Конспект коррекционно – развивающего занятия по мотивам сказки «Колобок» для детей с ОВЗ
Конспект коррекционно – развивающего занятия по мотивам сказки «Колобок» для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подготовила Кораблёва Л. В., воспитатель Детского дома – интерната при ОБСУСО «Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения»
Цель: обогащение социального и эмоционального опыта детей 8 – 13лет с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1.Развивающие – формирование элементарных социальных навыков и умений ( учить здороваться, прощаться, знакомиться, приглашать к сотрудничеству, разрешать конфликтные ситуации), формирование интереса к сказке, к театрально-игровой деятельности, понимания различных эмоциональных состояний, развивать конструктивный праксис, учить детей согласовывать движения с содержанием музыкальных произведений.
2.Коррекционные – создание позитивного эмоционального настроя у детей, стимуляция активной речи, расширение пассивного словаря детей, развитие слухового, зрительного восприятия, формирование у детей двигательных умений и навыков.
3.Воспитательные - формирование умения действовать согласованно, развивать эмпатию и интерес к партнерам по общению.
Предварительная работа: драматизация сказки «Колобок» с помощью различных видов театра (мягкой игрушки, картинок, бибабо, пластилинового), дидактические игры «Узнай по части тела», «Узнай по контуру», беседа по содержанию сказки, рассказывание сказки с помощью рисунка, чтение и заучивание стихов о зайце, медведе, волке, лисе.
Структура занятия:
- Приветствие.
- Игра «Назови ласково»
- Моделирование игровой ситуации по сказке.
- Подвижные игровые упражнения.
Идём по дорожке
С кочки на кочку
- Этюд «Встреча с зайчиком».
- Хороводная игра «Заинька».
- Этюд «Встреча с волком».
- Аппликация из готовых геометрических форм «Дом для волка».
- Этюд «Встреча с медведем».
- Чтение стихотворения А. Барто «Медведь».
- Этюд «Встреча с лисой».
- Подвижная игра «Догони Колобка».
- Рефлексия.
Материалы и оборудование: игрушка «Колобок», куклы бибабо заяц, волк, медведь, лиса, декорации «лес», мягкие модули, дорожка из линолеума, кочки из картона, заготовки для аппликации «Дом для волка», клей, кисточки, аудиозаписи («Песенка колобка», «Звуки леса», «Кваканье лягушек», «Рычанье медведя», хороводная игра «Заинька»), фигурки деда и бабы, домик из настольного плоскостного театра.
Содержание:
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Приветствие:
Здравствуйте, здравствуйте,
Здравствуйте, здравствуйте,
Вот и собрался наш круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ваня дай руку Леше,
А Леша дай руку Олегу ( называется имя каждого ребёнка по кругу)
Вот и собрался наш круг
Мы по кругу пойдём.
Хоровод заведём.(ходьба по кругу)
Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
«Пусть будет мир прекрасным!»
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: А теперь сядем за стол. Настроение у нас после приветствия хорошее , радостное, хочется сказать что – нибудь приятное. А знаете вы как можно друг друга называть ласково?
Давайте попробуем. Как ласково, с любовью назвать Алёшу? – Алёшенька. Называется ласкательное имя каждого ребёнка.
Моделирование игровой ситуации по сказке.
Воспитатель: У нас сегодня гость из сказки (выставляет игрушку «Колобок» ). Давайте поздороваемся с ним и познакомимся. Дети называют свои имена.
Давайте вспомним сказку про колобка ( Рассказывает начало сказки, используя фигурки из настольного театра.).
Жили-были старик со старухой. Вот однажды старик говорит:
- Испеки-ка мне, старуха, колобок, что-то есть очень хочется.
- А из чего испечь, муки-то нету?
- А ты по амбару поскреби, по сусеку помети, глядишь, и наскребешь муки на колобок.
Пошла старуха, по амбару поскребла, по сусеку помела и наскребла немного муки.
Замесила тесто на сметане, состряпала колобок, пожарила его на масле и на окошко студить положила.
Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке.
Катился колобок по лесу, катился, пел свою песенку. Звучит аудиозапись песенки колобка (1 куплет) .
