Курсовая по графическому дизайну на тему Упаковка, как часть корпоративной культуры: история, многообразие видов, технологий изготовления, современные направления в дизайне


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Факультет художественного и музыкального образования
Кафедра дизайна и методики профессионального обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Упаковка, как часть корпоративной культуры:
история, многообразие видов, технологий изготовления, современные направления в дизайне
Руководитель: старший преподаватель __________________ Надежда Васильевна Родионова
подпись, дата инициалы, фамилия
Студент __________________ Инга Владимировна Афанасьева
2 курс, Д-2 подпись, дата инициалы, фамилия
Чебоксары 2016
Содержание
Введение 3
1 Упаковка как часть корпоративной культуры 5
1.1 Понятия и функции упаковки 5
1.2 История создания упаковки 6
1.3 Многообразие видов упаковки 12
1.4 Стили и направления в современном дизайне 13
2 Методика и технологии в разработке упаковки 22
2.1 Технология изготовления упаковки 22
2.2 Методика разработки упаковки 23
3 Разработка собственного проекта 28
3.1 Анализ аналогов 28
3.2 Описание собственного проектного решения 29
Заключение 32
Библиографический список 34
Приложение 36
ВВЕДЕНИЕ
Всем известная фраза «по одежке встречают, по уму провожают» имеет к нашей теме самое прямое отношение. Ибо упаковка есть не что иное, как та самая одежка, которая многое должна сказать о товаре.
Упаковка на сегодняшний день является самым массовым объектом дизайна. Она может быть уникальным результатом кропотливого труда талантливого дизайнера, или уродливым предметом, если и имеющим отношение к дизайну, то только как его антипод. Она может быть произведена с учетом последних технических достижений, а может быть напечатана на газетной бумаге при помощи ксерокса. Но дело не в дизайнере и не в том, как и где произведена упаковка, важнее то, какую субъективную ценность она несет.
Таким образом, актуальность исследования упаковки обусловлена значимой и даже необходимой частью корпоративной культуры.
Предметом курсовой работы является проектирование упаковки.
Объектом курсовой работы является графический дизайн.
Целью курсовой работы является изучение проектирование и создание упаковки. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
определить понятие упаковок;
выявить основные элементы упаковок;
рассмотреть историю создания упаковок;
изучить многообразие видов упаковок;
изучить современные направления в дизайне;
изучить основные технологии создания упаковки;
разработать собственную подарочную упаковку.
В курсовой работе мы опирались на обширную литературу авторов: Миканова В. К., Крапко Е. П., Ефремов Н. Ф., посвященные вопросам тары и упаковки.
Курсовая работа состоит из введения; трех глав, где мы раскрываем в первой главе: понятие и функции, историю создания, многообразие видов упаковки; во второй главе: методики и технологию разработки упаковки; в третей главе: предпроектное исследование и анализ аналогов; заключения, где мы делаем выводы по проделанной нами работе; списка использованной литературы; иллюстративного приложения.
Методы исследования: анализ теории, анализ аналогов, сравнение, структурирование данных, разработка собственного проекта подарочной упаковки.
Упаковка – часть планирования продукции, в ходе которой фирма изучает, разрабатывает и производит свою упаковку, включающую саму тару, в которую помещается продукция, этикетку и вкладыши.
1 Упаковка как часть корпоративной культуры
1.1 Понятие и функции упаковки
Упаковка представляет собой средство или комплекс средств, предназначенных для защиты продукции от повреждений и потерь в процессе транспортирования, хранения и реализации. Элементом упаковки является тара, предназначенная для размещения продукции.
Многие товары, которые предлагаются на рынке, приходиться упаковывать. Некоторые маркетологи даже называют упаковку «пятым Р» после цены, товара, места и продвижения, хотя большинство из них склонны считать упаковку одним из элементов товарной стратегии [12, с. 255].
Понятие упаковки можно трактовать по-разному.
Упаковка – тара, материал, в который помещается товар, для сохранения его свойств после изготовления и придания компактности.
Упаковка – важный носитель рекламы товара.
Упаковка – деятельность по разработке и производству жесткой или мягкой оболочки для товара.
Упаковка – часть планирования продукции, в ходе которой фирма изучает, разрабатывает и производит свою упаковку, включающую саму тару, в которую помещается продукция, этикетку и вкладыши.
Непосредственно тарой могут быть картонный ящик, целлофановая упаковка, стеклянная, алюминиевая посуда или банка, бумажный пакет или их сочетание. Продукция часто помещается более чем в одну упаковку. Например, изделия из дробленого зерна упаковывают в небольшие картонные коробки и затем перевозят в больших гофрированных ящиках. Часы заворачивают в ткань, а потом кладут в пластмассовую коробку [8, с. 23].
1.2 История создания упаковки
Возникновение упаковочного дела, каким мы знаем его сегодня, можно проследить вплоть со второй половины девятнадцатого столетия, когда промышленная революция вызвала громадные изменения в обрабатывающей промышленности. Если прежде большинство процессов основывалось на ручном труде и производстве мелких партий продукции, введение комплексной механизации дало возможность производить значительно большее число единиц продукта, используя для этого производственные линии. Это относилось не только к товару, но также и к упаковке.
Буквально за жизнь одного поколения меняется расстановка сил в стране. Основные позиции занимает новый класс торгово-промышленной буржуазии. Рост промышленного производства, бурное развитие частного предпринимательства, возросшая грамотность населения совпали с прогрессом в полиграфии и новым веянием в искусстве – модерном. Соединение графического модерна с литографией сравнивают с взрывом небывалой мощности, оборвавшим вялую эволюцию в рекламе [7, с. 2].
Стиль модерн (конец XIX - начало XX века)
Объективные перемены общественной жизни, происходившие практически одновременно в культуре разных стран повлияли на художественное мышление. Появившийся стиль Модерн захлестнул Европу, проявился в своих специфических формах и проявлениях он и у нас. Начиная с середины 1890-х годов, становится очевидным наступление нового стиля.
