Программа адаптационных занятий для младших подростков Учусь владеть собой
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым
"Евпаторийская санаторная школа-интернат"
Утверждаю __________
Директор школы-интернат Абдувелиева А.Ю.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
"Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ"
Педагог-психолог :Хулапа Е.В.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
"Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ".
Пояснительная записка.
Одним из наиболее важных моментов в жизни школьника является переход из младшей школы в среднее звено. Многое для детей оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, переход из одного кабинета в другой, от одного учителя к другому, а иногда и одноклассники. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новые учителя оценили и увидели все самое лучшее в них.Трудности в учебе, многообразие нарушения школьных форм поведения и системы отношений ребенка, неумение налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, ориентироваться в новых ситуациях – все это относится к числу первичных признаков проявления школьной дезадаптации.
Такие результаты могут быть связаны с тем, что в начальной школе определяющую роль в формировании школьного коллектива играл учитель, а к концу обучения в начальных классах начинают происходить изменения в структуре группы, связанные с тем, что в силу возрастных особенностей, отношения учащихся друг к другу начинают складываться исходя из оценки личностных качеств одноклассников, общих интересов.
Основной целью данного курса является научить учащихся умению налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, ориентироваться в новых ситуациях, а также занятия помогают пройти процесс адаптации более успешно, профилактика тревожности, стресса, здоровьесбережение. Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- определить понятие гибкости в общении; потренировать коммуникативную гибкость в упражнениях;- стимулировать процесс самоосознания и самопонимания у учащихся;
- научить учащихся адекватно выражать свое внутреннее состояние;
- освоить и применять в различных ситуациях упражнения на саморегуляцию.
Программа рассчитана на 17 часов.
Организация занятий
Занятия проводятся с группой один раз в неделю, их продолжительность составляет от 45 минут до 90 минут, строятся в доступной и интересной для детей тренинговой форме. Во время занятий дети сидят в кругу. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Круг – это и воспитание воли: дослушать до конца своего товарища представляет значительную сложность для детей. Круг имеет не только обучающие (дидактические) цели, но и эмоционально-психологические: почувствовать плечо друг друга, ощутить общность, увидеть добрый взгляд, улыбку, убедиться в справедливости, научиться сдержанности.
В начале и в конце занятия используется ритуальная игра (приветствия и прощания) или упражнение для настроя детей. Каждое занятие завершается рефлексией, высказыванием каждого ребенка. Это помогает скорректировать дальнейшую работу, уделить внимание наиболее значимым моментам и проработать их.
Содержание программы
Программа адаптационной работы с детьми 5х классов состоит из трех разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие и адаптация ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые, постепенно ребенок подходит к самому сложному – пониманию своего места в семье, в социуме и своих взаимоотношений с близкими и другими людьми).
Программа состоит из игр, упражнений, заданий которые можно разделить на: Релаксационные – снимающие психо – эмоциональное, мышечное напряжение. Двигательные – развивающие координацию движений, крупную и мелкую моторику. Коммуникативные – способствующие формированию умений и навыков общения. Развивающие – направленные на развитие познавательной и социальной рефлексии.
Проецируемый результат по окончании курса.
По окончании курса адаптационных занятий учащиеся должны:
Изменить поведение на занятиях и на других уроках.
Повысить успеваемость по разным школьным предметам.
Изменения эмоционального состояния каждого учащегося.
Снизиться уровень тревожности при ответах и в других ситуациях.
Условия реализации.
Адаптационные занятия проводятся в специализированном кабинете психолога. В процессе проведения занятий используется различный дидактический материал: плакаты, таблицы, карточки, презентации, индивидуальные бланки для выполнения заданий и т.п..
При оценке результатов адаптации по данной программе необходимо провести повторную психодиагностику учащихся по определению уровня тревожности.
Материал программы рассчитан на 14 занятия, распределен по времени 1 раз в неделю по 45-90 минут с учетом его достаточности для качественного проведения адаптационных занятий и получения запланированных результатов.
Учащиеся должны уметь:
Верно выполнять словесные указания взрослого.
Правильно воспринимать, называть эмоции, цвета.
Правильно понимать и использовать мимику и жесты.
Работать в команде.
Проявлять устойчивость внимания при выполнении заданий, концентрировать, переключать, распределять, зрительно анализировать.
Запоминать на достаточном уровне слуховой, зрительный материал.
Выражать свои чувства.
Применять изученные методы на практике, не только в школе, но и за ее пределами.
Успешно применять навыки саморегуляции.
Уметь самостоятельно справляться в чувством страха.
Литература:
Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»: Пр. пособие. Слободяник Н.П.– М.: Айрис-пресс,2003.
Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. – М.: УЦ “Перспектива”, 2002.
Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии.- СПб.: Питер, 2000.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2001.
Коблик Е.Г.Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе.- М.: Генезис, 2003.
Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. Психология саморазвития/- М.Интерпракс, 1995 г
Тематическое планирование занятий «»Я учусь владеть собой».
Раздел программы № Тема занятия Кол-во часов Дата
Я учусь владеть собой 1 Тревожность, стресс 2 2 Навыки саморегуляции2 Навыки жизни 3-4 Путешествие в страну детства 2 5-6 Пластилиновая ворона 2 7 Давайте жить дружно 1 8-9 Критика: навыки критического мышления 2 10-11 Агрессию — под контроль 2 11-12 Учимся доверию 2 Терапия 13 -14 Цветотерапия2 Итого: 17 Занятие 1-2: «Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции».
Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.
Задачи:
Раскрыть понятия тревожность и стресс.
Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.
Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.
Обучить навыкам саморегуляции.
Форма работы: Занятие с элементами тренинга.
Методы работы:
Словесные: беседа, использование отрывка из цикла сказок «Веселый Памси» – «Даже если… Все равно..».
Наглядные: использование индивидуальных бланков, оформление записи на доске «Здоровые и нездоровые способы преодоления тревожности»
Практические: проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам саморегуляции.
Время проведения: по 2 академических часа
Ход занятия
Организационный момент. (Приветствие, знакомство). Занятие посвящено тому, что такое тревожность и как следует преодолевать тревожные состояния.
Основная часть.
Принятие правил работы группы. – Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, я – как ведущий предлагаю несколько правил:
Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца.
Правило поднятой руки. Оно преследует 2 цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы.
Право ведущего. Я, как ведущий, буду следить за соблюдением принятых группой правил. Если я поднимаю руку, это дает знак того, что в группе шумно и просьба работать тише.
Целесообразнее всего принимать от 3 до 6 правил в группе, большее количество правил отягощает их соблюдение. Правила для каждой группы или класса могут быть разными.
Информационный блок.
– Ребята, как вы думаете, что такое тревожность? (ответы детей) Да, действительно тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного. – Как выглядит тревожный человек? (Ответы учащихся, при необходимости им дается подсказка: Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.) – Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Ответы учащихся, при необходимости им дается подсказка или дополнения психолога: Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)
Что такое тревожность. Стресс. – Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс. Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.
Физиологическая сторона тревожности. – Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
– Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились.
Работа в индивидуальных бланках «Я тревожусь в ситуациях, когда…» Дети указывают ситуации, когда испытывали напряжение.
