Коррекционное занятие Я учусь владеть собой
Раздел: «Личностное развитие
и психологическая реабилитация»
Тема: «Я учусь владеть собой»
Цель: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.
Задачи:
Раскрыть понятия тревожность и стресс.
Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.
Развивать навык саморегуляции.
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Корригировать эмоциональное состояние воспитанников.
Планируемый результат:
Снятие психоэмоционального напряжения.
Сплочение детского коллектива.
Оборудование: ноутбук (музыка)
Ход занятия.
Ритуал начала занятия: Ребята, сядьте поудобнее, возьмитесь тихонько за руки. Почувствуйте дружеское тепло ваших рук. Улыбнитесь друг другу!
Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.
Глубоко вздохните и выдохните Выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них.
Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха И все то прекрасное, что вы услышите и вдохнете, пусть согреет ваше сердце. А радость, зазвучавшая в вашем горячем сердечке, станет слышна людям.
Введение в тему.
Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие будет посвящено интересной и очень нужной теме. Почему именно очень нужной, потому что все мы очень часто нервничаем, тревожимся и т.д. Скажите, кто может справиться в трудной ситуации с собой, а именно со своими негативными эмоциями?
Дети отвечают.
Воспитатель: Ребята, выдержанность и умение управлять собой очень ценное качество в мужчине. Поэтому тема нашего занятия звучит следующим образом: «Я учусь управлять собой». Итак.
Коррекционно-развивающий блок
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?
Дети отвечают.
Воспитатель: Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного. Как выглядит тревожный человек?
Дети: Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.
Воспитатель: Правильно, дети. А как вы думаете, какие изменения происходят в его организме?
Дети отвечают.
Воспитатель: Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе.
Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.
А что такое стресс, как вы думаете?
Дети отвечают.
Воспитатель: Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.
Еще важная информация. Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились.
Дети вспоминают и отвечают (2-3 чел.).
Воспитатель: Постоянное пребывание в таком режиме ведет к стрессу. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму. А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги. Поделитесь своим опытом.
Дети делятся опытом (2 – 3 чел.).
Воспитатель: Я вам предлагаю один из способов, который вы можете использовать.
Упражнение «Воздушный балл».
Цель: Снятие психоэмоционального напряжения.
Воспитатель предлагает детям превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие «летают», кружатся, прыгают высоко вверх. Всем легко, весело, радостно.
Игра не более 1-2 минут.
Воспитатель: Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях.
Успокойтесь. «Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать. Не бывает безвыходных ситуаций.
Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.
Медленно сделай глубокий вдох.
Задержи дыхание и сосчитай до четырех.
Медленно выдохни.
Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.
Мышечное расслабление. Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях. Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.
Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать.
Упражнение 2 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)
Цель: Формирование навыка саморегуляции.
Сядьте спокойно в комфортной позе.
Закройте глаза.
Медленно расслабьте мышцы.
Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться.
Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.
Дети выполняют упражнение.
Воспитатель: Выполняйте упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжайте упражнение не менее 10 минут.
Физкультминутка.
Песенка мартышки.
Лучшие качели- гибкие лианы.
Это с колыбели знают обезьяны.
(Дети изображают качели: слегка пружинят в коленях, раскачивают руки вперёд-назад.)
Кто весь век качается,
Да-да-да! (хлопки)
Тот не огорчается никогда! (прыгают)
Итог занятия.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Теперь вы знаете, что такое тревожность и стресс и как их преодолеть. Давайте всегда радоваться, помогать друг другу преодолевать трудности, прощать обиды, утешать и никогда не обижать. Тогда нам будет легко жить.
Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями. «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее. И напоследок.
Солнечный зайчик
Запрыгнул в окно,
Солнечный зайчик
Сказал:-«О-го-го!»
Я тут же проснулась,
Ему улыбнулась,
Слегка потянулась...
На сердце легко!
Ритуал окончания занятия:
Предлагается вместе с улыбкой проговорить кричалку веселым тоном, при этом хлопая в ладоши «Да, да, да, вот мы и закончили! УРА!!!»
Рефлексия:
Что больше всего понравилось на занятии, с каким настроением заканчиваем.
13PAGE \* MERGEFORMAT14315
15