Коррекционно развивающая программа для снятия тревожности у младших школьников с использованием песочной терапии.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Г. Ивантеевка Московской области
Коррекционно-развивающая программа
с использованием песочной терапии
для младших школьников
«Волшебство в песочнице»
Составитель: Медведева Наталья Александровна
2015 – 2016 г.
Общая характеристика программы
По данным исследователей в области психологии в последние 10-летие увеличилось количество детей, у которых отмечается повышенное беспокойство, эмоциональная лабильность, вследствие чего проблема эмоциональных нарушений и своевременная ее коррекция, становится актуальной.
Проблема детской тревожности является актуальной задачей психологии и таким образом, перед исследователями встает необходимость ранней диагностики тревожности. В развитии тревожности не последнюю роль играет правильное развитие личности ребенка, окружающая среда, которая способствует образованию системы отношений, где важное место занимает самооценка и развитие системы ценностей.
Г.М. Бреслав в своей книге описывает, что при исследовании связи самооценки и уровня тревожности было выявлено, что тревожные дети часто обнаруживают низкую самооценку, из-за чего у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Также тревожные дети очень чувствительны к неудачам, остро реагируют на них и могут отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.
Страх и тревога — похожие понятия, но тем не менее, они отличаются друг от друга.Страх — это ответ на тревогу, которая является сигналом опасности. Страх делится на ужас, беспокойство, испуг, волнение, опасения и собственно сам страх.Если страх — чувство опасности, то тревога — предчувствие опасности.Страх тормозит нервно-психические процессы у ребенка, а тревога напротив, возбуждает.
Страх — негативные воспоминания, тревога же — ожидание опасности.Если страх имеет конкретный характер, то тревога более неопределенный.Страх обусловлен инстинктом самосохранения, тревога носит социальный характер.Страх имеет более четкие границы, например, страх темноты, одиночества, высоты.
Я в своей работе часто использую метод песочной терапии в работе с тревожностью и страхами у детей — это психокоррекционный,развивающий метод, направленный на разрешение личностных проблем, снятие внутреннего напряжения с помощью песка и психологи-ческой песочницы. Подобная терапия отражает мысли и настроение детей, позволяет диагностировать неврозы, стресс. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку ребенок ощущает покой и одновременно огромные возможности.
Песочная терапия используется как терапевтическим, так и диагностическим методом. Для детей — это способ рассказать о своих тревогах, страхах и переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличии от взрослого, ребенок не всегда может выразить свое внутреннее беспокойство. Вследствие чего и возникают трудности в жизни ребенка. Песочная терапия дает ему не только возможность перенести свои переживания и взглянуть на нихсо стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать и т.д.
Песочная терапия является ценным инструментом психолога образовательного учреждения. Используемые формы и методы психоаналитической работы с детьми разнообразны. Разные виды творческой активности оказывают важные психопрофилактические, развивающие эффекты, снижают эмоциональное напряжение, детскую тревожность.
Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, снизить страхи. Игра на песке служит тревожному ребенку очень важной поддержкой, средством выражения себя на доступном уровне.
В связи с этим была разработана коррекционно-развивающая программа, включающая в себя 8 занятий по 35-45 минут 2 раза в неделю.
Эффективность данной программы подтверждена исследованиями, проводимыми на базе МБОУ «СОШ№2» г.Ивантеевка на учениках 1-4 классов, возрастная группа 7-10 лет.
Программа направлена на сохранение и укрепление психического здоровья младших школьников, проявление у детей позитивного образа «Я», повышение уровня уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, умение выражать свои эмоции и чувства, решает такие проблемы у детей, как страхи, агрессию, трудности привыкания ребенка к новым условиям.
Противопоказания для песочной терапии:
-уровень тревожности очень высок;
- аллергия и астма на мелкие частицы и пыль;
- кожные заболевания и порезы на руках.
Цель программы:
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
Снижение психофизического напряжения.
Актуализация эмоций.
Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.
Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.
Развитие самооценки.