Я жил в деревне с бабушкойИ с дедушкою жилИграл с блинами в ладушки,С оладьями дружилНо вскоре надоело мнеВ родной печи сидетьИ покатился смело яИ начал песню петьПрипев: Я от дедушки ушелОчень хорошоЯ от бабушки ушелОчень хорошоЭто очень-очень-оченьЭто очень-очень-оченьОчень-очень-очень хорошо!
Воспитатель: Катился, катился колобок и заблудился. А в лесу страшно, разные звери ходят. Вот и прикатился колобок к нам и просит помочь ему найти дорогу домой. Поможем ему? Ответы детей.
Подвижное игровое упражнение «Идём по дорожке».
Воспитатель: К лесу ведёт узкая дорожка, Мы возьмёмся крепко за руки и пойдём друг за другом. Я с колобком впереди, а вы за мной. ( По извилистой дорожке из линолеума дети идут за воспитателем, высоко поднимая ноги).
Мы шагаем, мы шагаем!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямы и пенёчки.
Раз, два, три – вот болотце: посмотри!
Подвижное игровое упражнение «С кочки на кочку».
Воспитатель: Чтобы болотце перейти, нам придётся прыгать по кочкам. Готовы?
Дети по одному прыгают по кочкам через воображаемое болото. Звучит аудиозапись «Кваканье лягушек»
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Звучит аудиозапись «Звуки леса» . Посидим, отдохнём, птичек послушаем, журчание ручейка. Дети садятся на круглые модули (пеньки).
Этюд «Встреча с зайцем».
Появляется заяц (кукла бибабо).
Воспитатель: (от имени зайца): Здравствуйте, дети. Я – заяц. А вы куда идёте?
Дети здороваются с зайчиком.
Воспитатель: Мы помогаем колобку найти дорогу домой, к дедушке, к бабушке. Пропусти нас , пожалуйста.
Воспитатель: (от имени зайца): Нет, поиграйте со мной сначала. Мне тут грустно одному.
Зайчик маленький в лесуОчень всех боится:И хитрющую лису,И любую птицу.Он от страха так дрожит,Что кусты шатаются.Очень сложно зайке жить,Так он всех пугается!
Воспитатель: Сейчас мы тебя развеселим. Правда, дети? Приглашайте зайку с нами в хоровод. Дети жестами и словами приглашают зайчика в хоровод.
Хороводная музыкальная игра «Заинька».
Звучит аудиозапись игры. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Заинька, выходи, серенький, выходи.
Вот так, эдак выходи.- 2 раза.
Заинька, повернись, серенький, повернись,
Вот так, эдак повернись – 2 раза.
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.
Вот так, эдак топни ножкой -2 раза.
Заинька, попляши, серенький, попляши.
Вот так, эдак попляши -2 раза.
Воспитатель: (от имени зайца): Спасибо вам, ребята, развеселили вы меня. До свидания, всего вам хорошего. Дети словами и жестами прощаются с зайчиком и идут дальше.
Воспитатель: Вот как мы пешком
По тропинке леском
То идём шажком,
То бежим гуськом!
Этюд «Встреча с волком».
Воспитатель ( от имени колобка): Ой, ой боюсь! Там какой – то страшный зверь за деревом прячется.
Воспитатель: Посмотрим, дети, кто же там.
Из –за дерева появляется волк (кукла бибабо):
Воспитатель ( от имени волка):
На собаку я похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Я бегу, оскалив пасть.
И на всех готов напасть.
Воспитатель: Кто же это, ребята? Ответы детей.
Воспитатель: Здравствуй, волк. Почему волк ты такой злой? Наши дети – добрые, они помогают колобку найти дорогу домой. Пропусти нас, пожалуйста.
Воспитатель ( от имени волка): А злой я потому, что нет у меня дома. Белка на дереве в дупле живёт, зайчик под кустом, медведь – в берлоге, лиса – в норе. Один я бездомный по лесу бегаю.
Воспитатель: Это не беда. Мы тебе поможем. Правда, ребята? Смастерим волку дом?
