БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА (I вариант)
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА
(I вариант)
Общеобразовательные области
Число учебных часов в неделю
Все
под-готови-тель-ный класс
младшие
старшие
всего
Федер.комп.
1
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
федер. комп.
нац.
per. комп.
X (I)
XI (II)
XII
(III)
I
Общеобразовательные курсы
Родной язык и литература
3
2
2
чтение и развитие речи
2
5
5
5
4
4
4
3
3
3
38
письмо и развитие
речи
2
5
5
5
5
5
4
4
4
4
43
развитие устной речи
3
3
Русский язык как государственный <1>
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
10
1
1
1
3
Математика
3
5
5
6
6
6
6
5
5
4
51
2
1
1
4
Природа
Природоведение
2
1
1
Биология
2
2
2
2
6
2
География
2
2
2
2
6
2
Обществознание
История Отечества
2
2
2
5
1
Обществознание
1
1
1
1
1
1
1
2
Этика и психология
семейной жизни
1
1
1
1
Искусство
Изобразительное искусство
2
1
1
1
1
1
1
1
5
4
Музыка и пение
2
1
1
1
1
1
1
1
1
6
4
Физкультура
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
14
4
2
2
2
4
II
Трудовая подготовка
Трудовое обучение
2
2
2
2
4
10
2
Профессионально –
трудовое обучение
6
8
10
12
14
50
Производственное
обучение
22
24
26
Трудовая практика
(в днях) <2>
10
10
10
20
20
30
30
30
III
Коррекционная
подготовка
а) коррекционные курсы
развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
1
1
2
2
2
4
социально - бытовая ориентировка (СБО)
1
2
2
2
2
5
4
1
1
1
ритмика
1
1
1
1
1
3
2
б) обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия <3>
2
2
2
2
2
1
1
1
13
Школьный компонент (обязательные занятия) <4>
4
4
3
Итого: обязательная нагрузка учащегося
20
24
25
27
28
29
33
35
36
36
115
178
36
36
36
12
Факультативные занятия
2
2
2
2
2
10
2
2
2
Всего: максимальная нагрузка на учащегося
20
24
25
27
28
31
35
37
38
38
115
188
38
38
38
12
Логопедические
занятия
4
4
4
4
3
3
2
2
26
ЛФК
1
1
1
1
1
5
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
2
2
2
2
10
<1> На русский язык как государственный язык РФ в школах с нерусским языком обучения выделяются часы из общего количества часов, отводимых на родной язык.
<2> Трудовая практика (в днях) проводится в летний период или в том же объеме в течение года при продлении срока обучения.
<3> На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отводится 15 - 25 мин. учебного времени на одного ученика, в том числе на класс.
<4> Часы, предусмотренные школьным компонентом и факультативными занятиями, дополняют образовательные области по усмотрению учреждения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К БАЗИСНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ
(КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
VIII ВИДА(1 ВАРИАНТ)
Базисный учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально - трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.
В учреждениях может функционировать подготовительный (0) класс при наличии обучающихся с низким уровнем подготовленности к обучению даже в специальных условиях или обучающихся с диагнозом, требующим уточнения.
В I - IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.
В V - IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.
Базисный учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
В I - IX классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально-трудовое обучение. В V класс введено природоведение, VIII - IX классы - обществознание. Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включено в курс трудовой подготовки. В V - IX классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии.
К коррекционным занятиям в младших (I - IV) классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (V - IX) классах - социально - бытовая ориентировка (СБО).
Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (0 - VIII классы), ЛФК (0 - IV классы) и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (0 - IV классы) для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями.
В III - V классах выделяются часы на обязательные занятия по выбору. В V - IX классах предусмотрены факультативные занятия, а также трудовая практика по профилю обучения.
В учреждениях могут создаваться одногодичные (X), двугодичные (X - XI), трехгодичные (X - XII) профессиональные классы или профессиональные курсы (I, I - II, I - Ml), что входит в компетенцию региона и учреждения.
В классы "могут направляться умственно отсталые подростки, которые в силу своих психофизических особенностей не смогут по окончанию девятилетней школы работать в условиях современного производства или продолжать образование в ПУ.
Курсы могут функционировать как производственные для обучающихся, имеющих возможности овладения углубленной профессиональной подготовкой по тому профилю труда, под который есть социальный заказ и производственная база для трудоустройства выпускников.
Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений.
Продолжительность урока в "подготовительном" классе - 30 - 35 мин. в течение всего учебного года; в 1 классе - 35 мин. (I четверть), начиная со II четверти - 45 мин.; во II - IX и X -XII классах (I - 111 курсах) - 45 мин.
В "подготовительном" классе в течение учебного года и в I классе в течение I четверти отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 мин.
Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Часы, отведенные на обязательные предметы школьного компонента и факультативные занятия, могут быть использованы по усмотрению учреждения на занятия по логопедии, развитию речи, на такие 'предметы, как элементы физики и химии в быту и на производстве, истории и культуры родного края, на производительный труд по профилю трудового обучения, дополнительно - на профессионально - трудовое обучение, изучение других предметов.
Факультативные занятия проводятся с небольшими группами обучающихся для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту.
Для занятий по трудовому обучению обучающиеся IV - IX и X - XII классов (I - II! курсов) и СБО делятся на 2 группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача.
Летняя трудовая практика в V - VII классах (в течение 10 дней), VIII классах (в течение 20 дней) по окончании учебного года или в том же объеме в течение года при продлении срока обучения проводится на базе школьных мастерских.
В IX классах (в течение 20 дней), X - XII классах (I - III курсах) в течение 30 дней по окончании учебного года - на базе промышленных предприятий или в учебно -производственных комплексах.
По окончании IX классов обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании учреждения.
Обучающиеся, поступающие в X профессиональный класс (на I курс) проходят собеседование или тестирование по общеобразовательным предметам (русский язык, чтение, математика) и профессионально - трудовому обучению.
По окончании профессиональных классов (курсов) обучающиеся сдают экзамен по олученной профессии и получают квалификационный сертификат.
15