Методические указания к выполнению практических работ по Дизайну мебели и интерьера
методические указания
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СТУДИЙНЫХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине «Дизайн мебели и интерьера»
для специальности «Дизайн».
Рудный 2013
Методические указания включают семь студийных занятий. Указания составлены в соответствии с программой курса «Дизайн мебели и интерьера». Студийные занятия способствуют усвоению и закреплению теоретического материала по соответствующим разделам курса.
Методические указания предназначены для студентов специальности «Дизайн».
Рис. 9, список лит. 14 назв.
Для внутри вузовского использования
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Студийное занятие № 1 Выполнение серии эскизов мебели для сидения и лежания по заданным историческим эпохам 5
2 Студийное занятие № 2 Составление самотографической модели мебели для офиса 8
3 Студийное занятие № 3 Конструирование мебели для детской комнаты 11
4 Студийное занятие № 4 Разработка серии панно для интерьера в технике батик 15
5 Студийное занятие № 5 Освещение при проектировании танцевальной зоны 19
6 Студийное занятие № 6 Выполнить интерьер заданной комнаты в этническом стиле 22
7 Студийное занятие № 7 Выполнить интерьер заданной комнаты в стиле будущего 25
Список литературы 29
Приложение А Форма титульного листа для студийных работ 30
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Дизайн мебели и интерьера» изучается студентами специальности «Дизайн». По учебному плану курс рассчитан на 135 часов, 30 из которых отводится на студийные занятия.
Цель изучения дисциплины «Дизайн мебели и интерьера» - является обучение студентов ведению деятельности по оформлению интерьера, изучение видов и стилей мебели, методам проектирования объектов мебельного производства, с учетом эргодизайна и комплекса формообразующих элементов. Разработка элементов мебели с выполнением всех проекции. Задачей является освоение студентами творческих способностей, овладение необходимыми знаниями и умениями самостоятельно делать зарисовки отдельных элементов интерьера, определять основные этапы работ декоративному и мебельному оформлению интерьера. Умения вести работу по зонированию помещения с соблюдением композиционного решения пространства, подбирать цвет, освещение и выполнять декорирование в помещении, выполнять подбор и расчет материалов, используемых в мебельном оформлении интерьера.
В результате студийного изучения курса «Дизайн мебели и интерьера» будущий специалист должен уметь: последовательно вести предпроектную работу по декораторскому, текстильному оформлению помещений, по планировке и обустройству помещений, выполнять подборку мебели для интерьера. Иметь навыки: графических приемов передачи проекта; использования научной и технической информации с целью обоснования, разъяснения и защиты новых идей, собственных проектов.
Студийные задания оформляются в соответствии с методическими указаниями. Они состоят из титульного листа и текстовой части.
Листы текстовой части рамками не обводят (исключение составляют спецификации, относящиеся к конструкторским документам).
Студийные задания оформляются на листах формата А4. Пояснительная записка оформляется в рукописном виде или набираются на компьютере с соблюдением полей на каждой странице: слева, сверху, снизу листа – 25 мм и справа - 15 мм, шрифт текста Times New Roman, размер – 14, межстрочный интервал одинарный. Абзацный отступ 1,25мм. Страницы текста нумеруются в верхнем правом углу. В конце работы приводится список использованной литературы. На титульном листе указать название дисциплины, фамилию, инициалы, специальность, шифр (приложение А).
Перед выполнением необходимо повторить теоретический материал, соответствующий данной работе, и получить допуск к выполнению.
Полученные результаты оформляются и обрабатываются в соответствии с требованиями каждой конкретной работы. В конце работы необходимо произвести анализ полученных результатов и сделать вывод. Защита проводится на 2-м часе студийных занятий.
1 СТУДИЙНОЕ ЗАНЯТИЕ №1. ВЫПОЛНЕНИЕ СЕРИИ ЭСКИЗОВ МЕБЕЛИ ДЛЯ СИДЕНИЯ И ЛЕЖАНИЯ ПО ЗАДАННЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ ЭПОХАМ
Цель студийного занятия: изучение стилей мебели, совершенствование знаний и навыков рисования отдельных групп мебели, развитие объемно пространственного мышления, закрепление и углубление знаний по практическому применению законов перспективы и светотени.
Задание: выполнить серию эскизов мебели с конструктивными характеристиками для сидения и лежания по заданным историческим эпохам.
Порядок выполнения задания:
1.1 Этапы выполнения задания
Для выполнения студийного задания необходимо повторить пройденный лекционный материал по теме. Далее выполнение студийного задания производится согласно пунктам методического указания.
1) Изучить общую характеристику формообразования мебели в разные эпохи. Обобщить конструктивно-технологическую часть, найти различия и сходство по основным показателям формообразования мебели для сидения и лежания, а также использование материалов и фурнитуры при изготовлении мебели.
2) Выполнить серию эскизов мебели для лежания и сидения по разным историческим эпохам (бумага, карандаш, авторучка, фломастер, цветные карандаши). Выполнить несколько эскизов мебели по 4 варианта романского стиля, готического стиля, стиля рококо, стиля ампир, мебели стиля модерн... Для студийной работы необходимо исследовать не менее 5 стилей
3) Утверждение цветового решения групп мебели и его взаимосвязи с данной эпохой.
Провести анализ использования элементов резного декора в работах народного зодчества.
Провести презентацию данного задания.
1.2 Общие сведения формообразования мебели в разные эпохи.
Тенденции при всех специфических различиях их проявления в разные периоды развития тех или иных стилевых направлений в дизайне мебели в целом можно охарактеризовать как попеременное воплощение в стилеобразовании разных групп и видов мебели эстетических ценностных идеалов декоративизма и функционализма: стремления выразить художественно-образными средствами социально-культурный смысл этих вещей (их наборов, гарнитуров) или подчеркнуть их утилитарно-техническое начало, выявить красоту их целесообразности без привлечения специальных средств и приемов украшения, орнаментации, декора.