Технологии этого периода уже позволяли запаковывать продукты в герметичную и гигиеничную тару, т. е. в жестяные консервные банки. Широко использовались в качестве упаковки также картонные коробки (легкие, на них хорошо наносится печать). В это же время широкое применение нашли и металлические коробки, в них упаковывали товары подверженные порче, такие как бисквиты и кондитерские изделия. К началу двадцатого столетия технология производства продвинулась достаточно далеко, чтобы обеспечить получение металлической тары почти любой конфигурации или формы.
Главное в оформлении упаковки было гармоничное сочетание ее с товаром, удачно подобранные цвета подчеркивали достоинство данного товара. Оформление упаковки зависело от стоимости товара. Для высокосортных дорогостоящих продуктов применялась добротная упаковка, оформленная с большим художественным вкусом, – она служила, в известной мере, символом высокого качества изделия. Покупатель воспринимал цвет не только как цветовую гамму, но и ощущал его как бы на «вкус». Считалось, что оранжево-красные цвета ассоциировались с огнем, и человек ощущал их как что-то теплое, голубые тона воспринимались как холодные, желтый цвет ощущался как кислый, а серый казался сухим. Многие цвета как бы звучат: красный – громкий, зелёный – тихий. Красный цвет в сочетании с жёлтым действует возбуждающе, зеленый, синий – успокаивают, фиолетовый – создаёт ощущение мистики.
Очень важный элемент упаковки – это шрифт. Его форма и начертание, цвет и размеры позволяли сделать акцент на определенных словах. Нередко на упаковке шел рассказ о самом товаре, указывалось на его физические свойства, потребительскую ценность, возможность применения и т. д. Внешний вид упаковки определял выбор покупателя: «Купить или не купить?». Учитывая психологию покупателя, предприниматель старался склонить людей в пользу покупки, дать максимум информации о своем изделии в виде торговой марки, медалей, полученных на выставках, привести сообщение, что фирма является Поставщиком Императорского Двора. Все это позволяло закрепить в памяти человека определенную группу изделий и лишний раз подчеркнуть значимость самой фирмы.
20-е года XX века
В условиях абсолютной национализации промышленности и сельского хозяйства отсутствия конкуренции, плановой экономики и распределительной системы, потребительская упаковка в СССР утрачивает свое значение и основные функции. Советская Россия 20-х годов – это зарождение новой жизни, поиск новых ценностей и норм, соответствовавших веяниям времени. В Советской России в 1920 году организовывается ВХУТЕМАС (с 1926 г. – ВХУТЕИН), научно–исследовательская и учебная организация, где преподавали А. Веснин, М. Гинзбург, Н. Ладовский, Л. Лисицкий, А. Родченко, В. Татлин и др. Наиболее успешная деятельность заведения осуществлялась в 1923–26г.г. при ректоре Владимире Фаворском. На подъеме нового времени себя проявили такие художники как В Татлин, А Родченко, Л. Попова – основатели концепций конструктивизма; Казимир Малевич – художник авангардист, создатель супрематизма.
Подлинным началом нового этапа в российской рекламе стали работы творческого дуэта «реклам-конструкторов Маяковский-Родченко». Это был этап новой визуальной культуры, целиком базирующийся на эстетике конструктивизма. При максимально разрубленных стихотворных строках поэта, композиция рекламы выстраивалась художником на контрасте разномасштабных буквенных гарнитур и типографских элементов – линейных планок, восклицательных и вопросительных знаков. Постепенно отказавшись почти полностью традиционных изобразительных средств, они следуют рационалистическим принципам, пропагандировавшимся конструктивисткой ветвью «промышленного искусства». Являясь частью графического дизайна, упаковка впитала в себя все те же принципы работы с формой и плоскостью, свойственные конструктивизму: строгость линий, четкость построений, геометризация форм, плоскостные изображения фигур, лаконичное использование шрифтовых композиций, шрифт – как часть графического изображения.
30-е года XX века
В США после первой мировой войны наблюдается бурный технический прогресс и промышленный подъем, однако на рубеже 20-30-х годов их сменил глубокий экономический кризис. Преодоление его последствий становится стимулом для развития дизайна. Уолтер Дорвин Тиг создает одно из первых дизайн бюро промышленного дизайна в 1926 г. Норман Бел Геддес зарегистрировавший свою студию как проектное бюро промышленного дизайна в 1927 г., положил начало «обтекаемости» изделий своими многочисленными рисунками. Рэймонд Лоуи по праву называется отцом коммерческого дизайна, с одинаковым успехом проектировал холодильники, локомотивы, автомобили, разрабатывал фирменные стили, в частности «Кока-Кола», «Шелл», «Лаки страйк». Они не только много и успешно практикуют, но и отрабатывают принципы формообразования, в первую очередь рационального стайлинга (англ. Styling – стилизация), пишут и выпускают книги, обобщающие их опыт.
Середина XX века
Дизайн США стал неотъемлемой частью американского образа жизни, прежде всего в воссоздании предметного окружения, создании новых видов товаров и услуг. Дизайн, порождение новых социально-экономических отношений государственно-монополистического капитализма и рыночных отношений, выполняя коммерческую задачу стал одним из ведущих и эффективных факторов конкурентоспособности. Позиция ведущих американских дизайнеров «Самая важная цель дизайна – заставить звонить кассу, выбивающую чеки» и «Дизайн является хорошим в той степени в какой он способствует сбыту». Развитие упаковочной промышленности и дизайна упаковки в это время растет огромными темпами. Массы людей задействованы в этом бизнесе, основной задачей которого является наилучшим образом преподнести товар, сделать его более привлекательным, за счет чего увеличить продажи. Развитие брендов на рынке ведет за собой развитие фирменного стиля каждого из них. Разрабатываются логотипы, рекламная продукция, особое место занимает дизайн упаковки, выбор особенной запоминающейся тары или упаковки.
50 - 70-е годы XX века