Рефлексия. Итак, вы указали ситуации тревожности. Как вы думаете, к чему приводит такое состояние? (Растерянность, плач, боязнь, рассеянность и т.д.) (Демонстрация иллюстраций рисунок 1)
Рисунок 1. «Когда я тревожусь…»
Вывод – Постоянное пребывание в таком режиме ведет к стрессу. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму. – А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги.
Работа в бланках «Если я тревожусь, я обычно…» – Укажите, пожалуйста, в бланках, как вы преодолеваете тревожность, что для этого делаете
Рефлексия.
«Здоровые и нездоровые способы преодоления напряженного состояния».
– Итак, я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску. Какие еще способы преодоления тревожности вы можете подметить?
Учащиеся указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)
– Итак, у нас получилось 2 колонки. – Все ли здоровые способы преодоления тревожности перечислены? – Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?
Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).
– Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?
Вывод – Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри)
Практический блок.
Чтение рассказа «Вот если бы все было не так» Из цикла сказок о «Веселом Памси»
– Предлагаю послушать небольшую детскую историю про дракончика Памси, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попал в состояние напряжения и грустил.
Дракончик Памси продолжал грустить, и был очень удивлен, когда его друг посоветовал ему прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.
– Итак, Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя шерсть не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями, из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом? Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом. Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Памси был удивлен.
– Как это – только светлые? – спросил он.
– Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, – Друг наклонился и сорвал два цветка.
– Назовем один из них «Даже если…», а другой – «В любом случае…». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил.
Вместо слов «Вот если бы все было по-другому» говори так: «Даже если я не умею выдыхать огонь, как взрослые, в любом случае, у меня есть друзья, такие же как я, и хотя они тоже пока многого не умеют делать, как взрослые, нам бывает очень хорошо вместе. Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае, нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями.
Памси сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!
– Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Друга. – Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.
– Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.
– О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.
Обсуждение. – У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.
Вывод – мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Итак, давайте сейчас внесем в колонку здоровые способы запись: правильные мысли – «Даже если… В любом случае…» (Психолог вносит в колонку здоровые способы). Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.
Упражнение «Даже если…» – «В любом случае…» Работа в парах. Детям раздаются заготовки цветков, на одном из которых написано: «Даже если…», а на втором: «В любом случае…»
Рисунок 2
Инструкция: Первый ученик произносит название первого цветка «Даже если… и указывает проблему: «мне плохо, я невезучий, у меня нет отца, я получил двойку». Второй называет свой цветок «в любом случае…» и заканчивает положительной фразой: «это только на сегодня, я могу видеться с моим отцом, я не буду расстраиваться, и впадать в депрессию, а исправлю двойку. Участники обмениваются цветками. Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму проблему. (В самом начале данное упражнение можно выполнить у доски, так как у некоторых учащихся оно вызывает трудность в поиске решения проблемы. Также можно проиграть несколько ситуаций после проработки в парах).
Рефлексия. Получилось выполнить упражнение? Трудно было выполнять? Что было труднее всего? Вывод – В сложных ситуациях необходимы навыки саморегуляции. Можно пользоваться правилом: «Мысли выбирай, как цветы – и выбирай только красивые (положительные)»
Что делать в ситуации напряжения.
– Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях:
А) Успокойтесь. «Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать. Не бывает безвыходных ситуаций.
Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов. Медленно сделай глубокий вдох. Задержи дыхание и сосчитай до четырех. Медленно выдохни. Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.
В) Мышечное расслабление. Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях. Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.
Обучение навыкам саморегуляции.
Упражнение 1 «Продумай заранее».
Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.
Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора.
Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.
Подумайте, что скажете и что сделаете.
Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.
Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.
Рефлексия. Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?
Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать.
Упражнение 2 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)
Сядьте спокойно в комфортной позе.
Закройте глаза.
Медленно расслабьте мышцы.
Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.
Рефлексия. Что почувствовали во время выполнения упражнения? Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут.
Упражнение 3 «Домик».
Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.
Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.
Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.
Упражнение 4 «Кнопка».
Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.
Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.
Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».
В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.
Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.
Заключение. Выводы. Обратная связь. Определили ли вы для себя способы преодоления тревожности? Работа в бланках. Укажите в бланках, какие способы вы выбираете для себя.
Рефлексия.
Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями. «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (высказывание вывешивается на доску) Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее.(Психолог раздает каждому лист с рекомендациями преодоления тревожного состояния и просит обращаться к нему, когда необходимо).
Занятие 3-4: "Путешествие в страну Детства"
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Задачи:
развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека;
развитие умения справляться с чувством страха; развитие коммуникативных навыков;
выработка доброжелательного отношения друг к другу;
знакомство со способами снятия негативных эмоций (злости, гнева);
развитие способности принимать нестандартные решения и умения творчески мыслить.
Оборудование:
вывеска “Путешествие в страну Детства”;магнитофон с диском музыки для релаксации и детские песни; мягкая игрушка (попугай);карточки с загадками; карта страны Детства;
карточки с предсказаниями; картинки жителей островов: Фантазер-Придумка, Обманка, Сердитка, Раздражинка, Боястик-Дрожастик, братья Небояновы, Веселинка, Добринка;
цветные карандаши; нарисованная мишень; мешочки гнева (мешочки, набитые горохом);
мячик; картинки со страшными персонажами (в двух варианта: цветные и черно-белые);
ромашка “Я радуюсь, когда …”; призы для детей (игрушки, конфеты и почетные грамоты).
Время проведения: 2 академических часа
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада всех вас видеть! Сегодня у нас будет не совсем обычное занятие, сказочное. Я предлагаю вам отправиться в страну Детства. Это очень красивая страна, где нет злых людей, нет драк и ссор, где все дружат и вокруг царит атмосфера мира и согласия, где много улыбок, смеха, игрушек и конфет. Но чтобы попасть в эту прекрасную страну нам нужно пройти долгий и сложный путь, преодолеть все препятствия на нашем пути, научиться бороться со своими недостатками, находить друг в друге самые лучшие качества, научиться быть дружными и сплоченными. Страна Детства находиться далеко и до нее нужно будет добираться на корабле. Путь будет сложный и нам с вами не обойтись без карты.
Основная часть.
Посмотрите, ребята, к нам в гости прилетел попугай Петруша и принес нам карту, но просто так он ее нам отдавать не хочет. Петруша любит загадывать загадки, вот и сейчас он хочет, чтобы каждый из вас отгадал загадку о детстве. ( Дети берут каждый по карточке с загадкой и отгадывают).
Примеры загадок про детство:
Внутри пустой, голос густой, дробь отбивает – ребят созывает. (Барабан); Упадет – не плачет; ножек нет, а скачет. (Мяч); Ребятам весело со мной, на ножке я кручусь одной. (Юла); Черный Ивашка, деревянная рубашка; где пройдет, там след остается. (Карандаш); Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрешка; В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу. (Дневник); Без языка, без голоса, а все расскажет. (Книга)
Молодцы, ребята! Теперь карта наша! (На доске вывешивают карту путешествия). И на прощание, прежде чем улететь, Петруша хочет вам погадать. Вы хотите узнать какое качество характера поможет вам выиграть и добраться до страны Детства? Сейчас Петруша вам это предскажет. Пусть каждый из вас подойдет к нему и вытащит из его волшебной коробочки предсказание, и пусть оно поможет вам добраться до волшебной страны. (Дети подходят к попугаю и достают из коробочки карточки с предсказаниями. На карточках написаны положительные черты характера детей. Карточки остаются у ребят до конца игры).