Под стилем мебели понимается устойчивая, исторически сложившаяся система средств и приемов художественной выразительности в архитектуре, искусстве и оформлении предметов быта. Стиль охватывает крупные этапы развития общества характерными чертами художественной культуры, отражающими специфические социально-экономические условия жизни, традиции народа в данной исторический период. Стиль каждого периода развития общества имеет ряд особенностей. В стиле как исторической категории проявляется связь и взаимообусловленность содержания и формы предмета. Особенности стиля ярко проявляются в форме, пропорциях внешнем украшении и отделке мебели (рисунок 1.1). Мебель, несогласующаяся с особенностями стиля не пользуется спросом. Форма и оформление мебели воплощают стили архитектуры, но только в малых формах.
Рисунок 1.1 – Пример эскизов мебели для сидения и лежания в разных исторических стилях
Стили в мебели, как и в архитектуре, претерпели большие изменения. Возникновение нового стиля обусловлено изменением социально-экономических условий, уровня культуры и техники. Мебель различного стиля: романского, готического, ренессанс, барокко, рококо, ампир, бидермейер.
Мебель романского стиля (ХI-ХII вв.) тяжелая, прочная, сводчатой формы, с плоскорельефной глубокой резьбой. Изготовляли её из дуба и ели, упрочняли тяжёлыми накладками из кованого металла. В основном это были стулья, табуретки, лавки, кровати и сундуки.
Мебель готического стиля (конец ХIV в – начало ХVв.) Эпохи средневековья характеризуется стройностью и стрельчатостью форм. Изготовляли её из брусков и оковывали металлом, украшали резьбой с позолотой. У стульев и кресел, предназначенных для знати, были высокие спинки, украшенные резьбой, часто растительным орнаментом
Для мебели эпохи Возрождения (ренессанс ХVI – ХVII вв.) характерны строгие пропорции, украшения объемной резьбой, подкрашевание древесины. Основной материал – древесина тополя, вяза, каштана, светлого ореха. Появляются изделия сложной конструкции – шкафы, столы, сундуки, лавки, буфеты и др.В мебели стиля барокко(вторая половина ХVI в.) получила дальнейшее развитие фора мебели стиля ренессанс.Но мебелб барокко отличалась обилием украшений, резьбой, витыми колонками, скуптурой, жипописьюи позолотой. В этот периодначали изготовлять письменные столы с ящиками , двухстворчатые шкафы. Для мебели использовали древесину ореха и черного дерева
Для мебели стиля рококо(ХVIII в.) характерны отсутствие симметрии, плавные линии и большое количество украшений в виде раковин, цветов, пальм, скрывающих натуральную древесинную. Отделывали ее лакированием с покрытием позолотой и бронзой. Началось изготовление изделий, обитых тканью.
Мебель эпохи Людовика ХVI (конец ХVII в.) характеризуется соответствием конструкции назначению, применением вместо резьбы инкрустации из древесины ценных пород и росписи.
Стиль ампир (начало ХIХ в.) был возвратом к античной римской архитектуре с характерными для нее колоннами, пилястрами, карнизами, фризами. Мебель украшали бронзовыми накладками, опорные части выполняли в виде сфинксов, львиных лап.
Мебель стиля модерн (конец ХIХ в - начало ХХ в.) отличается асимметричностью, изгибами, широким применением растительного орнамента, а также женских масок с распущенными волосами. Изготавливали гнутую мебель из бука и салонные гарнитуры.
Контрольные вопросы:
В какой последовательности следует подходить к выбору художественного материала при изображении групп мебели?
Назовите отличительные черты формообразования групп мебели романского стиля?
Назовите отличительные черты формообразования групп мебели готического стиля?
Назовите отличительные черты формообразования групп мебели стиля ампир?
Назовите отличительные черты формообразования групп мебели стиля модерн?
2 СТУДИЙНОЕ ЗАНЯТИЕ №2. СОСТАВЛЕНИЕ
САМОТОГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МЕБЕЛИ ДЛЯ ОФИСА
Цель студийного занятия: развитие навыков творческого поиска, анализа и мышления, необходимых для профессиональной деятельности.
Задание: выполнить конструктивную модель мебели для офиса, грамотно выполнить чертежи элементов крепления мебели.
Порядок выполнения задания:
1) Провести анализ рынка мебельной продукции мебели для офиса, рассмотреть аналоги.
2) Изучить специальную литературу, раскрывающую принципы пространственной организации интерьера, рассмотреть разные варианты по зонированию интерьера.
3) Выполнить эскизы предполагаемой группы мебели для офиса, при этом необходимо учесть функциональность и эргономичность, способность мебели к модификациям, цветовые характеристики пространственно-композиционные характеристики мебели (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Пример эскизов предполагаемой группы мебели для офиса
4) Выполнить три эскизно-поисковых рисунка мебели с частичным включением интерьера (бумага, карандаш, авторучка, фломастер, цветные карандаши).
5) Утверждение цветового решения групп мебели и его взаимосвязи с интерьером.
6) Выбрать наиболее интересное композиционное и смысловое решение из ранее сделанных зарисовок и выполнить светотоновой рисунок, используя изученные принципы и приемы построения.