Основные задачи:
-коррекция тревожного состояния;
- снятие страхов;
- повышение самооценки;
- повышение уверенности в себе.
Форма занятий:
Групповая, индивидуальная.
Методы проведения занятий:
Игры, упражнения, арттерапия, сказкотерапия.
Критерии отбора в группу:
Наличие конфликтных тенденций в поведении учащихся в течение нескольких месяцев, которые отмечаются педагогами, родителями, одноклассниками.
Данные диагностических мероприятий.
Жалобы родителей на повышенную тревожность ребенка.
Структура программы
Программа включает в себя 8-10 занятий, продолжительн6остью 35-45 минут. Частота проведения занятий 1-2 раза в неделю по фиксированным дня. План занятий представлен в таблице 1.
Таблица 1. Учебно-тематический план занятий.
Занятия Тема занятий Кол-во
мин
Занятие 1 Знакомство с песком 45
Занятие 2 Мир, в котором я живу 45
Занятие 3 Школа, в которой я учусь 45
Занятие 4 Моя сказка 45
Занятие 5 Моя семья 45
Занятие 6 Мои страхи 45
Занятие 7 Идеальный мир 45
Занятие 8 Острова 45
Итого: 360 мин
6 часов
Пять шагов организации игрового процесса:
Первый шаг - демонстрация песочницы
Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок
Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке
Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкции
Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.
Ожидаемые результаты
Положительное влияние на эмоциональное самочувствие детей. Снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке. Улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности. Получение ребенком опыта рефлексии, умение понимать себя и других. Закладка базы для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Важным показателем эффективности коррекционного воздействия является субъективная оценка участников взаимодействия. Положительные отзывы, чувство удовлетворенности от посещенных занятий являются положительным критерием в оценке эффективности проделанной работы.
Для администрации и педагогов образовательного учреждения критерием эффективности является соответствие полученных результатов предъявленному запросу.
Для родителей младших школьников критерием эффективности будет изменившееся в положительную сторону поведение детей, уменьшение тревожности, агрессии в поведении детей.
Для специалиста, реализовывавшего данную программу в образовательном учреждении, критерием эффективности будет являться достижение поставленной цели.
Приложение
Общие условия организации работы с «психологической песочницей»:
Для организации песочной терапии потребуется:
-психологическая песочница;
-песок;
-вода;
- коллекция миниатюрных фигурок.
Психологическая песочница:
деревянный ящик размером 50х70х8 см, считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Также для групповой работы подойдет песочница размером 100х140х10 см. Внутри песочница выкрашена в голубой цвет. Стены и дно песочницы символизируют воздух, дно песочницы символизирует воду. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель человеческого восприятия нашей планеты.
В классической песочной терапии существует классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин. Я приведу структуру, описанную у Ленор Штейнхард и добавлю некоторые собственные соображения.
Типпредмета Требованияк предметам Комментарии
Люди Разнообразие по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессии, времени жизни. Фигурки должны быть как динамическими, так и статическими. Смотрим, с кем себя идентифицирует автор картины, какое время и культурное пространство ему ближе в данный момент.
Наземные животные и насекомые Домашние, дикие, доисторические, образы наземных животных, насекомых Дети часто ассоциируют себя с животными. Взрослые же символизируют свое инстинктивное начало человека.
Летающие животные и насекомые Птицы: дикие, домашние, доисторические. Крылатые насекомые Обладание крыльями – дополнительная возможность передвижения. Проявление воздушной стихии, связанной с коммуникацией, информацией, образованием связей.
Обитатели водного мира Рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы, звезды из пластмассы и натуральные, ракушки. Подводный мир – частый сюжет песочных картин. Символизирует чувственную сферу человека. Сюжет картины и взаимоотношения между обитателями иногда отражают психосоматическое состояние клиента.
Жилища и дома с мебелью Разнообразные дома, дворцы, замки, постройки, мебель Дома, постройки ассоциируются с социальной жизнью человека. Обращаем внимание, какой дом выбирает человек, как обустраивает пространство вокруг него.