Релаксация.
А теперь давайте попробуем пофантазировать и представить себе корабль, на котором мы отправимся в путешествие.( Играет релаксационная музыка “Прибой у скал”, читается текст на релаксацию).
Корабль, на котором я плыву (релаксационный текст).
Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое покажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте. Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул вашего тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично. По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха. Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка. Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает. Все ваше тело наслаждается полным покоем. Напряжение спадает, уходит. Усталость улетучивается, вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности.
А теперь представьте, что вы идете по дороге и вот уже слышите шум моря – волны накатываются на берег и снова отбегают. И этот звук нельзя спутать ни с чем. Еще поворот, и перед вами во всю ширь, в полмира – вечно подвижная поверхность моря. Звук прибоя здесь слышен гораздо отчетливее, вы чувствуете на губах соленый привкус брызг и видите порт, полный кораблей. Каких только судов здесь нет! Смешались времена и страны в этом волшебном порту. Тут и огромные океанские лайнеры, и индейские челноки, и пиратские шхуны, и катера, и яхты, и баркасы, и изящные бригантины. Вы идете вдоль пирсов и любуетесь всем этим разнообразием. Знайте, что любой из этих кораблей может стать вашим. Выберите себе то, что наиболее подходит вам, что нравится и отвечает вашим потребностям.
Осмотрите внимательно то, что вы выбрали. Представьте, каково название вашего корабля. Взойдите на корабль. Осмотрите его изнутри. Если это достаточно большой корабль, не торопясь, обойдите его. Загляните в каюты и в рубку. Подымитесь на капитанский мостик. Прогуляйтесь по палубам, спуститесь в трюм. Отправляйтесь в свое плавание. Ваше судно покидает порт. Все дальше и дальше берег. Вот уже скрылись за горизонтом верхушки самых высоких мачт кораблей, оставшихся в порту.
А сейчас я сосчитаю до пяти, и на счет пять вы откроете глазки, и мы продолжим наше путешествие уже здесь в реальности. 1….. 2…..3…..4…..5. Открываем глаза. Вы хорошо отдохнули, спокойны, полны энергии. Вы в море на своем корабле и вы уже сами выбрали свой путь в этом безбрежном морском пространстве.
Ну а теперь давайте посмотрим на нашу карту, на цель нашего путешествия. Итак, чтобы попасть в страну Детства, нам нужно пройти долгий путь. На пути нам будут встречаться разные острова, мы будем знакомиться с их обитателями.
Остров Фантазий.
Играет песня “Где водятся волшебники”(авторы: М.Минков- Ю.Энтин)
Итак, ребята, первый остров на нашем пути – остров Фантазий. Давайте познакомимся с его главными обитателями – это Фантазер-Придумка и Обманка.[1] Как вы думаете, ребята, кто из этих персонажей плохой, а кто хороший? Здесь мы с вами должны разобраться и понять, чем же отличаются эти герои и что в них общего? Чем же отличаются у нас ложь и обман от фантазии? (Дети вызываются на дискуссию о лжи и фантазии и приходят к общему выводу). Вывод: ложь обычно используется в корыстных целях и может приносить вред окружающим. Ей не надо учиться. А вот фантазии бескорыстны, не вредят никому, они способны позабавить людей, развлечь их, а также развивают творческое воображение. Поэтому полезно учиться фантазировать. Давайте прочитаем забавное стихотворение о нашей фантазии:
Однажды в июле, в чудесный денек,Вдруг выпал оранжевый снег на лужок.И в небо над лугом привычно и ловкоВзлетела корова, как божья коровка,А бабочки гнезда из прутиков вилиИ в сети зеленое солнце ловили.Залаяли птицы, запели собаки.Я вас уверяю, что это не враки.Зажмурив глаза, я улегся в травуИ все чудеса увидал наяву.
Упражнение “Придумай рисунок”.
Каждому ребенку дают чистый лист. Нужно придумать рисунок, состоящий из трех фигур: круга, треугольника и квадрата. На доске вывешивается лист с этими фигурами.
Остров Гнева.
Играет “Песня пирата” (авторы: Г.Гладков-Ю. Энтин)
Далее по курсу мы приближаемся к острову Гнева и Злости. Здесь у нас поселились – Сердитка и Раздражинка.[1] Давайте на них посмотрим. Какие они? Познакомимся с ними. Сейчас мы попробуем с вами поговорить о гневе и злости, что нас с вами злит и раздражает.
Упражнение “Шкала гнева”.
На доске вывешивается мишень. Мешочки с горохом ударяются об нее и отскакивают с силой, пропорциональной силе броска. В начале упражнения детям объясняется, что раздражение – это слабая степень злости, и не очень сильно бросаю мешочек по мишени. Затем предлагается сделать то же самое каждому ребенку: прошу подумать и высказать что-нибудь, что тебя раздражает (он говорит: “Я разозлился, когда…” - и бросает мешочек по мишени). Так делает каждый ребенок. Затем можно обсудить, что ощущает ребенок в момент раздражения, чтобы он мог, как можно раньше идентифицировать это чувство.[3]
А теперь поговорим о том, как нам найти способ выплеснуть наш гнев. Мы порой деремся, обзываем друг друга разными ужасными словами, а это очень обидно окружающим нас людям. Давайте попробуем научиться обзываться не обидными словами.
Упражнение “Обзывалки”.
Дети кидают по кругу мячик и обзывают друг друга разными фруктами и овощами.[4]
Мыс Страха. Играет “Песня привидений” (авторы: Г.Гладков-Ю. Энтин)
А теперь, ребята, под эту страшную песенку мы приближаемся к мысу Страха. Здесь мы встречаем с вами следующих героев: Боястик-Дрожастик и братья Небояновы.[1] Мы видим, какой маленький Боястик-Дрожастик, он всего боится, а братья Небояновы большие и смелые, они победили свои страхи и спрятали их в мешок.
Сейчас вы послушаете сказку “Маленькая луна” и мы попробуем с вами рассказать друг другу о своих страхах (читается сказка).[2]
Сказка “Маленькая луна”.
Луна, которая каждую ночь появляется на небе, тоже когда-то была маленькой.
Ее детство было беззаботным и счастливым, но лишь одно ее тяготило: она боялась темноты, поэтому появляться одной на черном ночном небе, как следует Луне, ей было очень страшно.
С наступлением сумерек ее знакомые звездочки одна за другой высыпали над землей и звали маленькую Луну с собой. Они рассказывали ей, как прекрасно ночное небо и насколько оно преобразится с ее приходом. Звездочки убеждали Луну, что нет ничего удивительней наступавшей темноты с ее загадочной красотой.
