Конспект урока по теме Обработка вытачек


Тема урока: Поузловая обработка юбки. Вытачки.
Цели урока:
Учебная: ознакомить учащихся с видами и назначением вытачек, сформировать у учащихся знания и умения по обработке вытачек в лёгком платье;
Воспитательная: воспитывать культуру труда и чувство ответственности;
Развивающая: развивать внимательность и аккуратность, наблюдательность и самостоятельность в работе.
ОУУН - Формировать умения сопоставлять предметы по форме, конструкции и особенностям материала. Развивать логическое и пространственное мышление.
Основные понятия: вытачки, конструктивные линии.
Учебно-наглядные пособия: манекен, на одну половину которого надето швейное изделие без вытачек, на другую половину - швейное изделие с вытачками, швейные образцы (непривычно большого размера) пооперационной обработки вытачек, слайды, видеофрагменты.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: история, рисование.
Подготовительный этап: учащиеся получают задание собрать материал о фасонах одежды разных исторических эпох. Подготовка к уроку состоит из самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, подготовки электронной презентации и индивидуальных консультаций учителя.
На доске: тема урока, эпиграф; карточки с названиями линий, карточки с мерками и расчётными формулами, размеры женской одежды, чертёж прямой юбки.
План урока (2 урока по 40 минут).
Организационный момент (1 мин.).
Сообщение темы и цели урока (1 мин.).
Проверка знаний (5 мин.).
Сообщение нового материала (совместно с учащимися) (10 мин.).
Физкультурная минутка (1 мин.).
Вопросы для закрепления знаний (5 мин.).
Упражнение “Обработка вытачки” (18 мин.).
Физкультурная минутка (1 мин.).
Практическая работа № 1 “Технология обработки вытачек”;  Практическая работа № 2 “Изготовление образцов обработки вытачек” (35 мин.).
Заключительная часть урока, подведение итогов и выставление оценок (3 мин.).
ХОД УРОКА
1. Приветствие учащихся, перекличка, проверка готовности рабочих мест.
2. Озвучивание темы урока. Эпиграф к уроку (записан на доске) читается учителем: “С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся” (пословица).
Из истории: Портной и скорняк – одни из самых сложных профессий, связанных с искусством одевать человека. Издревле этим ремёслам начинали обучаться с детства. Учёба протекала долго и трудно. Работа портного в XIV–XVII вв. представляла собой достаточно тяжелый физический труд. Но с появлением универсальных швейных машин, шить стало гораздо легче.
Цель нашего урока: с помощью современного швейного оборудования и инструментов научиться делать разметку вытачки на ткани и обрабатывать вытачки на деталях швейных изделий.
3. Чтобы восстановить в памяти учащихся понятие о чертеже, ученикам предлагается задание у доски (4 человека):
1) На доске с помощью магнитов закреплены карточки с названиями линий - линия груди, линия талии, линия горизонта, линия бёдер, линия жизни.
Задание - правильно выбрать и расположить карточки на манекене и чертеже юбки и показать направление условных линий для снятия мерок и построения чертежа;
2) На доске закреплены карточки с мерками и расчётными формулами: Сб:2+Пб, Зп, Дтс/2, Ди.
Задание - правильно выбрать и расположить карточки на линиях чертежа прямой юбки;
3) На доске закреплён чертёж прямой юбки.
Задание - прочитать чертёж швейного изделия. Ответить на вопрос: какой размерный признак влияет на ширину базовой сетки чертежа прямой юбки?
4) На доске написан размер женской одежды: 158-96-104.
Задание - объяснить, что означают эти цифры.
Остальные учащиеся наблюдают за выполнением задания, определяют его правильность и указывают на ошибки, если они будут допущены.
- Дополнительные вопросы:
В каком масштабе строят чертёж швейного изделия?
Какие размерные признаки делят пополам при записи?
4. Что такое вытачка и для чего она нужна? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим костюмы разных исторических эпох.