Свето-теневая моделировка мебели с включением интерьера должна выполняться только после конструктивного построения элементов интерьера легкими линиями и его проверки. После чего следует продумать светотональные отношения и градации всего изображения, определять силу света наиболее освещенного участка и силу тона наиболее затемненного. Это необходимо для того, чтобы уточнить диапазон светотональных отношений всего рисунка, который в свою очередь должен соответствовать тональным возможностям используемого карандаша. Светотональная проработка интерьера первоначально выполняется обобщенно, можно сказать «в массах», легкими штрихами, тон которой должен быть слабее, чем в окончательном рисунке. Предварительная проработка интерьера в тоне поможет проверить диапазон тональных отношений, цельность объемного решения всего пространства интерьера, удаленность планов. Удостоверившись в правильности принятых светотональных отношений всего изображения, следует перейти к проработке элементов интерьера по принципу от светлого к темному. При этом следует учитывать и передавать в графике все тональные отношения изображаемых объемов – свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень.
7) Выполнить демонстрационный рисунок графического образа, раскрывающий идею автора, с прорисовкой мебели имитирующую материал, для чего могут употребляться как карандаш, так и перо, фломастер, кисть, сангина акварель и т.д.
Рисунок 2.2 – Пример выполнения группы мебели для офиса
3D программе
8) Разработать группу элементов мебели с выполнением всех проекций, показом системы их крепления. Выполнить планировку офиса, предоставить разные вариации – 3 шт. Данное задание необходимо выполнить в любой 3D компьютерной программе, с передачей натуральной фактуры материалов (рисунок 2.2).
9) Провести презентацию данного задания.
Контрольные вопросы:
Какие зоны необходимо запланировать при проектировании интерьера для офиса?
Какие цветовые комбинации лучше подходят для проектирования интерьера офиса, обоснуйте?
Являются ли комфортабельность и гигиеничность основными свойствами надежности?
Назовите требования, предъявляемые к офисной мебели?
Какие особенности необходимо учесть при проектировании офисной мебели?
3 СТУДИЙНОЕ ЗАНЯТИЕ № 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕБЕЛИ ДЛЯ ДЕТСКОЙ КОМНАТЫ
Цель студийного занятия: освоение приемов художественного проектирования промышленных изделий на основе идейно-художественного замысла
Задание: сконструировать мебель для детской комнаты
Порядок выполнения задания:
3.1 Этапы выполнения задания
1) Провести анализ рынка мебельной продукции для детской комнаты, рассмотреть аналоги.
2) Изучить специальную литературу, раскрывающую принципы пространственной организации интерьера, рассмотреть разные варианты по зонированию интерьера.
3) Выполнить рисунок предполагаемой группы мебели для пространственно-композиционной организации одного из пространств интерьера.
4) Выполнить три эскизно-поисковых рисунка мебели с частичным включением интерьера (бумага, карандаш, авторучка, фломастер, цветные карандаши).
5) Утверждение цветового решения групп мебели и его взаимосвязи с интерьером.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 3.1 – Пример выполнения эскиза интерьера детской комнаты по определенной смысловой направленности
6) Выбрать наиболее интересное композиционное и смысловое решение из ранее сделанных зарисовок и выполнить светотоновой рисунок, используя изученные принципы и приемы построения.
Свето-теневая моделировка мебели с включением интерьера должна выполняться только после конструктивного построения элементов интерьера легкими линиями и его проверки. После чего следует продумать светотональные отношения и градации всего изображения, определять силу света наиболее освещенного участка и силу тона наиболее затемненного. Это необходимо для того, чтобы уточнить диапазон светотональных отношений всего рисунка, который в свою очередь должен соответствовать тональным возможностям используемого карандаша. Светотональная проработка интерьера первоначально выполняется обобщенно, можно сказать «в массах», легкими штрихами, тон которой должен быть слабее, чем в окончательном рисунке. Предварительная проработка интерьера в тоне поможет проверить диапазон тональных отношений, цельность объемного решения всего пространства интерьера, удаленность планов. Удостоверившись в правильности принятых светотональных отношений всего изображения, следует перейти к проработке элементов интерьера по принципу от светлого к темному. При этом следует учитывать и передавать в графике все тональные отношения изображаемых объемов – свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень.
7) Выполнить демонстрационный рисунок графического образа, раскрывающий идею автора, с прорисовкой мебели имитирующую материал, для чего могут употребляться как карандаш, так и перо, фломастер, кисть, сангина акварель и т.д. (рисунок 3.1)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 3.2 – Пример выполнения группы мебели для детской комнаты 3D программе
8) Разработать группу элементов мебели с выполнением всех проекций, показом системы их крепления. Данное задание необходимо выполнить в любой 3D компьютерной программе, с передачей натуральной фактуры материалов (рисунок 3.2).
9) Провести презентацию данного задания.
3.2 Общие сведения
Вне зависимости от того конструируете вы детскую мебель для мальчика или девочки, для малыша или подростка, обстановку комнаты можно разделить на несколько функциональных групп:
Учебная зона: столы, стулья, шкафы и полки для тетрадей, учебников и книг;
Место для хранения одежды и других вещей;
Зона для занятий спортом и активных игр: шведские стенки, лесенки и специальные комплексы;
Спальное место: колыбель, диванчик или кровать;
Все предметы интерьера должны отвечать нескольким общим требованиям, а также органично сочетаться между собой.
При проектировании необходимо мебели для детской комнаты необходимо подойти с правильной стороны и постараться учесть все нюансы и особенности интерьера:
Функциональность и эргономичность. У ребенка должно быть место для множества разных вещей: красок, фломастеров, карандашей и альбомов, книжек, тетрадок, косметических средств, одежды, белья этот список можно продолжать бесконечно, а сколько у детей игрушек, неизвестно даже им самим. При этом должно оставаться свободное пространство для активных игр и занятий спортом.
Для того чтобы комната не превратилась в склад, а все вещи лежали на своих местах. Например бельевые ящики встроены в кровати, или спальное место расположено на втором ярусе, а внизу находится стол. Такие решения позволяют разместить все необходимые детские вещи даже в маленькой комнате. И если готовые мебельные комплекты вам не подходят, вы может приобрести детскую мебель на заказ, которая будет соответствовать всем вашим пожеланиям.