Домашняя утварь и продукты. Посуда, предметы обихода, убранство стола, продукты питания. Деревья и другие растения Цветы, трава, деревья, зелень искусственная и натуральная Использование многочисленной растительности связано с желанием оживить, благоустроить мир в песочнице.
Транспортные средства Наземный, воздушный, гражданский и военный, исторический. Дает возможность быстро перемещаться, ассоциируются с потенциалами к активности. Часто используется как символ материального благополучия.
Объекты среды обитания человека Заборы, изгороди, мосты, ворота, порталы, дорожные знаки Подчеркивают территориальные границы, образовывают связь (мосты), вводят ограничения. Рассказывают об особенностях коммуникации клиента.
Оружие Оружие разных эпох, фантастическое оружие Помогают определить агрессию, построить конфликтный сюжет или защитить что-то важное
Злодеи Злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок Являются носителями внутренних и внешних конфликтов.
Символизм пространственного расположение предметов в песочнице.
Анализ расположения предметов в песочнице строится на основании опыта юнгианских песочных психотерапевтов.
Даже беглый взгляд на пространственное расположение фигурок в песочнице может дать важную информацию об особенностях ребенка.
Для этого нужно определить, какие части песочницы оказались пустыми, а какие наиболее заполнены. Если наблюдается определенная дисгармония в заполнении песочницы фигурками, психолог может обозначить для себя наиболее общие задачи терапии.
Например, все фигурки смещены в верхнюю часть. Нижняя часть оказалась совсем пуста. Перед нами мечтатель, испытывающий трудности в реальной социальной адаптации. Ему сложно воплощать свои идеи в реальность, он слишком когнитивен и рассуждать любит больше, чем действовать. Такого клиента мы будем «заземлять», выберем специально игру в нижней части песочницы, это на бессознательно-символическом уровне способствует «заземлению».
Или, например, в картине заполнена левая и частично центральная часть, в правой части – пустота. Ребенок говорит, что там – страшно. На границе с правой частью построены укрепления для защиты. От кого – неизвестно. Это говорит о том, что ребенок страшится будущего. Страшится движения, развития. И в процессе терапии мы должны отследить, чтобы правая часть постепенно заполнилась.
Необходимо помнить о том, что мы имеем дело с внутренними процессами человека, которые не всегда могут быть объяснены и проинтерпретированы.
Символизм ландшафта песочной картины
Символизм ландшафта отражает рельеф внутреннего мира человека. Каков он? Плоский, холмистый, горный, лесной, водный? Многоплановый или однообразный? Ландшафт отражает динамику внутренних процессов.
Иногда у детей, подростков и некоторых взрослых можно увидеть отсутствие ландшафта или его условное обозначение. Например, озеро или река выглядят как небольшое углубление в песке. До голубого дна песочницы еще очень далеко, но автор картины определяет эту ямку как полноценный водоем. Так может проявляться недостаточная осознанность внутренних процессов. Для детей это естественно, они находятся только в самом начале пути самопознания. Часто плоскую песочную картину можно встретить у совсем маленьких детей.
Занятие 1.
Тема: «Знакомство с песком»
Цель: установление контакта, ритуал входа, снятие психоэмоционального напряжения, ритуал выхода.
Ритуал входа:Чтобы попасть в песочную страну, нужно подойти к песочнице, вытянуть ручки над песочницей ладошками вниз, закрыть глаза и произнести заклинание:
В ладошки наши посмотри,В них доброту, любовь найди,Чтобы злодеев побеждать,Мало просто много знать.Надо быть активным,Смелым, добрым сильным.А еще желательноДелать все внимательно!
Игра «Ладошки»
На ровной поверхности песка взрослый и ребенок делают по очереди отпечатки кистей рук, внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Психолог: Мне приятно, я чувствую прохладу (или тепло) песка. А ты?Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую песок. А ты?Давай «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представь, что это проехала машина или проползла змея.-поставь ладонь ребром и выполни те же движения,-пройдись ладошками по проложенным трассам, представив, что это мы путешествуем,-сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой, а потом одновременно.-а теперь нарисуем солнышко из отпечатков наших рук.-а теперь нарисуй на песке свое настроение.