В странах Западной Европы, США, Канады и Японии все более ясно понимается роль дизайна упаковки в повышении качества продукции, в создании фирменных стилей. «В корпоративном дизайне главенствующим стал постулат формальной композиции, абстрактные решения вытеснили изобразительные. Знак перестал рассказывать, он начал намекать, подчас весьма тонко, оставляя свободу домысливанию». С 1958 г. Более тысячи шестисот американских фирм имели офисы в Европе. Их успешную деятельность во многом обеспечивали дизайнеры. Клиентами американских дизайнеров были также фирмы практически на всех континентах. Поэтому в Европе, а вслед за ней и в Японии перенимается американский опыт. К счастью не происходит полной «американизации» дизайна, сохраняются культурные национальные традиции.
Знаменательным событием и как бы официальным признанием дизайна явилась организация в 1957 г. Международного совета Организаций Индастриал Дизайна (ИКСИД). На международном семинаре в Брюгге (1964) было предложено и на конгрессе ИКСИДа 1969 г. принято определение: «Дизайн есть творческая деятельность, конечной целью которой является определение качеств изделий, относящихся к их формообразованию (или «формальных свойств», «качеств с точки зрения формы»).
В Советском Союзе существовала государственная система художественного конструирования, которая большое внимание уделяла научным исследованиям, методическому обеспечению проектной практики, информационной и пропагандистской деятельности. При интенсивном развитии отечественного художественного конструирования в 60-е годы, дизайнерский подход в прикладную графику начал входить через промграфику (графические элементы на изделиях) и упаковку. Пик этого процесса пришелся на конец 60–х начало 70-х годов. Теоретическая концепция, которую характеризовали как визуально-коммуникационную, формировалась на базе семиотики (наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем) и теории информации с учетом социально-технического контекста.
80 - 90-е годы XX века
В Советском союзе назревает острое желание перемен. На Московской выставке "Дизайн США", сентябрь 1987 г. советские дизайнеры открывают для себя много нового. Возникает понимание многогранности профессии и необходимости специализации. Экспонаты выставки показывали, как может быть эффективен графический дизайн, как он организует общественное мышление и поведение населения. Многие разработки и мечты наших дизайнеров не могли осуществится из-за отставания в технологиях, материалах, политической ограниченности. Так заканчивается эпоха «кухонных» разговоров, произошел политический, социально-экономический и промышленный «обвал».
Общая ориентация на развитие брэндов в искаженном виде затронули и нашу страну. Большинство «советских брэндов» были «раскручены» в условиях монополии государства на их производство и полного отсутствия конкуренции. Среди них пиво «Жигулевской» водка «Столичная», газированная вода «Колокольчик», сигареты «Прима», и другие.
80 - 90 годы на международном уровне характеризуются дальнейшей глобализацией и интернационализацией экономических процессов в условиях информационной революции. Дизайн остается неотъемлемым фактором конкурентоспособности в экономической борьбе производителей. Лозунгом рынка потребления становится слоган: «Превратим искусство в бизнес, а бизнес – в искусство».
Конец XX - начало XXI века
Идет продолжение всеобщей глобализации, дизайн во всем мире работает на потребительский рынок. Основной задачей дизайнеров является сохранение собственных культурных ценностей и традиций. Технологии и материалы, используемые в дизайне и производстве упаковки в разных странах практически не отличаются друг от друга. Вся подготовительная работа по конструированию и разработке дизайна ведется на компьютере. Применяется метод фотоколлажа, широко используются стилизованные изображения, многие фирмы стараются разработать оригинального мультипликационного героя, ассоциирующегося у потребителей с данным продуктом. Создание новой упаковки теперь занимает гораздо меньше времени чем раньше, большие силы затрачиваются на изучение желаний потребителя, анализ сопоставимости определенного цветового или декоративного оформления с определенным товаром. Маркетологи выясняют территориальные особенности восприятия цвета и форм, это позволяет создавать оптимально привлекательную, запоминающуюся и поднимающую продажи упаковку для конкретного региона [7, с. 87].
1.3 Многообразие видов упаковки
Любая упаковка разрабатывается с учетом вида, формы упаковываемого изделия, его условий хранения и транспортировки, то есть в зависимости от требований, которые обеспечивают сохранности продукта в течение длительного времени. Вид упаковки может быть различный: канистры, банки, ящики, контейнеры, пакеты, коробки, цистерны, мешки и т. д.
Достаточно широко распространена тара, изготовленная из картона и гофрокартона. Она используется для упаковки огромного числа разнообразных товаров. Коробки из картона, коробки из гофрокартона, гофрокороба, упаковка из микрогофрокартона практически вытеснили тяжелую деревянную тару, заменив ее на практичную, удобную и легкую гофротару.
Для перевозки жидкой продукции и продукции вязкой консистенции, в том числе те, которые имеют агрессивную среду, используют металлические или пластиковые канистры, цистерны, банки.
Для транспортировки тяжелых продуктов, то есть там, где необходима прочная, крепкая упаковка, позволяющая перевозить продукты на дальние расстояния, используют коробки и ящики.
Для упаковки множества разнообразных товаров и продуктов используют банки из пластика, пластиковые контейнеры, пластиковые формы, пластиковые коробки, то есть упаковку из полимеров.
Полиэтиленовые и изготовленные из других материалов пакеты и мешки необходимы для различной сыпучей продукции. Их используют для их перевозки и хранения.
В условия постоянной конкуренции важнейшим критерием упаковки является ее безупречный внешний вид, который способен заманить или привлечь потенциальных покупателей. То есть упаковка должна обладать не только хорошей прочностью, но и иметь привлекательный вид. Поэтому все больше можно заметить использование упаковки определенного вида там, где совсем недавно даже не рассматривали [3. с. 115] (см. Приложение 1).
1.4 Стили и направления в современном дизайне
Классический стиль в дизайне упаковок

