Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗМои чувства.Радость.
Коррекционно-развивающее занятие
Название работы: Коррекционно-развивающее занятие
Автор: Ильина Наталья Дмитриевна, педагог - психолог ОГКОУШ №23 город Ульяновск
Описание работы: предлагаю Вам конспект коррекционно-развивающего занятия для детей ОВЗ «Мои чувства. Радость». Данное занятие может помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.
Данный материал будет полезен для педагогов - психологов, педагогов дополнительного образования, работающих с детьми.
Класс (группа): 1 класс Тема занятия: Мои чувства. Радость.
Цель занятия: обучать распознаванию и описанию своих чувств, чувства радости.
Задачи занятия: развитие мета предметных универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учиться отреагировать свои чувства в отношении педагога и одноклассников. Определять и формулировать цель в совместной работе с помощью педагога.
Познавательные УУД:
Строить речевые высказывания в устной форме. Находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок, видео). Делать выводы в результате совместной работы в группе. Усваивать разные способы запоминания информации. Включаться в творческую деятельность под руководством педагога, учиться выражать себя творчески.
Коммуникативные УУД:
Учиться позитивно, проявлять себя в общении. Учиться договариваться и приходить к общему решению. Учиться понимать эмоции, их мимические проявления. Доверительно и открыто говорить о своих чувствах. Ориентироваться на понимание своих чувств и чувств других людей. Слушать и понимать других ребят.
Условия проведения - занятие проходит в просторной классной комнате с партами и пространством для организации детей в круг.
Материально- техническое обеспечение:
оборудование: компьютер, проектор, экран, видеозапись отрывков мультфильмов, содержащих сцены радости героев, релаксационная музыкальная запись, искусственный цветок, два изображения кроны дерева, два набора цветных листочков для дерева по количеству детей в соответствии «цвет-настроение»;
раздаточный материал: бумага (формат А-4), краски, кисти, цветные карандаши.
1. Вводная часть
1.1. Организационный момент
Задачи:
Определять и формулировать цель в совместной работе с помощью педагога.
Строить речевые высказывания в устной форме.
Находить ответы на вопросы в видеоинформации.
Делать выводы.
Учиться понимать эмоции, доверительно и открыто говорить о них.
Слушать и понимать других ребят.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная.
Методы организации работы учащихся: словесные, наглядные.
Метод беседы.
Метод демонстрации.
Деятельность педагога-психолога Деятельность учащихся Продолжительность Примечания
1.1.1. Здравствуйте, ребята!
Проверим готовность к работе:
- Руки?
- Ноги?
- Локти?
- Спина?
1.1.2. Мне приятно видеть сегодня всех вас. За окном новый день и я думаю, что он принесем много радостных минут всем нам. Давайте посмотрим отрывки из мультфильмов, чтобы определить, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии. Внимание на экран.
1.1.3. Ребята, какое чувство объединяет всех героев? Как вы думаете, о каком чувстве мы будем говорить сегодня на занятии?
1.1.4. Где рождается радость? Какие события или люди дарят нам радость?
Все наши радостные чувства – это мы сами! Именно в нас самих зарождаются все виды и оттенки радости, хорошие мысли, прекрасное настроение.
Радость- это положительная эмоция?
Радость можно выразить различными способами: словами, мимикой, а также с помощью цвета, т.е. на бумаги с помощью красок. Тем самым передать свое настроение.
Каждое настроения имеет свой цвет, с его помощью можно передать, ваше настроение сейчас. Давайте попробуем, но прежде я хочу вас познакомить с цветом и настроением.
Внимание на экран. Красный-восторг, оранжевый - радость, желтый - приятный, зеленый - спокойный, синий - грусть, фиолетовый - тревога, коричневый - обида, черный - страх.Дети отвечают хором:
- На месте!
- На месте!
- У края!
- Прямая!
Просмотр мультфильмов.
Ответы детей.
Ответы детей: друзья, родители, одноклассники, достигнутые результаты и т.д.
Ответы детей.
10 мин. 1.2. Разминка
Задачи:
Ориентироваться на понимание своих чувств.
Строить речевые высказывания в устной форме.
Делать выводы.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная.
Методы организации работы учащихся: словесные, практические.
Упражнение «Создаем настроение»
Метод беседы.
Деятельность педагога-психолога Деятельность учащихся Продолжительность Примечания
Подойдите и выберете листочек одного цвета, такого, какое настроение вы испытываете сейчас и прикрепите его на наше дерево «Чувство».
Посмотрите, какое дерево у нас получилось. Что мы можем сказать о нем?
Мы с вами увидели, с какими чувствами и настроением вы сегодня здесь. Все вы испытываете разные чувства и разное настроение. Дети выбирают и крепят листочки на дерево.
Ответы детей. 5 мин. 2. Основная часть
Задачи:
Строить речевые высказывания в устной форме.
Делать выводы в результате совместной работы в группе.
Усваивать разные способы запоминания информации.
Включаться в творческую деятельность под руководством педагога.
Учиться выражать себя творчески.