Рефлексия:Мы узнали с тобой много нового, начали знакомство в волшебной страной, узнали какой песок на ощупь. У меня сейчас очень хорошее настроение, я узнала много нового. А что нового узнал ты?
Ритуал выхода:Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»
Занятие 2
Тема: «Мир, в котором я живу»
Цель: диагностика страха, переживание безопасности за счет создания условности ситуации, снятие психоэмоционального напряжения.
Используем ритуал входа, как в первом занятии.Психолог: Сегодня мы познакомимся с фигурками, которые живут в нашей волшебной песочнице и расскажем и покажем нашей волшебной песочнице свой мир, тот, в котором мы живем. Какой он твой мир? Кто в нем есть?
Демонстрируем игрушечные фигурки ребенку, даем возможность ему перебирать, рассмотреть каждую. Далее даем задание построить в песочнице свой мир, таким, каким он чувствуется ребенку, брать и использовать любые фигурки для этого, камушки, материал, растения. Расставить все так, как ему захочется.По окончании попросить ребенка сказать вслух: «готово».
Психолог: ты построил в песочнице целую картину! Как же ты ее назовешь? Что здесь изображено? Кто эти фигурки? Что они делают? Где ты в этой картине? (если ребенок смог обозначить себя, спрашиваем, что ты делаешь?). Пытаемся установить взаимосвязь между героями картины. Обращаем внимание на расположение фигурок. Особенно на расположение фигурки самого ребенка. Кто находится рядом, где находится фигурка. Спрашиваем обязательно, какое настроение создает вся картина в целом. Что чувствует ребенок, глядя на свою картину. Если ребенку не очень комфортно, предлагаем изменить картину так, чтобы ему стало комфортно в ней. Обращаем внимание на сделанные изменения. Если в картине ребенка происходит конфликтная ситуация, какие-то бои или напряженная атмосфера и нет ресурсного участка в картине, предлагаем ребенку привнести ресурсный элемент: «Что же может помочь нашей картине? Может быть найдется добрый помощник?»В контексте сказкотерапии находить ресурсное содержание легче, так как сам образ сказочной страны является ресурсным. В сказке можно все.
Рефлексия:Сегодня мы с тобой узнали много нового о твоем мире, почувствовали твой мир, нашли доброго помощника. Мне очень понравилось наше занятие и у меня хорошее настроение. А что чувствуешь ты?
Ритуал выхода:Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»
Занятие 3
Тема: «Школа, в которой я учусь»
Цель: диагностика тревожности, переживание безопасности за счет создания условности ситуации, снятие психоэмоционального напряжения.
Используем ритуал входа.
Психолог: Сегодня мы будем в нашей песочнице создавать картину школы, в которой ты учишься. Используй любые фигурки, которые тебе нравятся.
По окончании работы анализируем картину также, как мы это делали в занятии 2 на примере картины мира ребенка. Не забываем найти доброго помощника и исправить картину, если там присутствуют напряженные элементы.
Рефлексия:Сегодня мы снова тобой узнали много нового о твоем школьном мире, почувствовали его, нашли доброго помощника. Мне очень понравилось наше занятие и у меня хорошее настроение. А что чувствуешь ты?
Ритуал выхода:Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»
Занятие 4
Тема: «Моя сказка»
Цель: переживание безопасности за счет создания условности ситуации, снятие психоэмоционального напряжения, сформировать ощущение силы и превосходства над предметом страха.
Ритуал входа.
Психолог: Сегодня мы отправимся в гости в сказку. Где-то далеко-далеко за морем океаном, в тридевятом царстве, в тридевятом государстве живет себе, поживает Песочная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с нами познакомиться. Но чтобы попасть в сказку, надо очень сильно верить в чудеса и еще произнести волшебное заклинание:
Песочная фея нам помоги,В страну песочную перенеси,В ладоши мы хлопнемРаз, два, три,Сердце свое для добра распахни!