Способность к модификациям. Для того чтобы не обновлять обстановку каждые пару лет, нужно выбирать мебель, которую можно легко изменить или дополнить. Например, стол и стулья должны быть с регулируемой высотой.
Цвета. Психологи считают, что для детской оптимальными цветами будут оранжевый, розовый, желтый или зеленый. Эти яркие цвета, вызывают позитивные эмоции и отлично подходят для детской мебели.
Безопасность. Мебель должна быть сделана так, чтобы ребенок не мог с ее помощью пораниться: отсутствие острых углов, бьющихся деталей (особенно для маленьких детей), безопасные ручки, а кроватки снабжены ограждениями.
Контрольные вопросы:
Какие зоны необходимо запланировать при проектировании интерьера для детской комнаты?
Какие цветовые комбинации лучше подходят для проектирования интерьера детской комнаты, обоснуйте?
Как спроектировать интерьер чтобы обезопасить ребенка, какие формы лучше всего подходят для этого?
Какие декоративные элементы лучше всего включить в проект, чтобы развитие интеллекта ребенка происходило в полной мере?
Какие особенности необходимо учесть при проектировании детской мебели?
4 СТУДИЙНОЕ ЗАНЯТИЕ № 4. РАЗРАБОТКА СЕРИИ ПАННО ДЛЯ ИНТЕРЬЕРА В ТЕХНИКЕ БАТИК
Цель студийного занятия: ознакомление с технологией изделий ручной росписью – техника холодного и горячего батика.
Задание: ознакомление с технологией отделки текстильных материалов и изделий ручной росписью – техника холодного и горячего батика.
Порядок выполнения задания:
4.1. Этапы выполнения задания
Для выполнения практического задания необходимо повторить пройденный лекционный материал по теме. Далее выполнение производится согласно пунктам методического указания.
Эта композиция позволит вам проявить свою фантазию и, так же как и в свободной росписи, поработать красками, не слишком заботясь о результате. Вам понадобятся те же материалы, что и в предыдущей работе. Выберите цветовую гамму. Определитесь с сюжетом: вам достаточно примерно представлять себе образ и композицию будущего произведения, остальное доверьте краскам и вашей фантазии (рисунок 4.1).
Ручная художественная роспись по ткани, или «батик», довольно популярная сегодня, уходит корнями в глубокую древность. Она была известна с древнейших времен в Японии, Китае, Индонезии и Африке. Украшать росписью ткани умели в Армении, Азербайджане и на Руси. Самой старинной росписи по ткани из древнего китайского захоронения около двух тысяч лет: благодаря минеральным красителям ткань прекрасно сохранилась.
Сегодня и техники, и материалы для батика изменились, как и процесс изготовления расписных картин, но от этого их актуальность ничуть не уменьшилась, впрочем, как и сфера применения этого вида росписи. С помощью батика можно украсить свою одежду, создать эксклюзивные атрибуты для дома или модные аксессуары одежды своими руками. А чем вам не подарок для родных и близких? Наверняка такая красота, созданная своими руками, порадует и приятно удивит ваших родных и близких, даже с самым изысканным вкусом.
Но прежде чем взять в руки кисти и краски, следует позаботиться и об остальных атрибутах, которые вам пригодятся для работы.
4.1.1 Выбор ткани
Чаще всего для росписи используют разные виды шелка, хотя выбор ткани зависит от изделия и его предназначения. С помощью батика можно нанести незамысловатый рисунок даже на футболку из хлопчатобумажной ткани. Для более изысканных и высокохудожественных работ потребуются более благородные ткани: креп-жоржет, натуральный шелк – хаботай, жаккардовый шелк, крепдишин, твия, понже, шифон, дюпон Если вы хотите расписать абажур, постельное белье или шторы – выбирайте более плотную непрозрачную ткань. Для одежды, платков и наволочек подойдет непрозрачный плотный шелк, а для блузок и шарфов – тонкий и прозрачный материал.
4.1.2 Подрамники
Для росписи по ткани потребуется деревянная рама, на которую с помощью канцелярских кнопок, кнопок-гвоздиков или мебельного степлера натягивается ткань. Раму для работы можно подобрать как раздвижную (регулирующуюся по размеру), так и цельную (постоянного размера). Разборная, или раздвижная рама более удобна для работы: она позволяет регулировать нужный размер рамки для каждой работы. Для начинающих можно использовать деревянные круглые пяльцы, которые могут служить декоративной рамкой для работ.
4.1.3 Ткань готовится к работе
Прежде чем приступить к работе, ткань перед росписью следует промыть в содовом растворе (1 ст. ложка соды – на 10 л воды), чтобы смыть с ткани все промышленные добавки. Если под рукой нет соды, можно просто постирать ткань и прогладить – чтобы краска хорошо растекалась и прникала в волокна ткани при нанесении рисунка. Ткань, подготовленная к росписи, закрепляется на раме: сначала по углам, натягивая края, затем – середины противоположных сторон. Дальше – от середины к углам. Ткань на раме должна быть натянута максимально, без провисаний, чтобы результат работы вас не огорчили.
4.1.4 Выбираем инструменты
Своеобразным разграничителем деталей рисунка служит резерв – горючее вещество довольно плотной консистенции (прозрачный или черный). Наносится на ткань он с помощью стеклянной трубочки – прямой (без резервуара) или с шарообразным резервуаром и загнутым концом. Лучше иметь в запасе несколько таких трубочек с разным диаметром отверстий – для нанесе
·ния широких и тонких линий.
Кисти лучше использовать беличьи и колонковые – разных размеров (в зависимости от величины плоскости росписи) и формы (круглые и плоские).