Но маленькая Луна не могла побороть страха перед ночной стихией. Ей казалось, что в темноте бродят ужасные чудовища. Ночь населяла поверхность Земли, которой Луна любовалась днем, зловещими привидениями.
Маленькая Луна грустила о том, что не веселится со звездочками и не радует собой живущих на Земле. “Что же я за Луна, если не чувствую себя королевой ночи и из-за своего страха не знаю всех ее чудес”, - думала она.
Луна так долго не появлялась на ночном небе, что некоторые уже начали злословить по этому поводу, сомневаясь в ее подлинности. Ей это было очень обидно и больно.
Но однажды случилось кое-что, что заставило маленькую Луну появиться на ночном небе. В ту ночь небо услышало крики о помощи какого-то заблудившегося человека. В ночной мгле прохожий не мог найти дорогу домой. Света всех звезд оказалось недостаточно, чтобы осветить ему дорогу. Тогда мудрый ветер прилетел к Луне и сказал: “Луна, только твой ослепительный свет способен указать человеку путь к дому. Ты сама знаешь, как страшно бывает совсем одной в ночном мраке. Только твоя способность светить может ему помочь. Покажись на небе, заставь свой страх на время отступить!”
Маленькая Луна послушалась мудрого ветра, пересилила свой страх и появилась на небе. При ее появлении над Землей ночная мгла отступила. И вдруг Луна увидела то, что никак не ожидала увидеть: зловещие чудовища и приведения, которые так раньше пугали ее, под ее мягким светом оказались вовсе не страшными, а милыми, добродушными, удивительными существами. Луна почувствовала, что совсем не ощущает страха.
Она и остальные небесные обитатели так заигрались, что превратили глухую темноту в сказочную волшебную ночь. Никогда еще никем так не восхищались, как ею. Маленькая Луна со всех сторон слышала восторженные возгласы и благодарность.(А.Серебрякова)
Упражнение “Покажи страшилку”.
Ведущий вывешивает на доску изображения страшных персонажей (Бабы-Яги, Кащея, Змея Горыныча, скелета). Затем отводит в сторону водящего, предлагает ему внимательно рассмотреть одного из этих персонажей и изобразить его как можно точнее, не произнося при этом ни слова. Остальные дети отгадывают, какую страшилку им показали.[2]
Упражнение “Картинная галерея”.
Детям раздаются черно-белые рисунки разных страшных персонажей. Им предлагается раскрасить и разрисовать их так, чтобы, взглянув на них, можно было рассмеяться. Портреты развешиваются на доске, и экскурсовод проводит экскурсию по картинной галерее, рассказывая о портретах так, чтобы вызвать смех.[2]
Остров Радости.
Играет песня “От улыбки” (авторы: В.Шаинский-М. Пляцковский)И последний остров на пути к стране Детства – остров Радости. И здесь нас встречают Веселинка и Добринка. [1] Веселинка у нас просто как фонтан радости, а Добринка показывает нам, что если ты будешь делать людям добро, обязательно тебя ждет счастье и радость. Добринка предлагает вам поиграть в игру “Собираем добрые слова” и сказать друг другу все самое приятное.
Упражнение “Собираем добрые слова”. Дети, кидая друг другу мячик, вспоминают добрые слова или хорошие качества людей.[2]
Упражнение “Я радуюсь, когда…”. На доске вывешивается сердцевина цветка с надписью “Я радуюсь, когда…”. Каждому ребенку дается лепесток, где он должен написать окончание этого предложения. После этого лепесток прикрепляют к сердцевине. [5]
Заключительная часть – рефлексия.
А теперь ребята, под эту замечательную песенку мы с вами наконец-то добрались до страны Детства. Я надеюсь, что наше путешествие вам понравилось и помогло стать более добрыми, отзывчивыми, научило вас радоваться и фантазировать, научило побеждать свои страхи, обиды и злость. Я желаю вам, когда вы вырастите и станете совсем взрослыми все равно сохранить в себе частичку детства. Ну а что такое детство? Конечно же, игрушки и конфеты. И я в память о нашем сегодняшнем занятии хочу каждому из вас вручить маленький кусочек детства, а еще почетные грамоты за то, что вы смогли преодолеть все препятствия и добраться до сказочной страны.
Занятие 5-6: "Пластилиновая ворона"
Цели: Развить внутригрупповые отношения; Диагностировать умение работать в группах по заданию.
Задачи: Осознать особенности общения с одноклассниками; Осознать собственные индивидуальные особенности и особенности одноклассников; Снизить уровень тревожности.
Оборудование: Пластилин по количеству участников.
Время проведения: 2 академических часа
Ход занятия
Организационный момент. (Детям выдается пластилин.)
Психолог: Ребята, перед вами лежит волшебный пластилин. Возьмите те брусочки, к которым потянется рука. Сейчас, каждый из вас представит то, что хотелось бы вылепить из этих брусочков. Это должно быть то, что первое придет в голову. Это может быть предмет, может быть животное или растение, а может быть даже какое-то чувство.
Основная часть.
Возьмите любой цвет и начните его разминать, почу4вствуйте, как материал вам поддается, как он принимает любую желаемую форму, он мягкий и тягучий и вы можете сотворить из него все что захотите. Итак, мы начинаем творить. (На лепку отводится примерно 25 минут)
После того как все окончили, дается следующее задание.Психолог: Какие вы молодцы! Посмотрите, какие у всех разные и красивые получились фигурки. У каждой свой характер и свое настроение. ( При желании можно некоторые прокомментировать). А теперь представьте себя тем героем, которого вы вылепили, подумайте и расскажите нам от имени этого создания о нем: кто оно, где живет, есть ли у него семья, друзья, враги. О чем оно мечтает и чего оно боится. (Дается время на обдумывание.)
Далее ребятам предлагается поиграть в интервью и задавать вылепленным героям интересующие вопросы.(На рассказ всех участников отводится примерно 35 минут)
Затем, на следующем этапе ребятам предлагается предавать фигурки по кругу для того, для того, чтобы каждый ребенок долепил и добавил какой-то свой элемент. Добавляя свой элемент каждый говорит что-то хорошее, зачем он добавляет эту деталь. Передают до тех пор, пока фигурка не вернется к хозяину. ( Примерно 15 минут)
После, каждый ребенок по кругу говорит, понравилось ли ему то, что добавили, действительно ли этого не хватало.
Заключительная часть – рефлексия.
В заключении занятия необходимо сказать, что у каждого из нас много доброго и хорошего. И всегда рядом найдутся люди, которые помогут и не бросят в беде. Далее следует рефлексия. Ребятам разрешается забрать фигурки с собой, либо оставить в кабинете психолога да следующего занятия.
Занятие 7: "Давайте жить дружно!"
Цель: развитие коммуникативные навыки.
Задачи: вырабатывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: цветные карандаши, листы, музыка.
Время проведения: 1 час
Ход занятия:
Организационный момент. Игра “Общий ритм” все стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши, задавая ритм, который группа поддерживает.
Основная часть.
Ведущий: Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя (Я тебе свое "Я", а ты мне – свое "Я").
