Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: «Путешествие в страну знаний»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62 «Родничок» комбинированного вида





Конспект коррекционно-развивающего занятия
на тему: «Путешествие в страну знаний»








Халина Ирина Семеновна
Педагог-психолог











Северодвинск
2013
Пояснительная записка
Внимание – это очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней. Проблема развития произвольного внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. В настоящее время хорошо известно насколько сложна и объемна программа начальных классов, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян и неусидчив.
Переходный к школе период особо значим для развития внимания у детей. В детском возрасте развитие внимания протекает в два этапа с интервалом между ними. На первом этапе (заканчивается в 6 лет) устанавливается взаимосвязь двух систем мозга – активационной и воспринимающей. На втором этапе (как правило, начинается на 8-м году жизни) в общую взаимосвязь включается интеллектуальная сфера, что позволяет осуществлять конкретные, а затем и формальные операции. Переход от первого ко второму этапу относят как раз на 6-й год жизни. Успешность в обучении, в овладении той или иной деятельностью зависит в значительной степени от уровня и качества развития внимания ребенка, поскольку внимание является неспецифической основой любого успешно протекающего психического процесса. Оно всегда включено в деятельность, является важнейшим условием её продуктивности и выступает в единстве с различными психическими процессами - познавательными, эмоциональными, волевыми.
С целью исследования возможностей развития и коррекции внимания у детей 6-7 лет нами была составлена и апробирована система коррекционно-развивающих занятий.
Данная система работы включает 12 коррекционно-развивающих занятий, на которых реализуются следующие коррекционно-развивающие задачи: способствовать развитию свойств внимания; формировать слуховое и зрительное внимание; формировать способы организации внимания и элементы контроля.
Коррекционно-развивающая работа с детьми рассчитана на 2 месяца. Частота проведения занятий - два раза в неделю, по подгруппам. Продолжительность занятий составляет 30 минут.
Как показала практика при проведении данного типа занятий, важно не только рационально структурировать занятия с детьми, но и обеспечить их необходимым раздаточным материалом, выразительной наглядностью, реализовав, таким образом, деятельностный подход в решении коррекционных - развивающих задач. Чёткость формулирования инструкций к каждому заданию обеспечивает устойчивый интерес и правильное выполнение заданий детьми. Использование системы коррекционно – развивающих занятий позволяет существенно изменить качественные показатели развития и коррекции внимания у детей.
Конспект коррекционно-развивающего занятия
«Путешествие в страну знаний»

Цель: развитие и коррекция внимания у детей 6-7 лет с нарушением речи.
Задачи:
Способствовать развитию свойств внимания.
Развивать слуховое и зрительное внимание.
Формировать способы организации внимания и элементы контроля.

Приемы: прием самоинструкции, прием контроля деятельности, сравнение, прием зрительно-моторной деятельности.
Структура занятия: Вводная часть: Приветствие, знакомство с новой темой.
Основная часть: упражнение на развитие зрительного внимания (дидактическая игра), упражнение на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Замок»), выполнение графических заданий (корректурная проба), упражнение «Соедини цифры» на развитие зрительного внимания, сосредоточения, упражнение для развития слухового внимания (Музыкальное сопровождение «Звуки природы»).
Заключительная часть подведение итогов занятия, совместное обсуждение с детьми результатов работы.
Оборудование и материалы: 6 простых и 6 цветных карандашей, карточки со слогами, предметные изображения (3 портрета взрослых людей и 3 портрета детей), предметное изображение «Замок», 6 бланков корректурных проб и 6 бланков «Точки с цифрами», 6 образцов корректурных проб и 6 образцов «Точки с цифрами», аудиодиск «Звуки природы».
Время проведения: I половина дня.

Ход занятия:

Вводная часть.
Дети стоят в кругу.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну знаний. Прежде, чем отправиться туда, давайте поздороваемся и внимательно посмотрим глазками друг на друга и постараемся увидеть что-то особенное, необычное в каждом
-Здравствуй, Максим, у тебя очень красивая прическа, добрая улыбка

(Дети здороваются по кругу с соседом рядом, делают комплименты).
(2-3 мин.)
Основная часть:
- Ребята, из страны знаний нам прислали письмо, но пока я несла его, оно рассыпалось у меня на маленькие частички - на слоги. Вы поможете мне его собрать?
(Ответы детей – поможем, да)

- Сейчас каждому из вас я выдам часть слова (слог), а вам нужно встать друг с другом парой так, чтобы у вас получилось слово
(Дети встают парами)

- 1 пара (Миша и Света) назовите слово, которое у вас получилось
(Ответы детей: школа)

- 2 пара, Сережа и Даня, назовите слово, которое у вас получилось
(Ответы детей: дает)
- 3 пара, Таня и Олеся, назовите слово, которое у вас получилось
(Ответы детей: знания)
- Ребята, из слогов мы составили слова, а из слов у нас что получилось?
(Ответы детей: предложение)

- Назовите это предложение
(Ответы детей: ШКОЛА ДАЕТ ЗНАНИЯ)