4.1.5 Краски
Для работы по ткани подойдут наборы красителей «Гамма», акриловые краски, краски Marabu – в тубах и баночках, жидкие краски для шелка. Поскольку традиционным набором из 6 цветов при работе над картиной вам не обойтись, потребуется создание дополнительных оттенков, приготовьте палитру, желательно белого цвета. Можно использовать специальную палитру с мерными стаканчиками, хотя для работы вполне подойдет обычное большое фарфоровое блюдо.
4.2 Приступаем к работе: пошаговая инструкция
1) Оборудование места для работы. Желательно, чтобы помещение, в котором собираетесь творить, хорошо проветривалось.
2) Выбор размера, формы, формата и темы работы.
3) Выполнение эскиза на бумаге простым карандашом.
4) Перенесение картинки на ткань.
Для этого лист с рисунком закрепляют булавками с изнаночной стороны ткани. Сквозь прозрачную и полупрозрачную ткань он будет хорошо различим. Если ткань плотная и непрозрачная, можно воспользоваться копировальной бумагой. На ткань рисунок можно наносить графитным (простым) карандашом 2 М – 4 М или фломастером, совпадающим с цветов контура, только очень аккуратно, чтобы жирные линии не выглядывали из-под резервирующего контура.
Оформляем картину в цвете, но не так, чтобы она напоминала раскраску. Чтобы получилось настоящая живописная картина, следует поиграть с цветами и техниками нанесения рисунка. Плавные переходы цветов от светлого к темному, необычные оттенки, интересные орнаменты, оригинальные сюжеты и детали помогут воплотить самые сложные идеи и творческие замыслы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 4.1 – Работы выполненные в технике холодного и горячего батика
4.2.1 Маленькие хитрости
В росписи ткани существует множество дополнительных приемов и хитростей, позволяющих создавать интересные и весьма необычные эффекты. Непредсказуемые разводы и пятна на ткани можно создать с помощью обычной поваренной соли и мочевины. В местах, куда попали гранулы мочевины, появятся светлые пятна с разводами, а там, где оказались крупинки соли, образуются более темные пятна. Красивые эффекты можно создать и с помощью сухих красителей, рассыпанных на влажной поверхности ткани. Для создания эффекта ореола, расплывчатости изображения, можно воспользоваться феном, направив горячую струю воздуха на влажную поверхность ткани. С помощью этих нехитрых секретов можно придать своей работе более сложную и живописную структуру.
4.2.2 Последние штрихи
После завершения работы следует дать вашей картине хорошенько просохнуть. Для закрепления изображения и сохранения цветов можно закрепить их утюгом умеренного температурного режима. Для предосторожности следует положить между рисунком и подошвой утюга лист плотной бумаги или ткани, чтобы нечаянно не испортить свои труды.
Контрольные вопросы:
С помощью чего можно нанести резервный состав?
Каков порядок нанесения красителей. Способы закрепления красителей.
Особенности техники горячего батика.
Каким образом получается на ткани сетка кракле?
Каким образом можно придать жёсткость трафарету?
5 СТУДИЙНОЕ ЗАНЯТИЕ № 5. ОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ЗОНЫ
Цель студийного занятия: обучение студентов инвариантным методам изобразительной работы на различных этапах проектирования объектов промышленного дизайна, с учетом эргодизайна и комплекса формообразующих элементов.
Задание: Разработать освещение танцевальной зоны для ночного клуба.
Порядок выполнения задания:
5.1 Этапы выполнения задания
1) Провести анализ видов осветительных приборов и устройств для танцпола, рассмотреть аналоги.
2) Изучить специальную литературу, раскрывающую принципы пространственной организации, рассмотреть разные варианты по зонированию интерьера.
3) Выполнить три эскизно-поисковых рисунка интерьера танцевального клуба с частичным включением в интерьер мебели (бумага, карандаш, авторучка, фломастер, цветные карандаши).
5) Утверждение цветового решения осветительных приборов и его взаимосвязи с интерьером.
6) Выбрать наиболее интересное композиционное и смысловое решение из ранее сделанных зарисовок и выполнить светотоновой рисунок, используя изученные принципы и приемы построения.
7) Выполнить демонстрационный рисунок графического образа, раскрывающий идею автора, для чего могут употребляться как карандаш, так и перо, фломастер, кисть, сангина акварель и т.д.
9) Провести презентацию данного задания.
5.2 Общие сведения дизайна интерьера ночного клуба
При проектировании любого дизайна интерьера свету придается большое значение, но в данном случае значение освещения трудно переоценить. В процессе работы были исследованы возможности декоративного освещения и световых эффектов. . Прежде чем приступить к разработке интерьерного освещения необходимо разобраться с зонированием будущего клуба, имеется в виду определить где будет сцена, если она необходима, где будет танцевальная зона, как размещены столы или кресла, диваны для посетителей, как будут размещаться декоративные элементы (колонны, ниши, лепнина, перегородки и т.п.) Если клуб состоит из нескольких помещений эта задача решается проще чем при сосредоточении этих зон в одном зале. Важным является детальное изучение карты материалов, без знания их свойств практически невозможно эффективно подсветить те или иные элементы. Конструкционные материалы это вообще отдельная тема, они могут быть; по свойствам поверхности глянцевые, матовые, отражающие, поглощающие; по структуре ячеистые, перфорированные, прозрачные, гофрированные, пористые; по цвету темные, светлые, насыщенные, со смешанными цветами; по составу материала, искусственные, натуральные, композитные. Градацию эту можно продолжать и далее. Но даже этого достаточно чтобы представить как сложно понять реакцию светового излучения на освещаемую поверхность. А от этого зависит, получим ли мы нужный оттенок цвета или необходимую подсветку объекта (рисунок 5.1). Конечно легче всего добиться нужного эффекта экспериментально, но данный подход дорог и кроме того не всегда реализуем.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 5.1 – Освещение танцевального клуба в Барселоне
Наиболее распространен традиционный подход к данной проблеме – это компьютерное моделирование. Однако и тут есть свои подводные камни. Самым большим из них это проблема калибровки и цветокоррекции. Ведь на пути реализации проекта от компьютерной модели до воплощения в материалы проект проходит стадию от экрана компьютера до печати на бумаге. Калибровка принтера довольно сложная задача, суть ее состоит в том, что системы синтеза цвета на мониторе и в принтере различны. Всем компьютерщикам знакома эта проблема соответствия видимой и напечатанной картинки. Но и это еще не все. Каким бы ни был мощным компьютер, на экране мы видим только образ, модель, в которой сложно учесть абсолютно все факторы влияния на освещение помещения.