Вот мы и очутились в сказочной стране. Психолог берет куклу – Песочную фею и говорит: посмотри, фея очень грустная…Давай я спрошу у феи, что случилось? Психолог делает вид, будто фея ему что-то говорит на ухо…
Психолог: фея рассказала мне, что во Вселенной была песочная страна с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами. Жители этой страны были очень счастливы, потому-то им никто ничего не запрещал. Они могли есть конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами, цветами, дружить с гномами, петь и танцевать. Но однажды злой волшебник уничтожил все в песочной стране. И стала песочная страна темной и безжизненной.А мы с тобой готовы помочь фее вернуть красоту в ее страну? Давай потрогаем песок, почувствуем, как ему грустно, как здесь одиноко. А давай попробуем развеселить песок? Пощекочем его, побегаем по нему пальчиками. Ты чувствуешь, что песок улыбается? Что ему стало веселее? Мы молодцы. Мы смогли развеселить песок.
Злой волшебник заточил всех жителей песочной страны в темницу. Там им темно, холодно и одиноко. Давай поможем им выбраться. (Дети берут крупные кисти для рисования от №7 и выше и начинают раскапывать фигурки, спрятанные в песке, смахивать кисточкой с них песчинки. Мы спасли жителей песочной страны. Но посмотри, все вокруг разрушено, нас предстоит все создать сначала. Но посмотри на песок. Какой он?
-сухой…А из такого песка можно что-нибудь построить?-нет…Значит нам нужно оживить песок. А что нужно всему живому? Правильно, вода!Берем лейку или пульверизатор и смачиваем песок. Вот теперь мы добавили волшебные капли воды в песок.Но злого волшебника мы пока так и не победили. Давай сделаем из влажного песка шар и нарисуем на нем злого волшебника. А какой он волшебник? (злой, не любит детей, не любит людей, не любит смех, радость).Шар, который мы слепили – шар-злюка. Мы сейчас его разрушим и прогоним злого волшебника, не забывая сказать волшебные слова «прогоняем злость, приглашаем радость». Кулачками, ладонями разрушаем песочный шар.Теперь выравниваем песок. Кладем руки на песок и прислушиваемся к своим ощущениям. Больше нет никакого злого волшебника. Больше нет зла. Все мирно, радостно. Просим ребенка построить добрый мир, где всем хорошо. Обязательно сажаем растения.Песочная страна ожила! А нам пора возвращаться.
Рефлексия
Сегодня мы познакомились с волшебной страной, спасли жителей Песочной страны, оживили саму страну. Узнали какой бывает песок. Мы совершили сегодня много хороших поступков. У меня радостное настроение. Я рада помочь жителям песочной страны. А ты? Что чувствуешь ты?
Ритуал выхода:Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»
Занятие 5
Тема: «Моя семья»
Цель: переживание безопасности за счет создания условности ситуации, снятие психоэмоционального напряжения.
Ритуал входа.
Психолог: сегодня в нашей волшебной песочнице мы построим мир для твоей семьи. Рассели всех, кого тебе захочется. Используй различные фигурки и постройки. Как бы ты хотел, чтобы располагались фигурки. Подумай, почувствуй и начинай!
Анализируем песочную картину также, как и на предыдущих занятиях, узнаем название картины, обращаем внимание на расположение всех фигур, уделяя особое внимание фигуре ребенка. Обнаружив напряженные элементы в картине, предлагаем ребенку изменить сюжет, часть картины или добавить ресурсный персонаж. Добиваемся позитивного изменения картины и получения положительных эмоций ребенком.
Рефлексия
Сегодня мы с тобой узнали много нового о мире твоей семьи, почувствовали этот мир, нашли доброго помощника. Мне очень понравилось наше занятие и у меня хорошее настроение. А что чувствуешь ты?
Ритуал выхода:Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»
Занятие 6
Тема: «Мои страхи»
Цель: переживание безопасности за счет создания условности ситуации, снятие психоэмоционального напряжения.