Вопросы для обсуждения: – Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? – Нужно ли учиться общению? – Как вы считаете для чего это нужно?
Игра на внимание “Кряк-квак”. Чтение стихотворения Б.Липановича “Интересный разговор”.
Лягушонок “Квак-квак!”,А Утенок “Кряк-кряк!”, Все сказали, все спросили…Хорошо поговорили!
Дети стоят возле парт. Ведущий в произвольной последовательности произносит слова “Лягушонок” и “Утенок”. Мальчики хором говорят слова лягушонка (“Квак-квак” ), девочки – слова утенка (“Кряк-кряк”).Игра проводится в быстром темпе на выбывание: кто ошибется – садится. В конце подводится итог, кто был внимательнее (“Утенок” или “Лягушонок?”)
Беседа об общении
– Согласны ли вы с тем, что герои стихотворения “хорошо поговорили”? Почему? – Зачем люди разговаривают между собой? – Известно, что Робинзон Крузо 28 лет провел на необитаемом острове. Как вы думаете, что было для него самым трудным? (Несмотря на то, что добывать огонь, заниматься строительством,. охотой, земледелием, изготавливать мебель, одежду и т. д. было непросто, тяжелее всего было одиночество (“Не с кем поговорить”.) Задание классу: попробуйте как можно дольше не говорить, сколько вы выдержите?
Упражнение “Я рад общаться с тобой”
Ведущий предлагает одному из учащихся протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому ребенку, произнеся эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг. Завершает упражнение ведущий словами:“Ребята, я рада общаться с вами!”
Игра “Если нравиться тебе, то делай так!”
Дети стоят в кругу, а ведущий в кругу показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки “Если нравится тебе, то делай так…”, остальные дети повторяют движение, продолжая песенку:“Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…”. Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока каждый побывает в роли ведущего.
Упражнение “Подари камешек” (цветочек, сердечко и т.д.)
Ведущий предлагает детям взять из коробки по одному или по два разноцветных камешка и подарить их тому, кому они захотят, но обязательно со словами: “Я дарю тебе камешки, потому что ты самый…(сказать о том, что тебе нравится в этом человеке).Тем детям, которым никто не подарит камешек, это нужно сделать ведущему, который обязательно отмечает лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.
Упражнение “Мостик дружбы”
Ведущий просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, ведущий может сам встать в пару с кем-то из детей и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснувшись головами и ладошками).Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы “построить” мостик втроем, вчетвером и т. д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая “Мостик дружбы”.
Упражнение “Нарисуем жизнь”
Ведущий предлагает учащимся нарисовать жизнь (класс, школу) так, как они ее (его) представляют. Рисунок может включать в себя символы, картинки, слова – все, с помощью чего передать самое важное в жизни.
Заключительная часть – рефлексия. – Что понравилось больше всего? – Что вам дало это занятие?
Занятие 8- 9: "Навыки жизни". Тема: "Критика. Навыки критического мышления"
Цели: выработка навыков поведения при обращенной критике; умение критиковать; формирование навыков критического мышления.
Задачи: ввести и раскрыть понятия “критика”, “критическое мышление”; выявить причины критики; уметь критиковать другого, применяя метод “Я - отношения”; сформировать критическое отношение к товарам, продуктам питания, рекламе.
Оборудование: телевизор, DVD или компьютер.
Время проведения: 2 академических часа
Ход занятия.
1. Организационный момент. Учащиеся рассаживаются по кругу.
-Здравствуйте, дорогие ребята, давайте поздороваемся и передадим друг другу импульс доброты, улыбнемся друг другу.
-Наше сегодняшнее занятие начнем с игры “Выражение мыслей”.
Я говорю фразу, называю игрока и бросаю ему мячик, ученик должен продолжить рассказ логическим по содержанию предложением рассказ. Таким образом, перебрасывая мячик, составляем рассказ.
Основная часть. Тема нашего занятия “Критика. Критическое мышление”.
Мозговой штурм. -Давайте обсудим, как вы понимаете смысл понятия “критика”? Критика- обсуждение, разбор чего-нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки. -Попробуйте вспомнить, когда вас критиковали по поводу поведения, учебы, внешности. Что вы при этом чувствовали? Дети говорят о своих ощущениях в тот момент, когда их критикуют, передавая мяч по кругу. -Давайте поразмышляем, почему люди критикуют? Дети предлагают свои варианты.
Н.Энкельман предлагает рассмотреть следующие мотивы:
из-за недоброжелательного отношения , из мести, по злому умыслу, из зависти,
из-за неудовлетворенности собой, чтобы перенести свою критику на другого,
чтобы отвлечь внимание от собственных слабостей, чтобы обратить внимание на себя,
т.к. человек уверен, что сам сможет всё сделать лучше, чтобы оскорбить,
из-за общего дурного настроения, из-за высокомерия, из-за агрессивного поведения.
Как видите, в списке много негативных черт характера. Поэтому, прежде чем высказать кому-либо критику, попробуйте обнаружить в этом человеке 3 положительные черты. А после этого критика может оказаться такой мелочной, что пропадет желание её высказать.
-Какие положительные черты характера вы можете обнаружить у своих одноклассников?
Упражнение в кругу: каждый ученик называет по одному положительному качеству.
-А чего мы хотим достичь критикой? Мозговой штурм. Учащиеся называют причины:
плохого настроения, необходимости защищаться, агрессивности, неуверенности,
враждебных отношений, оскорблений, встречной критики, неверия, безразличия,
противоположного тому, чего стремились достичь, упадка сил той и другой стороны,
дальнейшего ухудшения собственного настроения,
Как видите, никаких положительных результатов достичь с помощью критики невозможно. Причиной критики может быть или глупость, или человек не любит людей и не стремится к нормальному существованию с ними. Но без любви к людям, к жизни дело совершенно не пойдет.
Так что же делать? Психологи разработали правила критики.
Памятка “Критика”. Прочитаем по цепочке по одному пункту эти советы. Проследите за самим собой, как часто в течение дня вы критикуете других, пусть даже дело касается вполне “безобидной” критики.
Понаблюдайте, как выражают критику окружающие вас люди и средства массовой информации, принимаете ли вы ее?
Прежде, чем вам захочется кого-либо покритиковать, спросите себя, чего вы этим добьетесь?
Когда вы захотите разразиться критикой, подумайте о трех положительных качествах критикуемого.
Тренируйтесь в искусстве вместо критики положительно мотивировать. Будьте благодарны за то, что произошло, вместо того, чтобы быть неблагодарным за то, что не произошло.
Если критикуют вас самого, учитесь искусству не принимать критику близко к сердцу, позволять ей стекать с вас, как с гуся вода. Задумайтесь, почему критикующий вас, хочет “выпустить пар”, обращая стрелы своей критики на вас, и простите ему это. Поразмыслите в спокойной обстановке, в чем он может быть прав.
Если другой упорствует в высказывании критических замечаний, реагируйте, сохраняя невозмутимость и хладнокровие, констатируя: “Таково ваше мнение и ваша позиция, мои же - таковы… . Давайте подумаем, в чем наши точи зрения сходятся”.