Рисунок 1 – Классический стиль
Классицизм или классический стиль сформировался в искусстве в 17-18 веках. Графический дизайн в классическом стиле строится на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Классицизм опирается только на вечное, неизменное – в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологичские черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства.
Классический стиль в дизайне упаковок в наши дни весьма популярен. В нем по традиции исполняются этикетки и этикетки дорогих, элитных марок алкогольной продукции, кондитерских изделий премиум-класса. Примеры этикеток и упаковок, выполненных в классическом стиле – конфеты Коркунов, шампанское «Лев Голицин» и многие другие.

Рисунок 2 – Классический стиль

В дизайне современных этикеток активно используются такие элементы классического стиля как «шелковые» градиенты, разнообразные золотые и серебряные строгие рамки, богатые декоративные элементы.
Колористика классического стиля предполагает использование в дизайне упаковки насыщенных оттенков и контрастных сочетаний – малиновый, яркий болотный, густо-коричневый в сочетании с золотым.
Дизайн этикеток в стиле ампир

Рисунок 3 – Ампир
Ампир – стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий 19, завершающий развитие классицизма. Ориентируясь как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное греческие и римские мотивы величественной мощи и воинской силы: монументальные формы, военную эмблематику (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.) и дополнил их отдельными древнеегипетскими мотивами – египетскими орнаментами, стилизованными сфинксами.
Дизайн в стиле ампир сегодня вполне уместен этикеткам и упаковкам дорогих крепких алкогольных напитков – бренди, коньяков, – рассчитанных подчеркнуть солидность, достаток и мужественность их потребителей.
Помпезные с точки современного обывателя элементы стиля ампир придают упаковке или этикетке продукции эффект царственности, патриотичности, проводят параллели с величественным шиком эпохи царствования Екатерины второй, расцвета русского дворянства. Без ампира немыслим петербургский стиль. В нем отчетливо прослеживается героическая тематика и символы венной славы.
Модерн или (арт-нуво) в дизайне упаковок

Рисунок 4 – Модерн или арт-нуво
Модерн или Арт-нуво в середине 19 в. пришел на смену строго регламентированному классицизму и воинственному ампиру и стал полной им противоположностью. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, нестандартность пропорций, асимметрия.
Стиль модерн, широко захвативший многие области искусства, отразился и на оформлении этикеток. Их стали украшать характерным для модерна стилизованным растительным орнаментом. Особенно наглядно этот стиль отражен в парфюмерных этикетках: стилизованные растения, красивые женские личики, барышни в длинных платьях, похожие на фей (одеколон «Фея роз»).
Сегодня модерн жив, актуален, как и в прежние времена, и с успехом используется в дизайне современных упаковок и этикеток. Компьютерные технологии, используемые в макетировании, позволяют расставлять акценты на отдельных элементах дизайна упаковки и даже основывать на них бренды.
Замысловатые, причудливые переплеты растительного орнамента, мягкие оттенки пастельных тонов, романтика, легкость и воздушность форм в дизайне упаковки – отличительные признаки этого стиля.
Этот стиль невесом, он напрочь отвергает все канонические, архаичные элементы, всю строгость и насыщенность классики. Это стиль художника-оптимиста, напоминающий об очаровании первой любви, юности и весне.
Сегодня он как нельзя лучше подходит для создания упаковок кондитерских изделий, парфюмерной продукции и любых товаров, рассчитанных на женскую аудиторию покупателей.
Ар-деко в дизайне упаковок
Ар-деко (или арт-деко). Отличительные черты стиля – строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие материалы.
Сильное влияние на Арт Деко оказала авангардистская живопись, в том числе Конструктивизм, Кубизм, Фовизм и Футуризм, которые обладали богатым репертуаром абстрактных и упрощенных форм и цветовых сочетаний. В этот стиль проникли экзотические особенности этнических стилей, культур и традиций, включая методы, формы и тематику. Источники были самые разнообразные – культуры древней Месопотамии и Майя, африканских народов, египетская культура эпохи правления фараонов, культура классической Греции и Рима, Китая и Японии, а также России.