Ритуал входа.
Психолог: Сегодня в нашей волшебной песочнице мы будем заниматься волшебным превращением. Сначала построй страшную картину, покажи то, от чего тебе было бы страшно, то, что тебя пугает. Все-все неприятное, что ты чувствуешь, мы сейчас достанем и выложим в нашей песочнице. Выкладываем…А так как наша песочница волшебная, то все страшное сейчас растворится и превратится в нестрашное. Все злое превратится в доброе. Но для этого песочнице нужна твоя помощь. Найди и поставь в песочницу фигурку волшебного помощника (ресурсный персонаж). А теперь изменяй все вместе с волшебником.
Расспрашиваем о названии картины в первоначальном варианте и после произошедших изменений. Обращаем внимание, чтобы все отрицательные элементы изменились. Просим ребенка проговорить, что он чувствует. Насколько хорошо ему после изменений.
Рефлексия
Сегодня мы с тобой узнали, что все злое, страшное можно изменить на хорошее и доброе. Мы научились менять зло на добро и нам помогал добрый волшебник. Он все время был рядом. Мне понравилось наше занятие и у меня радостно внутри. А что чувствуешь ты?
Ритуал выхода:Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»
Занятие 7
Тема: «Идеальный мир»
Используем ритуал входа.
Психолог: Сегодня мы в нашей волшебной песочнице будем строить идеальный мир. Мир, в котором все хорошо, легко, там только добро. Какой этот идеальный мир? Покажи его песочнице.
Также узнаем название картины. Обращаем внимание на расположение фигур. На присвоенное значение элементам. Скорее всего в этой картине ребенок отразит желаемое, то, чего бы хотелось достичь. То, чего сейчас ему не хватает. По окончании обязательно интересуемся, все так, как он хотел или, добавим еще что-нибудь.
Рефлексия
Сегодня мы строили идеальный, добрый мир. Мы радовались за нашу картину, за персонажей, живущих там. Мы видели добро и красоту. Мне очень понравилось наше занятие и у меня хорошее настроение. А у тебя?
Ритуал выхода:Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»
Занятие 8
Тема: «Острова» (групповое занятие)
Цель: умение взаимодействовать в группе, самовыражение, умение налаживать контакт.
В маленькой песочнице 50х70 см вполне могут разместиться 5-6 участников занятия. Дается задание построить свой мир. Но не просто построить, а выполнить при этом несколько условий. Участники не должны общаться между собой вербально. Только жесты и взгляды. Каждый должен молча выбрать свою территорию в песочнице. Например, поставить ладошку на песок и подождать пока все участники увидят это. И только после этого отходить за игрушками. Когда все условно договорились о разметке территории, приступать к строительству. При этом, обязательно проговорить ребятам, что во время строительства и после окончания они могут ходить друг к другу в гости. Все. Более эту фразу не обсуждать и не повторять.
По окончании строительства интересуемся названиями миров. Ребята рассказывают, кто живет в их мире, почему он изобразил их именно таким образом. Разговариваем с каждым участником по очереди. Интересуемся, ходил ли он в гости к соседям, к кому именно. Если не ходил, то почему. И одновременно обращаем внимание, насколько ребенок загородил свой мир от посторонних забором или чем-то подобным. Или его мир открыт и доступен. Это отражает возможность самого ребенка быть открытым, контактным. Обращаем внимание, кто из ребят пошел в гости первым. Кто ходил в гости, а кто принимал гостей.
Такое занятие можно проводить несколько раз и отсматривать изменения в динамике.
Рефлексия
Сегодня мы с вами научились общаться без слов, научились чувствовать собеседника и понимать его. Мы построили дружный мир, в котором всем комфортно.
Ритуал выхода:Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»
Использованная литература:
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии» СПб.: «Речь», 2000 – 310 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Игра с песком» - Практикум по песочной терапии. СПб.: «Речь», 2000 – 256 с.
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
Штейнхардт Ленор «Юнгианская песочная психотерапия» Изд-во «Питер» 2001 – 154 с.