видишь? (треугольник)
Воспитатель: Ребята, а давайте поможем нашим актерам, геометрическим фигурам, выбрать для себя роли для представления. Возьмите себе геометрическую фигуру и найдите карточку с предметом, похожим на фигуру по форме и цвету. А какую еще роль могла бы выполнять ваша фигура?
Задание: 1) найти предмет, похожий на геометрическую фигуру по двум признакам – форме и цвету; 2) найти предметы, схожие с данным предметом.
Воспитатель: жители театра – геометрические фигуры – не знают букв, не умеют читать и писать, поэтому читают, пишут и общаются с помощью символов – геометрических фигур. Недавно в этом театре уже прошли некоторые театрализованные представления. Хотите узнать, какие? А узнать это можно из афиш.
Задание: расшифровать сказку, закодированную на афише.
Воспитатель: Мы с вами читали много сказок и играли в сказки, то, наверное, тоже могли бы показать представление. Как вы думаете? Но вам, конечно, нравятся разные сказки. Попробуйте рассказать жителям театра, какую сказку вы бы хотели им показать. Рассказывать нужно, конечно же, при помощи символов – геометрических фигур.
Задание: зашифровать любимую сказку. Остальные дети отгадывают.
Физкультминутка
Дети распределяются на группы, каждая из которых образует какую-либо геометрическую фигуру. Воспитатель дает команду, дети выполняют: «Круг приседает», «Квадрат прыгает», Треугольник топает» и т.д.
Воспитатель: Ребята, мы уже увидели, какие роли выбирают для себя геометрические фигуры, а давайте и мы с вами поиграем в театр. Разделимся на две группы – актеры и зрители. А роли сегодня – интересные и необычные. Давайте прочтем, какие.
Задание: прочесть карточки с надписями ролей выбрать соответствующую шапочку (Колобок, Цветок, Мяч, Лягушка, Птичка) и оживить предмет (приём эмпатии):
- кто ты?
- где ты живешь?
- какой ты
- что ты любишь кушать?
- что ты умеешь делать?
- что ты любишь делать больше всего?
Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хорошо сыграли свои роли. Давайте поаплодируем артистам и подарим им цветы. А цветы сегодня тоже не простые, они волшебные.
Задание: игра «Классификатор». Дети называют предметы, изображенные на лепестках цветов одним словом.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами побывали в театре. Посмотрели, как выступают геометрические фигуры и сами побыли актерами. И нам осталось, как настоящим актерам, назвать свои имена, чтобы гости знали, кто же перед ними выступал.
Задание: дети выбирают кубик с первой буквой своего имени, подходят к гостям, называют свое имя, первую букву и читают склады на кубике.