Учитесь каждое “нет”, сказанное собеседником, превращать в “да” не посредством уговоров, а через убеждения и позитивную мотивацию.
Упражнение: “Я-послание”, “Я-сообщение”.
Вместо оценки поступка собеседника высказывается свое эмоциональное состояние, возникшее в результате его.
Например: вместо слов “Сколько можно! Ты постоянно говоришь так высокомерно! Вечно сидишь на стуле, как Наполеон!” лучше сказать “Когда ты говоришь так, сидишь, скрестив руки, я чувствую себя приниженным”. На такую фразу трудно обидеться, ведь человек не выставляет оценок, а говорит о своих ощущениях. Он так чувствует, и он не может быть не прав. Разве можно обижаться.
Попробуйте перефразировать предложения в форме “Я-послания”. Обсудите в парах варианты ответов.: “Ну и прическа у тебя сегодня!”, “Вечно ты над всеми подтруниваешь, считаещь себя лучше других” и др. - Как следует принять критику? *Совет 6 в памятке “Критика”. Можно поблагодарить, хотя это не всегда приятно, затем проанализировать, возможно, в этом есть доля правды, и постараться критически относиться к себе.
Когда нам высказана информация, мы осмысливаем ее и критически оцениваем. Какую информацию следует подвергать критическому осмыслению, не принимать на веру полностью и целиком?
Реклама, покупаемые товары и продукты. Реклама предназначена для продажи как можно большего количества любого товара с целью получения денег и часто не содержит правдивой информации, особенно о негативных его свойствах.
Пример: реклама жевательной резинки. Назовите ее негативные свойства.
-выделяется желудочный сок при жевании, а это опасно, когда в желудке нет пищи; микробы, которые скапливаются в трещинах, резинка не убивает, а плотнее утрамбовывает, и эти микробы, а вместе с ними и остатки пищи, разрушают эмаль зубов; разрушает десны при длительном жевании.
А при покупке товара, на что следует обратить внимание? По каким признакам мы определяем полезность продукта? По воздействию на здоровье человека.
Рекламы товаров, продуктов питания, вредных для здоровья: пиво, сигареты, алкогольные напитки. Вывод: Критически мысля, можно противостоять давлению рекламы и строить свой здоровый стиль жизни без ядовитых и вредных продуктов с красивыми этикетками.
Домашнее задание: на альбомных листах нарисовать рекламу какого-нибудь полезного продукта, обсудить тему нашего сегодняшнего разговора с родителями дома. Обсудить советы психологов, как правильно критиковать.
Игра в парах. “Один из вас задумает какой-нибудь продукт, который он купил в магазине, а дома обнаружил, что этот продукт некачественный. Второй задает вопросы: почему купил этот продукт, что привлекло твое внимание, и по каким признакам определил, что купленный продукт некачественный. Одна пара показывает свой сюжет.
Заключительная часть – рефлексия.
Наше занятие подходит к концу, оцените, пожалуйста, включенность в сегодняшнее занятие с помощью жетонов: -зеленый – частичное включение, -желтый – средний уровень, -красный – полная включенность.
Занятие 10-11: "Агрессию — под контроль!"
Цель: гармонизация эмоционального состояния.
Задачи: знакомство с понятиями “Агрессия”, “Агрессивность”, актуализация и переживание различных ситуаций.
Оборудование: компьютер, соленое тесто или пластилин, шарики или бусинки.
Время проведения: 2 академических часа
Организационный момент.
- Добрый день. Я рада, что мы сегодня собрались здесь и надеюсь, что мы с пользой проведём время и узнаем что- то новое. В знак того, что мы готовы сотрудничать друг с другом, давайте улыбнёмся друг другу. Для того, чтобы сосредоточиться и настроиться на занятие я предлагаю вам выполнить упражнение “Сигнал”.
2. Основная часть.
Упражнение “Сигнал”. Участники стоят в кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто- то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передаётся по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем нашем занятии? Чтобы узнать это я предлагаю послушать аудиозапись (записан диалог, в котором проявляется агрессивность одного из участников). - Как вы думаете, какие чувства в данный момент испытывают участники спора? (гнев, злость, обида, страх). - Как можно назвать поведение того, кто в данной ситуации нападает.
Попытайтесь обозначить одним словом. Нарисуйте выражение лица этого человека.
- А знаете ли вы, что означают слова “агрессия”, “агрессивность”.Агрессия – любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся к готовности к агрессии.
- Ну, теперь я надеюсь, вы можете сказать, о чем мы будем говорить (высказывания детей). - Правильно, мы будем говорить о способах, помогающих контролировать агрессивное поведение. - Как вы думаете, для чего нам нужно контролировать эмоции и нужно ли это вообще? (чтобы хорошо относиться к людям, не обижать никого, не быть грубым, жестоким).- Хорошо. Так как мы будем сегодня говорить о способах контроля над эмоциями, девизом нашего занятия будет его название “Агрессию – под контроль”.
Этап 1. Скульптура агрессивного состояния.
Предложить детям выбрать и организовать удобное для своей работы пространство (кто- то любит лепить на полу, кто- то на стуле, кто- то за столом).
Предложить детям подумать, какими они бывают в состоянии гнева, злости, т.е. в состоянии агрессии. Используя тесто или пластелин, вылепить скульптуру своего агрессивного состояния. Это не обязательно должна быть фигура человека, может быть любой объект, отражающий взгляд детей, содержание состояния.
По окончании лепки дети представляют свои работы. Каждый ребенок рассказывает о том, что отражает его скульптура. (при желании скульптурам можно дать названия).
- Эти скульптуры я предлагаю оставить себе на память, и когда вы в гневе, обижены, злитесь на кого-то, хотите подраться - посмотрите на свою скульптуру, представьте себе, что вы так выглядите в момент проявления агрессивности и сделайте выводы. Это один из способов контролирования агрессии.
- Существует еще много способов отреагирования гнева. О них мы поговорим позже. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игры, способствующие снижению агрессивности.
Игра “Обзывалки”
Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов, мебели).
Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты…морковка!”. Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительной пикировке обязательно следует сказать что- то приятное, например: “А ты…солнышко!”.
Игра “Волшебные шарики”
Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек “лодочку”. Затем он вкладывает каждому в ладони стеклянный шарик- “болик”- и дает инструкцию : “Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладони вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения”.
- Вот мы и поиграли с вами в игры. Какое у вас сейчас настроение? А как вы думаете. Может ли такая игра преодолеть злобу, гнев? Попробуйте применить игру “Обзывалки”, когда вы на самом деле с кем- то ссоритесь.
- Мы уже с вами решили, что после игры у нас всех хорошее настроение. Давайте сейчас возьмем свои шарики и нарисуем лицо человека, который перестал злиться и пребывает в хорошем настроении. (Дети рисуют, затем сравнивают нарисованное).- А сейчас, ребята, я вас познакомлю с некоторыми способами от реагирования гнева.
Способы выражения (выплёскивания) гнева:
громко спеть песню;попрыгать на скакалке;полить цветы;
пробежать несколько кругов вокруг дома;стучать карандашом по парте;
скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить;
быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.