Учиться позитивно проявлять себя в общении.
Учиться понимать эмоции, их мимические проявления.
Доверительно и открыто говорить о своих чувствах.
Ориентироваться на понимание своих чувств и чувств других людей.
Слушать и понимать других ребят.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная.
Методы организации работы учащихся: словесные, практические.
•Упражнения.
•Метод беседы.
Деятельность педагога-психолога Деятельность учащихся Продолжительность Примечания
2.1.Упражнение «Подарок».
Сейчас мы с вами попробуем создать более хорошие настроение. Для этого прошу вас встать в круг и передавать по очереди подарок- цветок, при этом говорить своему соседу добрые слова.
Приятно вам было, ребята, слышать добрые слова?
Мы настроились на хорошие чувства?
Добрые слова помогли нам в этом?
А как мы можем это увидеть, понять?
Когда мы видим человека, мультипликационного героя мы можем понять по его лицу, какие чувства, эмоции он испытывает?
Да, ребята, чувства можно выражать и с помощью мимики, давайте попробуем.
2.2. Упражнение «Выражаем чувство мимикой».
Сейчас я вас попрошу выразить чувства мимикой лица, с помощью глаз, губ, бровей. Давайте попробуем изобразить:
- радость,
- грусть,
- веселье,
- удивление,
- счастье.
Молодцы, мы с вами сейчас попробовали отобразить свои чувства с помощью мимики.
Ребята, сегодня мы с вами передавали свои радостные чувства словами, мимикой, а теперь попробуем передать свои чувства с помощью цвета и красок. Как вы думаете, это возможно? Попробуем? А чтобы ваши чувства были яркими, и вы смогли их лучше передать, предлагаю настроиться на данную работу.
2.3. Упражнение «Радость в моем воображении»
Давайте присядем. Устройтесь поудобнее, расслабьтесь, руки положите на колени, закройте глаза и пока звучит музыка, мысленно представьте себе свое чувство радости. Какой у него цвета, размер, на какой предмет оно похоже?
Музыка закончилась, прошу вас открыть глаза и перенести ваше чувство на бумагу с помощью красок или карандашей.
2.4. «Рисунок- чувство».
Кто хотел бы рассказать о своем рисунке?
Какие замечательные работы получились у всех! Радость есть в каждом рисунке и я надеюсь, что вы поделитесь этой радостью сегодня с родителями. Дети встают в круг, передают предмет, говоря соседу добрые слова.
Ответы детей.
Стоя в кругу, дети изображают все вместе различные чувства с помощью мимики.
Дети мысленно представляют себе чувство радости.
Дети рисуют чувства, которые они испытывают в данный момент.
Показ рисунков детьми, об-
суждение. 20 мин. 3. Заключительная часть
Подведение итогов занятия, рефлексия
Задачи:
Учиться отреагировать свои чувства в отношении педагога и одноклассников.
Строить речевые высказывания в устной форме.
Делать выводы в результате совместной работы в группе.
Доверительно и открыто говорить о своих чувствах.
Ориентироваться на понимание своих чувств и чувств других людей.
Слушать и понимать других ребят.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная.
Методы организации работы учащихся: словесные, практические.
•Упражнения.
•Метод беседы.
Деятельность педагога-психолога Деятельность учащихся Продолжительность Примечания
3.1. Как ещё мы можем доставить радость другому человеку?
Какому чувству было посвящено наше занятие?
Вопросы по схеме:
Сегодня я
узнал...;
понял...;
научился....
У меня произошли изменения:
в знаниях...;
в умении чувствовать и ощущать...;
в моих творческих способностях...;
в умении осознавать себя...;
3.2. Упражнение «Создаем настроение».
Да, мы сегодня с вами говорили о разных чувствах радости, изображали их мимикой, цветом.
В начале нашего занятия я просила вас украсить наше дерево. Вы отобразили с помощью цвета то настроение, с каким вы пришли на занятие. Сейчас я вновь прошу вас подойти и взять листочек такого цвета, какое настроение вы испытываете сейчас после занятия и прикрепите его на наше дерево.
Сравните, какие изменения произошли?
Дорогие ребята! Вот и подошло к концу наше занятие. Хотелось бы, чтобы вы запомнили, что есть самая простая радость на свете- радость жить! Дышать, мыслить, чувствовать, осознавать. Радуйтесь жизни и дарите радость другим!
3.3.Прощание
Упражнение «Благодарю…»
Давайте встанем в круг. Я протягиваю руку стоящему справа и говорю: «Спасибо, (имя ребенка) мне было приятно с тобой выполнять упражнения».
Дети высказывают предположения о том, как можно доставить радость другому человеку: попытаться рассмешить, сказать добрые слова, подарить подарок и т.д.
Ответы детей
Дети выбирают и крепят листочки на дерево.
Тот, чьё имя было названо, обращается с любыми словами благодарности к соседу и берёт его за руку, и так до завершения круга.
В заключение все аплодируют друг другу и говорят: «Спасибо! До свидания!».
10 мин.