Конспект коррекционно-развивающего занятия по арт-терапии для детей с ЗПР Морское путешествие
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Баганская средняя общеобразовательная школа № 2
Конспект коррекционно-развивающего занятия по арт-терапии для детей с ЗПР
«Морское путешествие»
А.В. Волошина,
учитель-дефектолог.
Баган, 2014
Конспект коррекционно-развивающего занятия по арт-терапии для детей с ЗПР «Морское путешествие»
Цель:
- познакомить детей с техникой работы с сыпучим материалом.
Задачи:
- развивать мелкую моторику,
- развивать тактильную чувствительность,
- развивать творческие способности,
- развивать устойчивость внимания,
- воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Оборудование:
Коврик голубого цвета, имитирующий море; на нём – золотая рыбка и другие морские обитатели; сухой цветной сыпучий материал; аудиозапись шум моря, музыка для релаксации.
Предварительная работа:
Знакомство детей с обитателями моря, разучивание физкультминутки, экскурсия в живой уголок для наблюдения за рыбками в аквариуме.
Ход занятия:
ШУМ МОРЯ (постепенно становится тише)
На экране слайд № 1
ОргмоментЗвучит аудиозапись со звуками моря — плеск волн, прибой, дети заходят в класс.
Учитель:
- Ребята, прислушайтесь. Что вы, слышите? (Шум моря, волны плещутся о берег)
- А кто из вас видел море? Купался в нем? (Ответы детей).
- А вы хотели бы прямо сейчас оказаться на морском берегу? (Ответы детей).
- Сейчас мы с вами отправимся в настоящее морское путешествие. Посмотрите, какое у нас голубое море. А давайте нырнем в море и познакомимся поближе с его обитателями.
- Ребята, скажите, а на чем можно путешествовать по морю? (На корабле, на паруснике, на яхте, на лодочке...)
-Как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (С помощью подводной лодки, нырнуть с аквалангом.)
-Правильно, дети, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа.
Слайд № 2
Посмотрите на экран. Вот так выглядит батискаф. Это такой большой железный шар с окошком, которое называется иллюминатор. Внутри батискафа много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показывает картинку).
Слайд № 3
Основная часть
Учитель:
- А давайте тоже построим батискаф из таких мягких подушек. (Сделаем из них круг.) Наш батискаф готов! Прошу на борт, занимайте свои места. Устраивайтесь поудобнее у иллюминатора батискафа, (учитель показывает на экран) мы с вами погружаемся на морское дно, чтобы познакомится поближе с его обитателями.
- Но для этого нам нужно будет отгадать загадки о морских жителях. Слушайте первую загадку:
По волнам гуляет зонтик,
Если встретите - не троньте!
Юбка, щупальца от пуза,
А зовут ее … (МЕДУЗА) Слайд № 4
- Посмотрите на медуз. Правда, что медузы похожи на зонтики? (Похожи)
А вы знаете, что щупальца медузы очень ядовиты, если прикоснуться к ним - можно обжечься? Главный персонаж из мультфильма Губка Боб квадратные штаны об этом знает, и поэтому предпочитает ловить медуз сачком, а не руками. Давайте поможем губке поймать медузу. Для этого нам надо собрать пазл.
Учитель:
- Слушайте еще одну загадку:
Обхватив хвостом травинку
Не за край, за серединку,
На коралловый пенек
Хочет сесть морской… (КОНЕК) Слайд № 5
- Ребята, посмотрите на доску. (На магнитной доске висит плакат.) Сколько морских коньков плавает у нас в море. Подойдите поближе и попробуйте найти двух одинаковых морских коньков.
Учитель:
- Какие вы молодцы, правильно и быстро нашли одинаковых коньков. Вы очень внимательны.
- А теперь послушайте другую загадку:
Ты со мною не знаком.
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног –
А зовусь я…. (ОСЬМИНОГ). Слайд № 6
Учитель:
- Посмотрите на картинку, ребята.
Сколько ног у осьминога? (восемь ног) Поэтому его так и назвали.
- Наш осьминог любит делать специальную гимнастику. Давайте и мы с вами сделаем такую гимнастику для своих пальчиков.
Физминутка «Осьминог»
Эта ножка, чтобы кушать (массажируют мизинец),
Эта ножка с нею дружит (безымянный палец),
Эта ножка, чтоб играть (средний палец),
Эта - чтобы рисовать (указательным пальцем плавные движения в воздухе, словно кистью).