Для интерьерной подсветки мощность и цвет излучения ламп не так важна, лишь бы они подходили для выполнения дизайнерской задачи. Стоит провести некоторую классификацию интерьерных осветительных средств:
потолочные;
настенные;
напольные;
встраиваемые;
скрытой установки;
декоративные;
защищенные (IP44, IP65 и т.д.);
косвенной подсветки (оптоволоконные);
направленного света;
заливающего света;
синтеза цвета (RGB, CMY) к ним можно отнести и светильники типа colorchangers;
с полным набором динамических функций (смена цвета, поворотные корпуса, смена масок, и т.д., фактически полноценные шоу приборы);
проекционного действия;
пассивного свечения (например с применением флюоресцирующих материалов).
Постепенно стали появляться приборы позволяющие очень эффективно работать с интерьерным освещением, особенно в клубах, где чаще всего применяются эксперименты. Очень интересны и перспективны светодиодные источники (LED) они долговечны и миниатюрны, на них уже сейчас многие фирмы производят системы не только простой, но и динамических систем с RGB. Их цена уже имеет разумный формат. Важным качеством многих из таких приборов это унификация, т.е. возможность модульных сборок под конкретные задачи. Скорее всего за такими системами будущее, так как дешевизна и универсальность, то что надо для воплощения любых идей. Ведь есть еще вопрос управляемости освещением, включение его в общую систему управлением всей аппаратной части объекта. Отдельная и очень серьезная задача. Интерьерное освещение – очень широкая тема, этот обзор только преамбула. Очень сложно рассмотреть в рамках одной статьи все нюансы этой интересной темы. Взаимосвязь художников и архитекторов, дизайнеров и технических специалистов – современная тенденция нашей отрасли, переводящая проектирование клубного пространства в отдельную дисциплину у которой тоже будут свои законы и строгий, продуманный подход к реализации идей.
Контрольные вопросы:
Какие виды освещения вы знаете?
Как формируются требования к объектам дизайна танцевальной зоны?
Как выявляются требования технической эстетики к объекту проектирования танцевальной зоны?
Назовите основные особенности интерьерного освещения клуба?
Назовите основные факторы влияния на освещение помещения?
6 СТУДИЙНОЕ ЗАНЯТИЕ № 6. ВЫПОЛНИТЬ ИНТЕРЬЕР ЗАДАННОЙ КОМНАТЫ В ЭТНИЧЕСКОМ СТИЛЕ
Цель студийного занятия: на основании изучения изобразительных методов, средств и приемов рисования интерьерного пространства сформировать знания, умения, навыки создания по воображению графического образа интерьерного пространства жилого помещения в единой стилевой направленности.
Задание: выполнить эскизы дизайн интерьера в этническом стиле.
Порядок выполнения задания:
6.1 Этапы выполнения задания
Для выполнения практического задания необходимо повторить пройденный лекционный материал по теме. Далее выполнение производится согласно пунктам методического указания:
1) Изучить специальную литературу, раскрывающую принципы пространственной организации интерьера жилой комнаты в этническом стиле;
2) Разработать визуальный сценарий восприятия интерьерных пространств жилой комнаты;
3) Выполнить рисунок предполагаемого оборудования и декоративных элементов для пространственно-композиционной организации пространств интерьера дома;
4) Выполнить три эскизно-поисковых рисунка пространственно-композиционной организации утвержденного пространства интерьера жилого дома с включением оборудования (бумага, карандаш, авторучка, фломастер). Выбор цветового решения. Работа над демонстрационным рисунком;
5) Выполнить демонстрационный рисунок графического образа одного из пространств интерьера жилого дома, раскрывающий идею автора.
6) Выполнить интерьер заданной комнаты в любой 3D компьютерной программе.
6.2 Общие сведения интерьера в этническом стиле
Слово «этнический» указывает на принадлежность к какому-нибудь народу или нации. Поэтому этнический стиль это не обязательно Восток. Вы можете встретить интерьер в африканском, японском, французском, ирландском, украинском стиле и во всех случаях это будет этнический стиль.
Чем этнический стиль отличается от любого другого стиля в интерьере? В первую очередь, конечно же, идеей, от которой мы «пляшем». Сначала нужно выбрать страну, которая будет представлена в вашем интерьере. Скажем, вам всегда нравилась Япония, но никак не получалось туда поехать тогда можно устроить «филиал» Японии прямо в своей квартире. Или наоборот, вам удалось поехать в страну своей мечты. Вы привезли оттуда множество сувениров, которые не смотрятся в обычном интерьере, и решили «перекроить» дизайн комнаты (или всей квартиры) под них.
Чтобы этнический стиль в интерьере оказался «правдоподобным», нужно помнить несколько важных правил:
Этнический стиль это гармоничное сочетание материалов, цветов и оттенков, мебели и аксессуаров, характерных для той или иной страны. Ключевое слово тут «гармоничное». Бездумное нагромождение этнической мебели и аксессуаров не сделает ваш интерьер этническим. Этнический стиль это точное воспроизведение колорита той или иной стороны с учетом ее традиций, истории и менталитета.