- А еще, ребята, в письме находились очень интересные фотографии. Присядьте на стульчики также парами.
(Психолог раздает детям фотографии детей)

- Ребята, у каждой вашей пары фотографии детей, а у меня на доске фотографии этих же детей, которые стали взрослыми. Вы тоже когда-то вырастите и станете взрослыми. С возрастом лицо человека меняется, но многое остается неизменным, например, овал лица, глаза, нос.
- Ребята, помогите мне определить, кому из детей соответствуют фотографии взрослых. Чтобы вам проще и удобней определять, я обозначила фотографии взрослых людей цифрами. Внимательно посмотрите и назовите.
(Детям дается время на размышления)
- 1 пара как вы думаете, под какой цифрой?
- А как вы догадались (похожи глаза, нос, волосы)
(Психолог поочередно спрашивает все пары)
- Молодцы, ребята, вы помогли мне прочитать письмо, отгадать фотографии.
- А сейчас мы отправляемся дальше в наше путешествие
(Дети встают, подходят к доске)
- Ребята, мы подошли с вами к стране знаний, но мы не можем туда попасть, потому что на двери весит замок. Попробуем его открыть!
- Соберите пальчики в замочек и повторяйте за мной.
(Пальчиковая игра «Замок», повтор 2 раза)
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И – открыли!
(Руки в замке)
(Качаем сжатыми руками)
(Пальцы тянем, не разжимая)
(Вращаем руки, пальцы не разжимая)

(Стучим основанием ладоней)
(Руки разжимаются)


- И попали, ребята, мы в страну знаний, присаживайтесь за столы.
(Дети садятся за столы)
- Ребята, я надеюсь, что вы будете очень внимательными, потому что задания будут интересными, но не очень простыми.
- Ребята, переверните листок, на котором нарисован красный квадрат.
(Дети переворачивают лист с буквами)

- У вас на листе изображены различные буквы.
(Психолог демонстрирует карточки с буквами А и В)
- Это какая буква?
(Ответы детей: буква «А»)
- Это какая буква?
(Ответы детей: буква «В»)

- Слушайте внимательно задание! Вам нужно взять простой карандаш и в каждой строчке зачеркнуть букву «А» и обвести в кружок букву «В», так же как на образце!
- Олеся, повтори, что ты сейчас будешь делать?
(ребенок проговаривает задание еще раз, затем все дети
выполняют задание)
- Сейчас каждому из вас я выдам образец с правильным выполнением задания, вы сравните, так же у вас получилось или нет? Возьмите карандаш другого цвета и проверьте правильность выполнения
задания, сравнивая с образцом.
(Психолог раздает образцы, дети сравнивают свою работы с образцом)

- Молодцы ребята! Сейчас вас ждет еще одно очень интересное задание. Вы уже знаете цифры и умеете считать от одного до девяти. Давайте еще раз проверим.
(Психолог демонстрирует цифры, дети называют цифры)

- Сейчас переверните листок. Послушайте внимательно задание. На листах вы видите цифры, вам нужно соединить их последовательно так, чтобы у вас получилось изображение. Цифру один соединяете с цифрой два, цифру два с цифрой три.
(Дети выполняют задание)
- Сейчас я выдам вам образец с изображением, которое должно было у каждого получится из вас, если вы верно соединили цифры.
- Проверьте, так же у вас получилось?

(Психолог раздает образцы, дети сравнивают свою работы с образцом)

- Молодцы – ребята, вы выполнили все задания, занимались увлеченно и с интересом. Сейчас мы можем отдохнуть.
(Дети выходят из–за столов и садятся на приготовленные стулья на ковре)
- Присядьте на стульчики, закройте глазки. Я предлагаю вам послушать музыку. Слушайте внимательно, а потом мне расскажете, какие звуки вы услышали.
(Психолог включает музыку, дети слушают аудиозапись)
- Откройте глазки. Расскажите, что же интересного вы услышали, какие звуки
(Дети делятся своими впечатлениями:
услышали пение птиц, звук льющей воды, капли дождя)
(20 минут)
Заключительная часть.
- Молодцы, ребята, наше путешествие подходит к концу. Сейчас вспомните, пожалуйста, какие интересные задания вы сегодня выполняли
(Ответы детей: соединяли цифры, сравнивали фотографии, слушали музыку)
- Молодцы, ребята, вы были очень внимательными, активными, поднимали руку, любознательными, старались при выполнении заданий.
(2-3 минуты)


















Используемая литература
Анисимова Т.Б. Скоро в школу! Шпаргалка для первоклашек и их
родителей. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 314 с.
Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. – 1008 с.
Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты.-
СПб.: Дельта, 1999. – 224 с.
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ИНТОР, 1997. – 64 с.
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и
коррекции внимания у детей 5-7 лет. Дидактический материал. – М.:
ИНТОР, 1997. – 112 с.
Степанова О.А. Подготовка детей к школе: Развивающие игры и
упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. – СПБ, 1999. – 178 с.
http://metodi4ka.com/vnimanie/korrekturnaya-proba