После ознакомления детей, раздать им памятки, предложив пользоваться ими, когда это необходимо.
Рефлексия: я узнала сегодня…мне понравилось…мне не понравилось…я, пожалуй, возьму для себя…-На этом наше занятие закончено. Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу. До свидания.
Занятие 12 – 13: "Учимся доверию"
Цель: проанализировать отношение к самому себе, освоить «Язык доверия» к окружающим людям.
Материал: набор карточек «Какой я?», плакат «Язык доверия», рекомендации «Советы психолога», магнитофон.
1 ЭТАП. Введение.
Значение слова «доверие» Вам хорошо знакомо, об этом говорят ваши сочинения (зачитываются отрывки творческих работ).
Даже маленький ребенок уже учится доверять или не доверять. Например, он с удовольствием идет на руки к маме, улыбается, играет с ней и начинает плакать, когда видит чужих людей. Но бывает так, что, дожив до старости, человек так и не умеет доверительно, откровенно общаться. Чтобы с нами этого не случилось, я предлагаю сегодня научиться доверять себе и другим людям.
А начнем мы наш урок с психологической разминки. Она необходима для того, чтобы сплотиться, создать дружескую атмосферу в классе, простые и легкие отношения.
«Психологическая разминка».
Цель: Сплочение группы, создание дружеской атмосферы.
1 упражнение. Внимание. Сейчас я назову некоторое число и, по команде, должны подняться столько человек, сколько я назову. Договариваться, перемигиваться запрещено. Постарайтесь понять друг друга, кто сейчас встанет?
2 упражнение. Нужно поднять руку и показать на кого-то в группе. Все должны стараться показать на одного человека.
3 упражнение. А теперь вы должны показать друг на друга так, чтобы у Вас совпали пары.
Обсуждение: по вопросам: Кому показалось, что на него было направлено больше всего рук? Ты считаешь себя яркой, необычной личностью? У кого совпали пары? Кого вы выбрали, почему? Кому эта игра показалась легкой, трудной, почему?
2 ЭТАП. «Учимся доверять себе»
Итак, некоторым из Вас в игре было трудно, некоторым легко. А отчего так происходит? Оттого, что все мы разные - по характеру, темпераменту. Мы все - индивидуальности. Об этом уже шел разговор на предыдущих занятиях. Поэтому, чтобы нам легче было общаться с другими, в первую очередь, нужно изучать себя и выработать доверие к себе. Для этого предлагается выполнить следующее задание.
Перед вами яблоко. Давайте раскрасим его, не красками, а словами. Какое оно? (Обсуждение.)
А теперь возьмите карточки. На них нарисован силуэт человека. Представьте, что это Вы сами. Попробуйте каждый себя охарактеризовать словами. Какие вы?
Обсуждение. Зачитываются слова, какими видят себя дети. Анализ. Давайте заглянем в душу человека и посмотрим, какое место занимает в ней доверие к себе.
Анализ рисунка (сердце человека, условно разделенное на 4 части).
1-я частичка называется «Только моё». Здесь закладывается доверие к самому себе. Отсюда пришли на ум слова, которые вы написали на карточках. Дается установка на развитие положительных качеств человека - доброта, отзывчивость и т.д. Учениками делается вывод по вопросу « С чего начинается доверие к себе?» 2-я частичка вырезается. Это то, что человек не знает о себе. Её заполняют окружающие, когда что-то говорят об этом человеке. 3-я частичка «Ночь». В течение всей жизни, она может не развиваться, а проявиться, например, в критической ситуации (пример с Героями Великой Отечественной войны). 4-я частичка «Солнышко» - характеризует отношение к другим людям, закладывается в семье и не только. Пример с различными жизненными установками в семьях.
Пример 1. Если у меня строгие родители, которые с детства внушали: «Жизнь - это джунгли, где каждый только сам за себя и хорошего от людей не жди. Пока человек не доказал, что он порядочный, держись от него подальше».
Обсуждение, каким вырастет ребенок в такой семье.
Пример 2. Когда грустные родители говорят: «Жизнь - это сложная вещь, и люди бывают разные. Не будь слишком доверчивым, присматривайся к людям. Не подпускай к себе, пока не убедишься, что человек хороший».
Обсуждение, какими качествами характера будет обладать ребенок в семье.
Пример 3. Добрые родители говорят: «Жизнь прекрасна! Конечно, бывают люди и недобрые, но подходи ко всем открыто. Пока человек не доказал, что он плохой, считай, что он хороший, добрый, порядочный».Обсуждается, какие из жизненных установок наиболее правильные, поведение эгоистичных людей, делается вывод и рекомендации: «приносить тепло» другим людям.
Вывод. Каждая из установок по-своему верна. Ведь у каждого в душе есть свое «Солнышко», только светит оно по-разному, в разные стороны. Кто-то согревает в первую очередь себя, а кто-то больше греет других людей. Просто постарайтесь понять другого человека и согреть своим душевным теплом его.
3 ЭТАП. «Язык доверия»
Дискуссия по вопросу: Какими качествами должен обладать каждый из нас, чтобы мог войти в доверие к другому? Разыгрывание ситуаций, предложенных психологом.
Ситуация. Катя пришла в школу в новом платье. На перемене, играя, она случайно порвала его. Зная, что дома предстоит объяснение с родителями, она очень расстроена.
Психолог распределяет роли учащимся. Задача, войти в доверие к девочке и успокоить ее. Несколько человек разрешают ситуацию. Далее обсуждается, как можно войти в доверие к человеку. Работаем со схемой, состоящей из различных блоков. (Схема выполнена в виде рисунка.)
Объяснение схемы учащимися. Психолог дополняет схему советами Д. Карнеги. «Интересуйтесь людьми. Умейте слушать их. Подумайте о важности проблем других.» Делаются выводы, как можно расположить к себе человека, вызвать доверие.
4 ЭТАП. Игровая ситуация «Телефон доверия».
(Психолог записывает на магнитофон импровизированный звонок на «телефон доверия» - девочка боится отвечать у доски.) В результате беседы получает совет психолога, ребята добавляют свои рекомендации, дается установка, чтобы обсудить свои школьные проблемы на «классном» телефоне доверия на следующем занятии. Даются «Советы психолога».
Выводы.
1. В течение обсуждения дети самостоятельно приходят к выводу, какими качествами должен обладать человек в общении с другими.
2. Игровые ситуации закрепляют навыки поведения в обществе, учат смекалке, фантазии, душевной теплоте, снятию психической напряженности.
3. Учитывая возрастные особенности детей, следует отметить, что наглядная, образная форма подачи материала вызывает большой интерес у детей, не только к себе, но и к психологии, как науке.
Занятие 14-15: « Цветотерапия»
Цели: Расширить представление детей о белом цвете; Активизировать чувствительность и восприимчивость детей к окружающему миру; Повысить уровень эстетического воспитания.
Задачи: Развитие эмоционально-чувственной сферы; Развитие социального чувства; Развитие внимания, памяти, мышления; Автоматизация звуков “Л” и “Л?”.