Этнический стиль это, в первую очередь, натуральные материалы. В крайнем случае искусственные, но при этом ну о-очень похожие на натуральные. Дерево, бамбук, камень, пенька, натуральные ткани (шелк, хлопок, лен, шерсть...). Этнический стиль требует внимания к деталям (рисунок 6.1).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 6.1 – Пример интерьера гостиной выполненный
в этническом стиле
Чаще всего этнический стиль используется при оформлении интерьеров кафе, ресторанов, клубов, гостиниц и т.п. Практически в каждом городе найдутся кофейни и кальянные в восточном стиле, суши-бары в японском стиле, кафе в русском (как вариант украинском) стиле. Выпить кофе, поесть борща и даже суши можно и дома в заведения в этническом стиле идут за атмосферой.
Но этнический стиль вполне уместен в интерьере дома или квартиры. Тут есть лишь пара «но». Во-первых, такой интерьер достаточно быстро может наскучить. Во-вторых, убираться в квартире, оформленной в этническом стиле, придется гораздо чаще.
Этнический стиль в интерьере хорошо подойдет для романтиков, любителей путешествий и искателей приключений. Экзотический уголок в такой квартире поможет расслабиться, забыть о повседневных проблемах и насладиться путешествием в дальние страны, не выходя из дома.
Контрольные вопросы:
Назовите основные цветовые сочетания, используемые в этническом стиле?
Какие виды текстиля применяют в данном стилистическом направлении в интерьере?
Какие декоративные элементы применяются для интерьера в этническом стиле?
Как формируется объемно-пространственная композиция в интерьере данного стиля?
Расскажите о возникновении этнического стиля?
7 СТУДИЙНОЕ ЗАНЯТИЕ № 7. ВЫПОЛНИТЬ ИНТЕРЬЕР
ЗАДАННОЙ КОМНАТЫ В СТИЛЕ БУДУЩЕГО
Цель студийного занятия: на основании изучения изобразительных методов, средств и приемов рисования интерьерного пространства сформировать знания, умения, навыки создания по воображению графического образа интерьерного пространства жилого помещения в единой стилевой направленности.
Задание: выполнить эскизы дизайн интерьера в стиле
Порядок выполнения задания:
7.1 Этапы выполнения задания
Для выполнения практического задания необходимо повторить пройденный лекционный материал по теме. Далее выполнение производится согласно пунктам методического указания:
1) Изучить специальную литературу, раскрывающую принципы пространственной организации интерьера жилой комнаты в стиле «минимализм»;
2) Разработать визуальный сценарий восприятия интерьерных пространств жилой комнаты;
3) Выполнить рисунок предполагаемого оборудования и декоративных элементов для пространственно-композиционной организации пространств интерьера дома;
4) Выполнить три эскизно-поисковых рисунка пространственно-композиционной организации утвержденного пространства интерьера жилого дома с включением оборудования (бумага, карандаш, авторучка, фломастер). Выбор цветового решения. Работа над демонстрационным рисунком;
5) Выполнить демонстрационный рисунок графического образа одного из пространств интерьера жилого дома, раскрывающий идею автора.
6) Выполнить интерьер заданной комнаты в любой 3D компьютерной программе.
7.2 Общие сведения
7.2.1 Взгляд на будущее
Если говорить о тенденциях и трендах в сфере интерьера ближайшего будущего: так, одной из главных тем будет соединение новых веяний и старых традиций.
В ближайшие года вернется мода на комфортный дизайн, элегантность, роскошные материалы и яркие цвета, а также стили и силуэты 1940-1950-х годов, разбавленные элементами ар-деко.
Что касается тканей для мебели, то в моду снова войдут лен, шелк и хлопок. Чтобы сделать их более прочными и практичными, рекомендуется смешать натуральные материалы с синтетическими. Также будут популярны винтажные материалы, вроде различных видов твида и фланели, возвращающие нас во времена Второй мировой войны.
В плане расцветок ткани подойдет как монохромная окраска (серая, белая или черная с вкраплениями красного), так и яркие этнические узоры в индийском или африканском стиле. Также можно обратить внимание на новую коллекцию тканей от компании Sheila Coombes с красочными принтами, вдохновленными японской темой (цветы и зонты). Другие достойные внимания ткани, которые к тому же могут похвастаться своей экологичностью, - изделия европейских домов Lelievre и Lizzo.
Один из интерьерных трендов будущих лет - свежий взгляд на старый дизайн. К примеру, мебель из 1960-х годов, доставшаяся вам от дедушки, может обрести новое звучание, подвергнуться частичной переделке в соответствии с духом наших дней. Вы можете взять, для примера, кресло с подголовником и перекрасить его в яркий цвет или покрыть современной тканью.
Еще одна модная тенденция в оформлении интерьера в будущем - это экологичность. Рекомендуется приобретать антикварную, винтажную мебель из натуральных материалов, которая не принесет вреда окружающей среде, например из древесины с покрытием из воска.
Однако использование винтажной экологичной мебели не означает, что это будет скучно, уныло и безвкусно. Возьмем для примера европейскую мебель в стиле 1940-х годов с прекрасными, элегантными линиями, изготовленную из розового дерева и платана с деталями из меди, что прекрасно сочетается с темным бархатом, который используется в качестве обивки.
Кроме того, мебель в будущие годы должна быть многофункциональной. В современных домах не хватает пространства, поэтому если мебель используется не в одной-единственной роли, это делает интерьер более интересным. По причине нехватки пространства мебель также становится меньше. Кроме того, она должна быть в меру гламурной, без перегибов в сторону китча.