Рисунок 5 – Арт-деко
Начиная с середины 1920-х гг. еще одним источником вдохновения для дизайнеров, особенно в Америке, стали механические и промышленные формы. Это не только привело к появлению повторяющихся и перекрывающих друг друга геометрических рисунков, но также и красочных прямолинейных образов, включающих круги, полукруги, квадраты, шевроны, стрелы молнии (часто как символ электричества) и распространенный зигзагообразный рисунок.
Стиль «арт-деко», модный в конце 20-х годов, прошел через век и с незначительными изменениями дошел до нас на упаковке сигарет Lucky Strike. Нынче эта пачка воспринимается совершенно гармонично и лаконично. Вряд ли кому в голову придет увязать воедино нежный стиль и этот дизайн. Эти сигареты как курили с 1917 года, так и курят по сей день заядлые борцы со своими легкими. Автор Раймонд Лоуи (Raymond Loewy) – модный и культовый дизайнер – поди и не догадывался, на сколько долго его проект сможет прожить.
Минимализм в дизайне упаковок
Минимализм в графическом дизайне и не только упаковок – повод для дискуссий современных авторов уже многие десятилетия.
Он исходит из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, зачастую монохромности, творческого самоограничения дизайнера.

Рисунок 6 – Минимализм

Отвергая классические приемы творчества и традиционные художественные образы, минималисты используют промышленные и природные простые геометрические формы нейтральных цветов, малых объемов.
В дизайне этикеток и упаковок минимализм интерпретируется как экономия художественных средств и акцент на одном ведущем образе.
Особое направления минимализма – японский минимализм. Он созерцателен, креативен, черпает свое вдохновение в богатстве природы. Яркий пример современного прочтения минимализма – вечное стремление японцев быть поближе к природе, находит свое отражение в дизайне упаковки различных товаров.
Только взгляните на эту коробку с банановым соком. Она разработана известным японским дизайнером Naoto Fukasawa. Просто, но как изящно. И, действительно, издалека можно принять за настоящие бананы.
Японский минимализм ищет смыслы, которые уже существуют. Он делает то, что уже есть в воображении многих людей как нечто необходимое и полезное.
Поп-арт в дизайне упаковок и этикеток

Рисунок 7 – Поп-арт

Поп-арт (или общедоступное искусство) раскрывает эстетические ценности образцов массовой продукции: потребительские товары (банка супа), персонажи новостей (Че Гивара, Мао Дзедун) или кино (Мэрлин Монро).
Основные характеристики стиля – яркие, насыщенные краски, бьющие глаз контрасты и образы, заимствованные в массовой культуре потребления.
Удивительно, но этот стиль, можно сказать, начался с дизайна этикетки.
В 1962 году Уорхол, – культовая персона в истории поп-арт движения и современного искусства в целом, создал сенсационную серию полотен, на которых были изображены, зачастую в кричащих цветах, банки Кока -Колы и консервов, в том числе – знаменитые изображения банки томатного супа «Кэмпбелл».

Рисунок 8 – Поп–арт

Стиль поп-арт в наши дни все еще актуален – его используют в дизайне принтов для модных молодежных футболок, в атрибутике ночных клубов и дискотек.
В дизайне упаковки стиль поп-арт недавно использовала всем известная марка Oriflame, выпустив тени для век Поп-арт Visions.
Смелые и ценящие креатив гиганты международного рынка до сих пор используют поп-арт в своих проектах. Так бренд Mountain Dew в настоящее время продолжает нашумевший проект проект Green Label Art, ставший праздником поп–арт и креатива. Его году организовала компания Pepsi в 2007 в поддержку запуска нового формата упаковки – алюминиевой бутылки. Именно тогда впервые были выпущены 12 вариантов Mountain Dew в дизайне молодых художников, граффитчиков, графических дизайнеров, мастеров тату-арта и коллажа.
Типографика в дизайне упаковок и этикеток

Рисунок 9 – Типография

Типографика – современный стиль, который, как бы это не было удивительно, находится в основе упаковочного дизайна.
Упаковка по существу заинтересована в распространении и даже продвижении информации. Продукты и изделия нуждаются в полезной упаковке с описанием содержимого и его потребительских характеристик, с правилами и инструкциями использования, расшифровкой компонентов продукта и их свойств, показаний и противопоказаний, предупреждения об опасности, предостерегающей клиента. Все эти детали должны быть показаны на упаковке в четкой типографской манере, что позволит потребителям читать и, главное, понимать.
Текст, гротескное представление символов, отказ от использования прочих изобразительных образов – только шрифты, буквенные символы на простом фоне – отличительный стиль типографики.
Винтаж в дизайне упаковок и этикеток