Ну, а эта, чтоб нырять, от акулы удирать (дети складывают ладони и «виляют» хвостиком, как рыбки).
Эта брюшко - почесать (дети «чешут» животик),
А седьмая и восьмая
Чтобы крепко обнимать! (дети крепко обнимают друг друга).
Учитель:
- Молодцы, ребята. А теперь давайте познакомимся с еще одним морским обитателем. Слушайте загадку.
Рыбка не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет. (ЗОЛОТАЯ РЫБКА) Слайд № 7
- Правильно, ребятки. Посмотрите внимательно на экран, какого цвета наша рыбка. (Она будто из золота, вся блестит и переливается). Какой у рыбки хвост. (Богатый, пышный). Покажите ручками, как рыбка виляет хвостиком, когда плывет. (Дети показывают).
- Ребята, недавно в школу пришло письмо от золотой рыбки, которая живет в море. У неё много друзей, но нет похожих не нее подружек. Рыбка узнала, что в нашей школе учатся веселые, добрые, умелые дети, которые могут помочь ей найти подружек - золотых рыбок и написала нам письмо.
- Давайте поможем рыбке, сделаем для нее красивых подружек.
Арт-терапия (работа с сыпучим материалом)
(Дети подходят к столам, где приготовлен материал для работы).
Учитель:
Звездочка в небе колышется кротко
В белом тумане качается лодка
В лодке той чудесные краски,
Шепчутся в ней небылицы и сказки,
Лодочку ветер тихонько качает
В свою мастерскую он нас приглашает.
Учитель:
-Вот таких замечательных подружек для нашей рыбки мы будем делать. (Учитель демонстрирует образец).
-Каким материалом вы будете сегодня работать? (Это манка). Я заранее покрасила манную крупу при помощи гуаши. Так как рыбка у нас золотая, я взяла золотой цвет.
- Еще нам понадобятся вот такие картонные заготовки (Демонстрируются лекала), клей ПВА и кисточки.
- Возьмем нашу заготовку, капнем на нее немного клея, равномерно распределим его при помощи кисточки.
Кисточку возьмём вот так (учитель показывает):
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх-вниз, вправо-влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла кругом,
Заскользила "башмачком".
Мы намажем: раз, раз:
Всё получится у нас!
Звучит спокойная музыка (Сказочная).
Покрываем поверхность заготовок клеем, затем наносим на поверхность окрашенную манку. (Учитель помогает детям, которые затрудняются).
Теперь подождем несколько секунд и аккуратно стряхиваем остатки на поднос, произнося слова: «Раз, два, три рыбка оживи! »
- Какие разные рыбки получились. И все такие яркие, как Золотая рыбка.
Давайте выпустим наших рыбок в море, пусть плывут к своей новой подружке.
Учитель:
А работы – то на диво!
Похвалить мне вас пора!
Сделали все так красиво,
Просто чудо – мастера!
- Вы хорошо потрудились, а теперь пришла пора отдохнуть.
Релаксация «Отдых на море»
Звучит музыка для релаксации
- А теперь давайте снова вернемся на морской берег (дети садятся вокруг «моря» на подушечки), посидим на теплом песочке. Закройте глазки и представьте, что вы лежите на берегу моря. Чудесный день, мягкий песок. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Прислушайтесь к тихому плеску воды в море. Вода в море чистая, прозрачная. Небо голубое, солнце теплое. Прислушайтесь к своему дыханию, медленно вдохните, выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из моря обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легким-легким от прикоснувшейся воды. Капельки воды прикоснулись к (имя - перечислить всех детей). Плеск воды успокаивает вас. Вам легко и спокойно. Но пришла пора расставаться. Сейчас я посчитаю до трех, на счет три вы откроете глазки. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Раз, два, три… А теперь улыбнитесь ласковому морю, улыбнитесь друг другу.
Рефлексия
Учитель:
- Вот и подошло к концу наше морское путешествие. С какими морскими обитателями мы сегодня познакомились? Что нового вы узнали во время путешествия, чему научились? Что понравилось больше всего? (Ответы детей).
Сюрпризный момент
Учитель:
- Наверное, самое важное то, что сегодня мы помогли золотой рыбке обрести новых друзей и стать по – настоящему счастливой. Мы с вами создали сказку, а это самое прекрасное – быть добрым творцом. Золотая рыбка прощается с вами и в знак благодарности она хочет угостить вас печеньем в форме рыбок и конфетками, которые так похожи на морские камушки, поэтому они так и называются. (Ребята угощаются сладостями).