Ответы детей.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Давайте покажем волку, какой дом мы для него сделаем.
Дети повторяют движения за воспитателем.
Мы построим волку дом – Вот такой ширины ( разводят руки в стороны );
Мы построим волку дом – вот такой вышины ( поднимают руки вверх);
С маленьким окошком – ( соединяют, округляя ладони) ;
С крышей наверху( соединяют руки наверху)
Аппликация из готовых геометрических форм «Дом для волка».
Воспитатель: Ребята, перед вами на столе лежат квадраты, из которых мы сделаем стены для дома и окно. А из чего мы сделаем крышу для дома? Правильно, из этого большого треугольника. Мы с вами будем работать как настоящие строители. Я с колобком буду наносить клей на квадраты, а вы аккуратно, красиво будете приклеивать их друг к другу. Кто хочет сделать крышу? (Один из детей приклеивает крышу.) Что ещё нужно сделать в доме? Да, конечно, окно. (Дети выполняют работу).
Воспитатель: Вот какой чудесный дом получился! Нравится тебе, волк, наш дом?
Воспитатель: ( от имени волка): Очень нравится! Большое вам спасибо. Вот теперь и у меня есть дом. До свидания. Всего вам доброго.
Дети словами или жестами прощаются с волком.
Этюд «Встреча с медведем».
Воспитатель: Ребята, возьмитесь за руки. Мы идём рядком, по тропинке гуськом.
Тихо, тихо, дети. Слышите кто- то рычит…(Аудиозапись «Рычанье медведя).
Появляется медведь (кукла бибабо).
Воспитатель (от имени медведя): Это я- медведь. Здравствуйте, дети. Что вы в лесу делаете?
Воспитатель: Мы помогаем колобку найти дорогу домой. Пропусти нас, пожалуйста.
Воспитатель (от имени медведя): Пропущу, если расскажете про меня стихотворение.
Один из детей рассказывает стихотворение:
«По завалам, по оврагам
Ходит он хозяйским шагом.
Любит мишка сладкий мёд
Да малину с веток рвёт».
Воспитатель: Покажите, дети, как ходит мишка хозяйским шагом. Дети ходят, подражая медведю.
Воспитатель (от имени медведя): Порадовали вы меня, приятно о себе стихи послушать. Спасибо. До свидания. Всего вам хорошего.
Этюд «Встреча с лисой».
Появляется лиса (кукла бибабо).
Воспитатель ( от имени лисы): Здравствуйте, ребята. Я - лиса – краса. Хитрая плутовка, рыжая головка. А вы ребята - котята? Дети отвечают словами или жестами. Вы ребята – мышата? Дети отвечают словами или жестами. Вы ребята – зайчата? Дети отвечают словами или жестами. Кто же вы? Как вас зовут?
Дети называют свои имена.
Воспитатель: Не задерживай нас лиса. Мы помогаем колобку найти дорогу домой.
Воспитатель ( от имени лисы): Колобка я давно поджидаю, съесть его хочу.
Воспитатель: Хоть ты лиса хитрая и ловкая, но наши дети ловчее тебя. Попробуй догони его.
Подвижная игра «Догони Колобка».
Дети передают колобка друг другу – лиса пытается его поймать.
Воспитатель ( от имени лисы): Ох, устала я. Очень вы быстрые да ловкие. Пойду я лучше отдохну. До свидания, идите своей дорогой.
Дети прощаются с лисой.
Воспитатель: По дорожке мы идём, громко песенку поём. Ля – ля, ля – ля, ля – ля, ля – ля. А вот и дом, в котором живут дед и баба. Они уже встречают колобка, очень ему обрадовались. Как мы назовём ласково деда? Правильно – дедушка. А бабу? Правильно – бабушка.
Бабушка и дедушка очень рады, что колобок вернулся домой. И говорят вам большое спасибо. А мы скажем им до свидания и пойдём домой.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вы меня сегодня очень порадовали. Вы добрые и умелые. Кому мы с вами сегодня помогли? Кого мы встретили в лесу сначала? Кого мы встретили потом? Что мы сделали для волка?