Рисунок 10 – Винтаж
Винтаж в графическом дизайне близок ретро-стилю.
Это стилизация под хорошо знакомые образы, искусственное «состаревание».
Винтаж в упаковке – это иногда новое прочтение какого-либо образа, а иногда – попытка вызвать у потребителя положительные эмоции из прошлого, из детства, юности.
Винтаж от ретро отличается именно эффектом состаривания изображения, в то время как ретро-стиль – это скорее стилизация под образы прошедшей эпохи.
Иногда выделяют еще и временные рамки. Так, винтажными считаются упаковки, выполненные с намеком на начало двадцатого века, а ретро–упаковками – на его середину [8, с. 15] (см. Приложение 2).
2 Разработка подарочной упаковки
2.1 Технология изготовления упаковки
Существенное влияние на технологический процесс и организацию производства упаковки оказывает набор используемого оборудования.
Многообразные технологические процессы, осуществляемые различными группами упаковочного оборудования, сводятся к типовым, характерным для ряда представителей данной группы. Основные операции процесса и выполняющие эти операции устройства взаимосвязаны между собой, а также с движением тары, продукта и упаковок. Кроме того, в технологическом процессе упаковки важную роль играют вспомогательные операции процесса упаковывания, к которым относятся в основном операции контроля и управления [8, с. 3].
Технологический процесс включает следующие укрупненные операции:
подача тары или упаковочных материалов;
их подготовка к упаковыванию;
подача продукта и наполнение им тары;
укупоривание тары;
оформление упаковок;
формирование транспортных упаковочных единиц.
Каждая из укрупненных операций в свою очередь состоит из нескольких простых операций:
подача и подготовка тары и упаковочных материалов в зависимости от вида тары и степени ее готовности к упаковыванию, включает операции: отделения заготовок, формирования тары, санитарной обработки, маркировки, подачи вспомогательных материалов;
подача продукта и наполнение им тары в зависимости от вида продукта и способа упаковывания включает операции ориентирования, комплектования, группирования, укладывания, завертывания, дозирования, фасования, уплотнения продукта и др.;
укупоривание тары в зависимости от конструкции и вида тары и способа укупоривания включает операции нанесения клея на упаковочные материалы, подачи крышек и укупорочных средств, вакуумирования упаковок, тепловой обработки упаковочных материалов, вкладывания в упаковку прокладок, салфеток и товарных знаков, заделки и запечатывания клапанов тары, швов и концов упаковочных материалов и упаковок;
оформление упаковок включает операции маркирования, этикетирования, тиснения рисунка, обвязывания, обандероливания, приклеивания цветных полос, кольереток;
формирование транспортных упаковочных единиц включает операции подачи упаковок, группирования и формирования слоев, рядов, стопок, штабелей, помещения упаковочных единиц в транспортную тару и на поддоны.
Жизненный цикл тары и упаковки складывается из следующих этапов:
производство тары и упаковки;
упаковка товаров и продуктов;
распаковывание товаров и продуктов (извлечение товаров и продуктов из тары);
восстановление эксплуатационных качеств возвратной тары;
утилизация тары, не подлежащей восстановлению [2, с. 2].
2.2 Методика разработки упаковки
Подарочная упаковка – упаковка особенная. Она призвана не только прятать до времени от глаз окружающих содержимое подарка, но и создавать особое, торжественное настроение. Давно замечено, что даже самый банальный и скучный подарок способен произвести поистине фурор, будучи упакованным с оригинальностью и вкусом. Подарочная упаковка продлевает ощущение таинственности и праздника, даря получателю дополнительные приятные мгновения [1, с. 35].
Именно этими утверждениями мы руководствуемся при создании подарочной упаковки, изготавливая ее в любом количестве и любой сложности. Оригинальность подарочной упаковки определяется ее эксклюзивностью, а также выбранными для изготовления материалами. Чем точнее они подобраны, тем изысканнее получается итоговый вариант. Материалов существует огромное множество. Остановимся подробнее на основных моментах.
Создание подарочной упаковки – это не просто последовательность действий. Четкого алгоритма здесь нет. Хотя за основу чаще всего берется бумага либо картон. Особый шарм им добавляет тиснение фольгой или печать при помощи шелкографии. Создание фактурных элементов упаковки (бантов и других украшений) придает изысканность и необычность. При этом может быть использовано все, на что способна фантазия художника: от ткани и лент до бижутерии и сувениров. Однако этого не всегда бывает достаточно. Для каждого клиента необходимо найти оптимальное соотношений цены и качества, то есть создать максимум эффекта при минимуме затрат на производство. Однако, как показывает практика, этого соотношения можно добиться только при заказе более менее крупной партии упаковки. Разработка единственного экземпляра обходится не дешево, зато она оказывается абсолютно эксклюзивной, превращая ваш подарок в воплощение оригинальности и вкуса.
Последним словом в создании качественной, красивой, но недорогой упаковки является использование таких материалов как эфалин и балакрон. Они способны создать эффект «обтянутой» бумаги, что вручную создается только при помощи дорогостоящих дизайнерских материалов. Форма упаковки при этом может быть любой, даже многофактурной.
Очень часто в тупик дарителя ставит необходимость упаковки крупногабаритных подарков. Приподнести его таким, каков он есть, – неоригинально, а самому придать подарку более-менее презентабельный вид уж точно не получится. Используемое нами производственное оборудование позволяет создавать упаковку формата А3, увеличивая ее изысканность пропорционально размеру самого подарка. При этом мы практикуем печать как офсетную, так и шелкографию, используем тиснение серебром и золотом, каширование, лакирование и некоторые другие приемы создания изображения и цветности.

Рисунок 11

Под кашированием понимается комбинация двух разных по фактуре материалов при помощи прочной склейки или прессования. Прочность изделия при этом увеличивается, возрастает и срок службы. Данный способ незаменим при необходимости упаковать товар, подлежащий длительному хранению или транспортировке. Повышенная прочность материала также предохраняет товар от порчи или битья. Чаще всего для каширования используют картон – основа упаковки и дизайнерскую бумагу – так называемый лайнер, то есть покрывающий материал. По желанию заказчика упаковка может быть маркирована при помощи различной полиграфической продукции [5, с. 2].
Тиснение фольгой осуществляется после нанесения печати. Под воздействием давления и температуры фольга плотно приклеивается к исходному материалу. Возможно создание фигурного тиснения. Этот метод популярен при печати визиток, бланков и другой фирменной продукции. Чаще всего используют следующие типы фольги: серебряная, золотая, матовая или глянцевая. При необходимости их можно комбинировать. В упаковочной промышленности тиснение используется для создания эффектной, чаще всего подарочной упаковки. Тиснение открывает широкий простор для дизайнерской мысли, позволяя создавать красивые и необычные экземпляры.

