Семья как экономическая ячейка общества. Предпринимательство в семье
Муниципальное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная коррекционная общеобразовательная школа № 34 VII вида»
Конспект урока
«Семья как экономическая ячейка общества. Предпринимательство в семье»
8 класс
подготовила
учитель технологии
Семенова Вера Ивановна
Г. Озёрск
2013
Тема: Семья как экономическая ячейка общества. Предпринимательство в семье.
Цель: формирование у обучающихся понятия о месте домашней экономики в обществе.
Задачи:
* ознакомление с понятием семья, её функциями, потребностями, путями их удовлетворения;
*развитие целостных взглядов на семью, её роль в обществе;
*воспитание уважения к членам семьи, ответственность;
*коррекция: развитие аналитико-синтетических процессов.
Ход урока
I.Организация урока.
1.Приветствие.
Слово учителя:
Сегодня на уроке главным нашим правилом будет - «Три нельзя»:
*нельзя ссылаться на то, что «уже всё сказали»;
*нельзя отказываться сообщать своё мнение группе;
*нельзя демонстрировать своё плохое настроение.
2.Раздача дидактического материала.
II. Сообщение темы и задачи урока.
Как много значит в жизни каждого из нас семья. Семья – это наш тыл, наше начало начал, школа трудовых навыков. Благополучие семьи зависит от многих факторов. Немаловажным из них является экономический фактор. Сегодня на уроке вы познакомитесь с основами семейной экономики, ролью семьи в социально-экономическом развитии общества; способах получения доходов в семье, путях повышения её благосостояния.
III.Изучение нового материала.
1.Объяснение с элементами беседы.
Семья – ячейка общества.
IV.Практическая работа: Что такое семья? (Работа методом кейс-стади).
Учащимся предлагается пакет материалов, проработав которые они должны дать ответ на вопрос.
- это группа людей, живущих вместе в одной квартире.
- это группа людей, ведущих совместное хозяйство.
-это группа людей, воспитывающая детей.
-это группа людей, любящих друг друга.
-это группа людей, состоящих в кровном родстве.
-организованная социальная группа, члены которой связаны общностью бытаСЕМЬЯ, основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
Семья – это группа людей, объединённая брачными или родственными отношениями на основе взаимной любви, чувства родства, единство духовных интересов и стремлений, ответственности её членов друг за друга, их взаимной помощи и поддержки.
V. Изучение нового материала (продолжение объяснения).
Тысячами нитей семья связана с обществом, государством. С большим миром планеты и заботами ближайших соседей. Она чутко реагирует на все изменения, происходящие в государстве, а внутрисемейные процессы, в свою очередь, воздействуют на общество..У семьи много функций – воспроизводящая, воспитывающая, стабилизирующая, регулирующая, коммуникативная.
Семья даёт обществу новых членов. Именно в семье мы учимся жить в обществе. Поскольку семья основана на взаимных привязанностях, то от её устойчивости зависит стабильность государства. И в самом понятии «семья» заложено, что её члены активно общаются между собой. Но кроме этих функций семья играет важную экономическую роль, так как в рамках семьи осуществляется удовлетворение потребностей человека. Счастье в семье не в последнюю очередь зависит от экономического уклада семьи, экономической грамотности её членов.
Наука, которая изучает повседневную экономическую жизнь, называется семейной экономикой.
В семейной экономической деятельности нет контролёров. Вы сами и рассчитываете, и совершаете экономические действия.
Чтобы семейная экономика хорошо работала, надо себе представлять расходы семьи и то, как они соотносятся с её доходами.
VI.Практическая работа: определение расходов и доходов семьи. (Технология «Дерево решений»).
Каждый из учащихся делает записи на своём «дереве» (лист бумаги), потом учащиеся меняются листами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Затем это всё озвучивается и обсуждается.
Доходы:Расходы:
Заработная платаПокупка еды
Подсобное хозяйствоОплата за жильё
Дивиденды от ценных бумагПокупка одежды
ПенсияДуховные потребности
Социальные пособияКарманные расходы
Непредвиденные расходы
VII.Изучение нового материала (продолжение).
1.Источник повышения благосостояния семьи.
Фундамент семейного благополучия – заработок. Никто не будет спорить, что фундамент должен быть крепким, поэтому нужно твёрдо усвоить первый закон семейной экономики: следует чётко соизмерять свои потребности с возможностями. Семья должна сводить концы с концами. Правда, это выражение имеет у нас некоторый негативный оттенок. И зря! За ним стоит здравый смысл, который означает не что иное, как соответствие расходов доходам.
И всё-таки жизнь есть жизнь, потребности растут, и перед семьёй то и дело встаёт вопрос: как их удовлетворить? Есть два выхода.
Первый – умерить свои потребности, вести экономный образ жизни.
Второй – поднять уровень своих доходов. Как это сделать? Можно повысить свою квалификацию, работать больше, лучше, качественней… Но стоит иметь в виду: на первых порах доход семьи может уменьшиться, ведь придётся пойти на курсы, поднабраться опыта.
Можно подумать о заочной учёбе, что опять же требует расходов.
Есть ещё один путь – предпринимательская деятельность.
2.Виды предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность – вид деятельности человека, который, владея материальными или культурными ценностями, использует их для производства товаров и услуг с целью получения прибыли. Предпринимательство может быть личным (индивидуальное или частное) или семейным.
Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли.
Что такое прибыль?
Прибылью называется разница между суммой денег от продажи и услуг и затратами на их производство.
Как вы думаете, что необходимо сделать для того, чтобы заняться предпринимательской деятельностью?
*Выбрать вид предпринимательской деятельности.
*Изучить рынок: будет ли спрос на ваш товар или услугу.
*Сделать экономические расчёты для определения экономической целесообразности занятия предпринимательством (составить бизнес-план).
VIII.Практическая работа: источники доходов школьников.
*индивидуальная трудовая деятельность (декоративно-прикладное творчество, ремонт видео и радиоаппаратуры и т.д.);
*коммерческая деятельность (продажа газет и журналов и т.д.);
*оказание услуг (присмотр за ребёнком в отсутствие родителей, помощь пенсионерам и инвалидам и т.д.).
IX. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке вы начали постигать азы семейной экономики. А экономика – наука серьёзная, любительский подход ей противопоказан, на уговоры она не поддаётся. Она служит тому, кто уважает её законы, не ленится следовать им. И если вы желаете благополучия в своей семье, то наводите порядок в домашней и в своей личной экономике. А для этого необходимо уметь планировать, вести учёт доходов и расходов, искать пути получения дополнительных доходов. Не ленитесь, и у вас будет меньше проблем в семейной жизни.
Список литературы:
1.Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: «Вентана-Граф».2008.
2.Н.Б.Голондарёва. Технология. 8 класс. Поурочные планы . г.Волгоград: «Учитель-АСТ». 2003.