7.2.2 Хай-тек – интерьер в стиле будущего
Рассмотрим один из современных и развивающихся стилей в будущие годы. Так особую роль в стиле будущего будет играть конструктивизм, а именно геометрические образы будущего. Одним из них я хотела бы выделить в первую очередь – это стиль хай-тек.
Хай-тек – это название получилось в результате сокращения английских слов high technology, означающих в переводе «высокие технологии». Как логично следует из названия, этот стиль достаточно молодой. Он родился в 60-е г под влиянием научной фантастики, идущего семимильными шагами технического прогресса и архитектурных стилей 20-30-х годов – прежде всего конструктивизма.
Изначально хай-тек возник именно как архитектурное направление, вдохновленное дизайном промышленных помещений. Однако со временем этому стилю нашлось более широкое применение.
Стиль хай-тек в интерьере ориентирован на простор и свет. Помещение должно быть, или по крайней мере казаться большим и свободным. Для того чтобы добиться подобного эффекта, используется прием децентрализации освещения. В таком интерьере ты не встретишь большой люстры с канделябрами, висящей в центре потолка. Лампы, торшеры, светильники рассеяны по всему помещению так хитро, что благодаря уникальной игре светотени удается желаемым образом расставить акценты в обстановке. Источники света могут иметь самый замысловатый вид и прятаться в самых неожиданных местах.
Цветовая гамма стиля хай-тек достаточно нейтральная. Предпочтения отдаются белому, светло-бежевому, серебристому цвету. Однако вполне допускается игра контрастов (рисунок 7.1).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 7.1 – Пример интерьера гостиной выполненный
в стиле хай-тек
Стены в стиле хай-тек гладкие и одноцветные. Обои не в фаворе в крайнем случае однотонные, указанных выше оттенков. Гораздо лучше вписывается в этот стиль покраска, вставки из металлических пластин и стекла, каменные плиты, имитирующие металл. Стены можно декорировать черно-белыми фотографиями или современными картинами в тонких легких рамках.
Мебель в интерьере в стиле хай-тек подбирается по принципу функциональности. Обстановка тщательно продумана, пропорции выдержаны, все линии геометрически правильные.
В качестве материалов используется кожзаменитель, пластик, полированный металл.
Цвет мебели может быть ярким, контрастным, выделяясь на фоне достаточно спокойной цветовой гаммы всего помещения. Черный и красный – любимые цвета для мебели в стиле хай-тек.
Техника встроена, спрятана в ниши, закрыта дверцами. Поверхности мебели освобождены от всего лишнего.
Каждая деталь обстановки задействована по максимуму. Если журнальный столик, то обязательно на колесиках. Если кровать, то непременно с ящиками для хранения белья. Широко применяется мебель-трансформер.
В целом, обстановка в стиле хай-тек на украшения не богата. Как правило, для подобного помещения выбирается пара-тройка деталей, которые несут на себе основную декоративную нагрузку. Например, большой ультрасовременный аквариум. Или какое-либо произведение современного искусства.
Контрольные вопросы:
Расскажите о тенденциях и трендах в сфере интерьера будущего.
Назовите основные цветовые сочетания, используемые в стиле «Конструктивизм», «Хай-тек»?
Какие виды текстиля применяют в данном стилистическом направлении интерьера?
Какие декоративные элементы применяются для интерьера в данном стиле?
Как формируется объемно-пространственная композиция в интерьере данного стиля?
Расскажите о возникновении и зарождении хай-тека, конструктивизма, минимализма как стиля?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Медведев, В.Ю. Стиль и мода в дизайне: учеб. пособие /В.Ю. Медведев. СПб.: Изд-во СПГУТД, 2005. 256 с.
Волкова, Д. Школа современного дизайна от А до Я /Д. Волкова. – М.: Экспо, 2008. – 288 с.
Соколова, Т.Н. Художественная мебель. Очерки по истории художественной мебели ХV-ХIХ веков /Т.Н. Соколова. ( М.: Сварог и К, 2000. - 206 с.
Фурин, А.И. Производство мягкой мебели /А.И. Фурин. ( М.: Высшая школа, 1981 – 143 с.
Минервин, Г.Б. О красоте машин и вещей /Г.Б. Минервин, В.М. Мунипов. М.: Просвещение, 1981. – 122 с.
Борисовский, Г.Г. Красота и стандарт /Г.Г. Борисовский.( М.: Легпромбытиздат, 1991.- 205 с.
Ватерман, Г. Ф. Ваш неповторимый стиль /Г.Ф. Ватерман. – М.: Кристина & C*, 1999. – 128с.: ил.
Даниляк, В.И. Эргодизайн, качество, конкурентоспособность /В.И. Даниляк. - М.: Издательство стандартов, 1990.-200 с.
Быков, З.Н. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий /З.Н. Быков, Г.В. Крюков, Г.Б. Минервин. М.: Высшая школа, 1996. – 133 с.
Джонс, Д.К. Методы проектирования /Д.К. Джонс. ( М.: Мир, 1986.-203 с.
Чус, А.В. Основы технического творчества /А.В. Чус, В.А. Данченко. ( Киев: Вища школа, 1983.-123 с.
Аронов, В.Р. Дизайн и искусство: актуальные проблемы технической эстетики /В.Р. Аронов.(М.: Знание, 1984.-64 с.
Бегенау, Э.Г. Функция, форма, качество /Э.Г. Бегенау.( М.: Мир, 1969.-152 с.
Ванелова, В.В. Проблемы композиции: учеб. пособие /В.В. Ванелова. ( М.: Легпромбытиздат, 2000.-292 с.
13PAGE \* MERGEFORMAT143015
Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Дизайн - проект детской комнаты дляOLYMPUS DIGITAL CAMERA
·о
·
·
·
·АЗаголовок 1ХђЗаголовок 215