Рисунок 12.

Одной из разновидностей тиснения, применяемого при создании упаковки, является тиснение конгревное. Суть его заключается в том, что требуемое изображение наносится на материал при помощи горячего клише. Это дает возможность получения выпуклых или же вогнутых рисунков. Подобная фактурность эффектно смотрится на любом виде упаковки. В создании же подарочной продукции она просто незаменима. Материалом для нанесения конгревного тиснения может быть бумага, ткань и даже кожа. Этот вид тиснения сам по себе на столько эффектен, что не требует дополнения в виде цветности или многофактурности. Однако при желании его вполне можно совместить с тиснением фольгой.
Разновидность конгрева-блинтовое тиснение. Изображение при этом способе получается за счет вдавливания штампа, рисунок получается вогнутым, но плоским. Этот вид тиснения широко используется при изготовлении сувенирной и печатной продукции.
Для придания изделию изюминки можно использовать УФ-лакировку. Она способна создать не только глянец, но и различные визуальные эффекты, такие как капли воды или частицы песка. Кроме того, обработанная этим способом поверхность становится более устойчивой к механическим воздействиям, что значительно продлевает срок эксплуатации изделия. Отметим, что существует несколько видов УФ-лаков. Выбор того или иного экземпляра зависит от материала, подлежащего лакированию. Нанесение лака осуществляется трафаретным способом, после чего материал оставляют просохнуть (см. Приложение 3).
3 Разработка собственно проекта
3.1 Анализ аналогов
Технологии и материалы, используемые в дизайне и производстве упаковки в разных странах (включая и Россию), практически не отличаются друг от друга. Вся подготовительная работа по конструированию и разработке дизайна ведётся на компьютере. Применяется метод фото-коллажа, широко используются стилизованные изображения, многие фирмы стараются разработать оригинального мультипликационного героя, ассоциирующегося у потребителей с данным продуктом. Создание новой упаковки теперь занимает гораздо меньше времени чем раньше, большие силы затрачиваются на изучение желаний потребителя, анализ сопоставимости определенного цветового или декоративного оформления с определённым товаром. Маркетологи выясняют территориальные особенности восприятия цвета и форм, это позволяет создавать оптимально привлекательную, запоминающуюся и поднимающую продажи упаковку для конкретного региона.
Производство коробок из дерева и картона во многих странах всегда было отдельным ремеслом. Первая по-настоящему удобная складная коробка была изобретена в 1879 году Робертом Гейром, владельцем бруклинской типографии, специализировавшейся на печати на пакетах. Однажды в его типографии случилась неполадка – металлическая линейка печатного станка стала делать ровные прорези в пакетах. Это навело Гейра на мысль, что отточенные штампы можно использовать для вырубки картонных коробок, а тупые для бигования картона для обеспечения ровного сгиба. В результате Гейр совместил печатный процесс с процессом производства коробок, что позволило ему производить до 7 500 коробок в час. Первым продуктом, упакованным в складную картонную коробку, стала «Квакерская овсянка», появившаяся спустя 7 лет после изобретения Гейра.
Упаковка на сегодняшний день постепенно становится неотъемлемой частью самого товара. Некоторые фирмы, преднамеренно, изготовляют упаковку для своих продукций с той целью, чтобы их можно было использовать вторично в домашнем хозяйстве для собственных бытовых нужд. Так основной специализацией компании «НПК Технологии Машиностроения» является – изготовление туб для подарочной упаковки эксклюзивной алкогольной продукции , кондитерских изделий, сувенирных наборов, а также для бакалейной, парфюмерной, химической или рекламной продукции. Традиционными материалами для производства туб данная фирма использует картон и жесть.
В отличие от одноразовых картонных коробок, тубы обычно не выбрасывают, а используют в хозяйстве для других целей. Вот почему тубы являются идеальным вариантом для упаковки фирменных сувениров или корпоративных подарков к различным праздникам. 
Шкатулка – ещё один из видов сувенирных упаковок, являющийся наиболее представительной формой упаковки. Шкатулка – это и сувенирная и упаковочная продукция, которую можно использовать как упаковку изделия и как упаковку индивидуальную. Шкатулки – это эксклюзивная, элитная упаковка. По сравнению со многими другими видами подарочных упаковок данные являются очень востребуемы. Но технология и вид такой упаковки как шкатулка (тематика, которой заключается в данной дипломной работе), является наиболее подходящей в наши дни, для упаковок сувенирных, подарочных и ювелирных изделий. 
3.2 Проектирование и создание подарочной упаковки

На сегодняшний день из всех упаковок актуальна подарочная упаковка, если нет готовой упаковки для подарка, то ее легко можно сделать самому. Поэтому мы решили сделать именно подарочную упаковку.
Подарок - это возможность подарить людям радость, вызвать улыбку на лицах дорогих людей. Подарком можно сказать то, чего не скажешь словами.
Для нашей подарочной упаковки мы выбрали форму пирамиды.

