Сопровождение одаренных детей в рамках деятельности консалтинговой службы в МБДОУ детский сад комбинированного вида «Ёлочка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Абакана Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
Доклад на тему:
«Сопровождение одаренных детей
в рамках деятельности консалтинговой службы
в МБДОУ детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
Воспитатель подготовительной к школе группы
Шабалина Нина Александровна
Абакан 2015
Инновационная деятельность:
Агенция комплексного сопровождения «Вот тебе моя рука!»: предназначена для создания безбарьерной образовательной среды, обеспечивающий беспрепятственный доступ детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательные учреждения и формирование условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях образовательного учреждения комбинированного вида.
«Консалтинговая служба» - формирование физического развития, эмоционального и духовно богатого человека нового поколения, обладающего психофизическим здоровьем, навыками социальной адаптации интеграции в современное общество. Направления работы «Консалтинговой службы»: логопедическое сопровождение, психологическое сопровождение, музыкальное сопровождение и физкультурно - оздоровительная коррекция.
«Служба ранней помощи» - психолого–педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей в возрасте от 3-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или с риском возникновения отклонений в развитии), посещающих и не посещающих образовательное учреждение. Деятельность службы направлена на подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей, его обучение, воспитание, социализацию, коррекцию отклонений в развитии, формирование положительных личностных качеств и адекватного поведения, а также оказание необходимой психолого–педагогической помощи родителям.
Творческая группа «Одаренный ребенок» - выявление одаренности у детей дошкольного возраста. Работа с одаренными детьми.
Анализ деятельности «Консалтинговой службы» показывает, что за прошедший год, специалисты службы оказали помощь 21 ребенку. Наиболее частым обращением родителей, служит обеспокоенность чрезмерной активностью детей и отставание в развитии психических процессов ребенка. Работа с детьми проводилась по запросу родителей в соответствии с индивидуальным маршрутом развития. В результате систематической, комплексной работы специалистов, 15 детей успешно преодолели трудности и были выведены из службы, с 6 детьми работа будет продолжена в следующем учебном году.
Выявление и сопровождение одаренных детей является одним из направлений агенции комплексного сопровождения нашего детского сада.
Цель сопровождения – это гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренных детей.
Задачи сопровождения:
Выявление ребенка, одаренного в нескольких областях;
Составление и реализация программы сопровождения одаренных детей;
Создание психологически комфортной среды развития и воспитания одаренных детей.
Программа сопровождения разрабатывается совместно всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса.
В программе принимают участие:
Педагог – психолог;
Воспитатели;
Другие специалисты ДОУ;
Заместитель заведующей по основной деятельности;
Родители.
Принципы сопровождения:
непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;
признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;
бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;
защита интересов ребенка;
индивидуальный путь развития ребенка;
учет специфики возрастного и индивидуального развития;
принцип диалогичности;
принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
принцип построения развивающей работы на основе диагностики.
Программа состоит из нескольких этапов:
Диагностический этап
педагогическая диагностика;
психологическая диагностика;
специальная диагностика (углубленная);
диагностический мониторинг (анализ динамики развития).
На основе данных диагностик, определятся группа детей, так называемая «Одаренный ребенок» и дальнейшее отслеживание этих детей осуществляется на основе диагностики творческого мышления на рубеж и на конец года, динамики уровня общего развития, а также личностного роста ребенка через участие в мероприятиях различного уровня.
Данная работа позволяет проследить динамику развития каждого ребенка и провести корректировку программы.
Информационный этап
подбор литературы по тематике;
создание банка информации по работе с одаренными детьми;
подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;
просветительская работа со всеми субъектами образовательного процесса.
Подготовительный этап
определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;
составление индивидуальной программы развития для каждой категории специальной одаренности;
разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.
Развивающий этап
организация и проведение индивидуальных и групповых занятий;
организация мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников;
организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей, с включением в них всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагоги, воспитатели, психолог, родители и др.).
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда образовательная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что способности одаренных детей отличается от таковых у их сверстников в какой либо области, возникает необходимость дифференцированного подхода к организации образовательного процесса: педагоги предлагают одаренным детям усложненные варианты заданий, дети готовят индивидуальные сообщения, с которыми выступают пред сверстниками; создаются условия побуждающие детей оказывать помощь другим детям, дети привлекаются в оценивании ответов и работ других детей, дополнению ответов детей, подведении выводов и т.д.
В работе с одаренными детьми используем разнообразные направления, формы и методы.
Формы работы с одаренными детьми:
групповые занятия с одаренными детьми;
конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;
работа по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность.
Общеизвестно, что одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья.
Работа с родителями одаренных детей реализуется в четырех направлениях:
Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка. Данная работа направлена, на:
- расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
- выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
-установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
Организация информационной среды для родителей:
-педагогами дополнительного образования организуются, практикумы, мастер-классы, буклеты для родителей и т.д.
-памятки и печатные консультации родителям по взаимодействию детей с целью развития творческих способностей;
- оформляются выставки работ;
- оформляются благодарность родителям за помощь участие в образовательном процессе ДОУ.
Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки творческих работ, подготовка проектов и т.д.).
Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах.
От интеллектуально-творческого потенциала наших детей зависит будущее нашей страны и основная цель работы с одаренными детьми в нашем детском саду – это содействовать их превращению в одаренных школьников, а в дальнейшем взрослых, которые выступают в качестве важнейших ресурсов развития нашей страны.
И закончить наше выступление мне хотелось бы словами великого педагога
Ш.А. Амонашвили:
Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества,
то создавай им такие условия, чтобы искорки
их мыслей образовывали царство мыслей,
дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.