Основная методическая идея: коррекция личностного и интеллектуального развития посредством метода цветотерапии.
Педагогические технологии: Здоровьесберегающая технология в основе, которой лежат принципы гуманистической психологии.
Инновационные методы и приёмы:
Создание специальных ситуаций.
Визуализация цвета.
Медитация с цветом.
Использование релаксационных упражнений.
Оборудование: Предметы белого цвета (карандаш, снежинка, шаль, лебедь, альбомный лист, самолётик). Магнитофон. Изображения зимней природы (иллюстрации). Презентация занятия.
Время проведения: 2 академических часа
Ход занятия
Вступление (звучит музыка П.Чайковского из “Времён года”) Учитель. Здравствуйте, мои юные друзья! Сегодня я приглашаю вас совершить удивительное путешествие в Страну Белого цвета.
Всё бело, ой, всё бело,Белым цветом расцвело.Бел зайчонка лёгкий след,На берёзе бел берет.И на рощице ольховойБелым-бел платок пуховый.
Упражнение “Погружение в предмет”. Посмотрите на белый цвет. Нравится он вам? Что вы чувствуете? Каким вам кажется этот цвет? Тёплым или холодным? Радостным или грустным? Праздничным или повседневным?(ответы детей)
Учитель. Молодцы! Вы очень хорошо ощутили этот цвет.
Белый чистый лист бумаги – Испытанье для отваги,Если есть в душе желанье Всё опять начать с нуля.Белый цвет всегда возвышен, Чистоту его мы слышимВ снега утреннем молчанье, В льдистом хрусте января.
Белый цвет – цвет чистоты, удачи, добра и света. Это цвет очищения, он помогает снять напряжение, расслабиться. Белый цвет символизирует начало чего-то нового. Погрузившись сегодня в этот цвет, мы станем чуть-чуть добрее и красивее.
Упражнение “Что умеют предметы?”. В Белой стране так много белого. Давайте назовём предметы, которые лежат у меня на столе, вспомнив о том, что умеют делать эти предметы. Не забывайте о наших дежурных звуках “Л” и “Л' ”. Например, белая снежинка, плавно кружась, ложится на землю. (ответы детей)
Упражнение “Родственные слова”. А сейчас попробуем вспомнить и назвать слова – родственники, слова с общим корнем “БЕЛ” (ответы детей)
Учитель. В нашей стране есть волшебный белый стул. Кто на него садится, то сразу забывает все неприятности, всё плохое. Это стул делает человека добрее. Кто желает увидеть и почувствовать свои самые лучшие качества души? (Ребёнок садится на стул, закрывает глаза, а остальные по очереди говорят о нём только хорошее).Звучит музыка Друзья! Пришло время волшебной сказки. (инсценировка “Сказки о художнике и волшебных снежинках”)
Учитель. Давным-давно, как раз за день до наступления Нового года шёл сильный снег. Небо в тот день было хмурым. Снег падал на крыши домов, опускался под копыта коней, мчавших по широким проспектам сани с седоками. Снежинок падало много, и у каждой был свой путь, свои приключения. А две самые главные снежинки, королева и её дочь – принцесса, долго кружились над городом и опустились как раз на окно дома, где недавно родился малыш.
Принцесса. Ой, мамочка, какой миленький!Королева. Подумаешь – мальчишка! Подрастёт и примется лепить из моих снежинок снежки да кидаться в прохожих…Принцесса. Я хочу пожелать этому малышу радости! Пусть у него сбудется всё, что пожелает!Королева. Не говорите глупостей, Ваше Высочество! Так не бывает!
Принцесса. А вот и нет, Ваше Величество, бывает! Потому что я так хочу! И наколдую! Пусть этот мальчик рисует удивительные картины природы, а от каждого зимнего пейзажа исходит таинственный белый свет….
Учитель. Тут дунул ветер, подхватил снежинки и понёс дальше. А малыш сладко спал в своей колыбельке и знать не знал о том, что ждёт его в жизни… Родители назвали мальчика красивым именем Юлий, а фамилия у него была Клевер. И стал он художником…
Учитель.
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит –И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.
Именно эти знаменитые строки вспоминаешь, глядя на картины Ю. Клевера. А что вы чувствуете, когда смотрите на эту удивительную зимнюю природу? (ответы детей)
Учитель. Вы всё верно подметили. Больше всего на свете Юлий Клевер любил сказки. Про лесного царя, домовых, речных и болотных духов. Это всё и нашло отражение в его картинах. Сучковатые деревья, причудливо переплетённые корни, напоминающие леших, кажется, ещё мгновение - и начнётся сказка. А эффект таинственного света создаётся тогда, когда поверх жёлтого или синего цвета накладывается белый. Этим приёмом и пользовался Юлий Клевер, создавая свои шедевры.
Поэты словами, художники красками, а композиторы музыкой стремились передать таинственную красоту белоснежной зимы. Ребята, а как вы считаете, какая мелодия может соответствовать белому цвету? (ответы детей) Давайте сейчас послушаем небольшой музыкальный отрывок П. И. Чайковского из цикла “Времена года”. (звучит музыка)
Учитель. Можно сказать, что эта мелодия соответствует картинам Ю. Клевера? (ответы детей)
Учитель. Действительно, музыка очень выразительна. П.Чайковский очень любил лесной воздух ,при этом испытывая что-то необыкновенное. После прогулок по лесу он сразу же садился за рояль, и под его руками рождались красивые мелодии. Так появились “Времена года”. Именно в части, посвящённой зиме, мы можем услышать белый цвет.
Релаксация.
Давайте немного отдохнём и послушаем белую музыку нашей души. (звучит музыка И. Крутого “Нежность”)
Закройте глазки и представьте себе зимний вечер. Вокруг всё спокойно и тихо. Маленькие снежинки плавно кружатся в морозном воздухе. Они очень красивые, нежные, лёгкие. Эти снежинки - ваши мечты и желания. Протяните руки своей мечте. Снежинки дают вам хорошую энергию, вы чувствуете себя счастливыми. Эти чувства останутся с вами навсегда. В глазах появится волшебный блеск, а душа будет радоваться каждому мгновению жизни, вы будете стремиться только к хорошему, доброму, светлому. Вы будете готовы поделиться своим настроением со всеми, кто вас окружает. А сейчас потянитесь, откройте глазки и улыбнитесь! (звучит песня “Как прекрасен этот мир”)
Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Что мы возьмём с собой из Белой страны? Что понравилось здесь? Что было самым трудным? (ответы детей)
Учитель. Сегодня по радио случайно услышала песню, исполняемую Николаем Караченцевым, о том, как ему среди зимы, когда “на душе белым-бело”, вспоминается кленовый лист как символ тепла прошедших мгновений:
Кленовый лист, кленовый лист,Ты мне среди зимы приснись.В тот миг, когда всё замелоИ на душе белым-бело…Приснись, приснись, рыжий лист кленовый….
Поэтому мне бы хотелось, чтоб в грядущей новой чистой жизни, ассоциирующейся с белым цветом, у вас всегда было место жёлтому цвету воспоминаний о нашей встрече.