Рисунок 13 – Прирамида
В упаковку формы пирамиды лучше упаковать мелкий, причем не обязательно дорогой, подарок, например бижутерия.
Нашу подарочную упаковку мы сделали вручную. Дно коробки – квадрат, а боковые стенки выполняем из полоски той же бумаги. Сверху завяжем бант.
Для этого нам понадобится:
1)Цветной картон.
Картон используется для изготовления самой упаковки, так как он обладает такими качествами, как жесткость, устойчивость и широкая цветовая палитра. Наша упаковка выполнена в зеленом.
2)Тканевые ленты.
Цветные атласные тканевые ленты отечественных производителей очень часто используются для декорирования праздничной упаковки, так как это очень податливый материал, с помощью которого можно формировать цветы, декоративные узлы, банты и т. д. В нашей работе использовалась лента желтого цвета с люрексом.
3)Полупрозрачные полимерные материалы:
- ПВХ, ПП, ПЭ.
4)Декоративные элементы .
Декоративные элементы применяются, соответственно, для декорирования упаковки. Они могут быть самыми различными. В нашем случае мы использовали декоративные бусинки и стразы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении еще раз необходимо подчеркнуть, что упаковка, на сегодняшний день – это не просто красиво оформленная тара, она так же несёт в себе сберегающий от внешних воздействий (пыли, влаги, ударов) материал, а так же является ключевым фактором в области продвижения продукции на рынке сбыта.
Изучение и рассматривание всесторонней информации об упаковке, позволило нам пополнить и расширить наш багаж знаний. Мы приобрели бесценный опыт в данной области. 
Поставленную цель – изучение технологии изготовления подарочной упаковки, мы выполнили успешно. В данной работе представлен богатый материал по истории упаковок, их аналогов, технологии изготовления, использования при этом необходимых материалов и инструментов, что можно считать хорошим фундаментом для написания выпускной квалификационной работы.Подводя итоги по технологии изготовления подарочной упаковки, следует отметить, что подобные темы по данному направлению будут всегда востребуемы как в производственной сфере, так и в обиходной, повседневной жизни каждого человека и общества в целом. Исследуя данные потребности общества, его предпочтения и предложения, производство упаковок в любой момент может под это подстроиться и предоставить потребителю то, что он желает. Иными словами можно сказать, что производство и применение упаковок будет актуальной тематикой во все времена.
В результате проделанной работы мы проанализировали литературу по данной теме, проследили историю создания, выявили основные технологии изготовления и виды упаковок.
Мы определили понятие упаковки, как часть планирования продукции, в ходе которой фирма изучает, разрабатывает и производит свою упаковку, включающую саму тару, в которую помещается продукция, этикетки и вкладыши.
Мы считаем, что поставленная цель: изучение, проектирование и создание упаковки, была нами достигнута.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Джун, Д . Поделки из бумаги / Д. Джун. – М.: Просвещение, 1979. – 64 с.
Ефремов, Н. Ф. Технологические процессы изготовления упаковки из бумаги и картона: Тез. докл. На ΙΙΙ Межд. симпозиуме «Упаковка, этикетирование и маркировка товаров в России на пороге ХХΙ века» / Н. Ф. Ефремов. – М., Союзупак – IOP (Англия), 2000. – 295 с.
Ефремов, Н.Ф. Тара и ее производство / Н. Ф. Ефремов – М.: МГУП, 2001. – 312 с.
Ефремов, Н. Ф. Конструирование и дизайн упаковки / Н. Ф. Ефремов., А.В. Чуркин, Т.В. Лемешко – М.: Изд-во МГУП, 2004. – 424 с.
5.Кожанова, Е.А. Дизайн упаковки как часть стратегического брендинга / Е.А. Кожанова – Наука о рекламе. № 2, 2007. – 56 с.
Копцев, В.П. Основы художественного конструирования из бумаги :Копцев, В. П. Метод. Пособие для руководителей кружков / В.П. Копцев – М.: ЦИУУ МНО РСФСР , 1988 . – 160 с.
Крапко, Е.П. История дизайна упаковки [Электронный ресурс] / Е.П. Крапко // Новости промдизайна – № 5. – 2008. – Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/marketing/00094262_0.html
Миканова, В.К. Теория и практика создания упаковки [Электронный ресурс] / В.К Миканова // Тара и упаковка. № 3, 2007. – Режим доступа://https://realty.yandex.ru/?from=brow_e1_tableau
Картонные коробки различных конструкций [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.calculate.ru/ Мурзина, А.С. 100 способов оформления и украшения подарков / А. С. Мурзина – Минск: Харвест, 2009. – 256 с.
Московская фасовочная компания [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fasovka.ru/
Пантелеев, Г. Декоративное искусство / Г. Пантелеев – М.,1976. – 167 с.
Розанцева, Э. Г Технология упаковочного производства / Э.Г. Розанцева. Учебник для вузов. – М.: Колос, 2002. – 184 с.
Сапего, И. Т. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы / И. Г. Сапего – М.: Советский художник, 1984. – 390 с.
Смиренный, И. Н. Лексикон упаковщика. Терминологический русско-английский словарь-справочник / И. Н. Симиренко – М.: «Колос», «Тара и упаковка», 1998. – 174 с.
Приложение 1

30-е года XX века
20-е года XX века
Стиль модерн (конец XIX - начало XX века


50 - 70-е годы XX века
Середина XX века

Конец XX - начало XXI века
80 - 90-е годы XX века

Приложение 2

Классический стиль

Ампир


Арт-декоМодерн или арт-нуво

Ар-деко
Минимализм



Поп-арт
Минимализм

Поп-арт

Типография



Типография
Винтаж
Приложение 3
Подарочная упаковка
Подарочная упаковка