Учащиеся демонстрируют слайды, подготовленные к уроку. Приложение 1 Женский костюм Древней Греции был очень прост. Ткань закрепляли на плечах с помощью узла или специальных зажимов и подпоясывали на талии, создавая тем самым большие объёмы в области груди и в области бёдер. Все линии женской фигуры скрывались драпировкой (швейное изделие без вытачек на манекене). Со временем костюм менялся, становился более изысканным, нарядным. Но большие объёмы по-прежнему скрывали женское тело. Современная мода предъявляет к одежде много требований, и в первую очередь, удобство и практичность. Появление новых материалов способствовало развитию современной молодёжной моды – одежды супероблегающей, яркой и красивой (швейное изделие с вытачками на манекене).
- Как же из плоских деталей получить изделие, соответствующее объёмным формам женской фигуры? В этом заключается основная задача швейного процесса. Из числа средств, с помощью которых решается эта задача, наиболее распространёнными являются вытачки, они помогают создать необходимое облегание фигуры.
Вывод: Излишки ткани на фигуре убирают в вытачки.
Перед тем, как продолжить урок, давайте запишем тему и поставим перед собой задачу выяснить: какие бывают вытачки по месту расположения и по конструкции (данные представим в виде схемы).
Вытачки могут быть выполнены от среза и в середине детали. Вытачки от среза - 1 - (рис.1, швейное изделие с вытачками) имеют форму треугольника и применяются в поясных и плечевых изделиях. По линии талии в поясных изделиях располагают три вытачки - переднюю, боковую и заднюю (чертёж юбки, образцы швейных изделий). По конструкции эти вытачки делятся на разрезные и неразрезные. Разрезные вытачки применяют при обработке изделий из толстых недорогих тканей (швейные образцы).
Вытачки в середине детали - 2 - (рис.1, швейное изделие с вытачками) имеют форму ромба и применяются в основном в плечевых изделиях.
На модели вытачки показывают с помощью конструктивных линий по направлению шва вытачки (рис.1, Приложение 1). Количество и форма вытачек зависит от фасона и размера изделия. Для обобщения сказанного учащимся предлагают схему (рис.2, Приложение 1).
Из истории: Издревле ремеслу портного обучали мальчиков. Дело передавали от отца к сыну. Когда ученик мог сам сшить и отделать костюм, ему присваивали звание мастера. Такой костюм во всех ремесленных мастерских носил название – “шедевр”.
Разметка вытачек.
Вытачки, идущие от среза, намечают мелом или мылом с изнаночной стороны детали (зарисовывается в тетрадь) тремя линиями: средней, боковой и линией, ограничивающей конец вытачки (рис.3, Приложение 1). Вытачки, находящиеся в середине детали, намечают с помощью четырёх линий: средней, боковой и линиями, определяющими начало и конец вытачки (см. образцы пооперационной обработки).
Обработка вытачек.
Для обработки вытачки деталь перегибают по средней линии лицевой стороной внутрь. Чтобы слои ткани не сдвигались при обработке, вытачку скалывают булавками, располагая их перпендикулярно к линии шва (учащиеся работают с образцами). Смётывание производят по боковой линии, начиная от вершины вытачки к срезу детали. А стачивают от среза к вершине, постепенно сводя строчку на нет. В начале и в конце строчки делают закрепку (Приложение 2).
Если вытачка расположена в середине детали, смётывание и стачивание её сторон начинают от одной из вершин.
Сгиб вытачки и шов приутюживают. Затем деталь разворачивают, припуск вытачки отгибают в сторону и заутюживают. У вытачек, расположенных вертикально, припуск заутюживают в сторону середины изделия, у горизонтальных и наклонных вытачек – вверх. Припуски ткани у разрезной вытачки разутюживают (Приложение 1, швейные образцы). У вершины вытачки после стачивания образуется слабина ткани (выпуклость), её сутюживают с изнаночной стороны утюгом с увлажнением.
5. Физкультминутка
6. Вопросы для закрепления знаний:
- Для чего применяют вытачки?
- В каком костюме больше вытачек: женском или мужском?
- В каких изделиях выполняют разрезные вытачки?
- Как показывают вытачки на эскизе модели?
- Как намечают вытачки на детали?
- Как заутюживают вытачки в изделиях?
На чужую работу глядя, сыт не будешь. (Пословица)
7. Упражнение. Обработка вытачки.
Оборудование, материалы и инструменты: лоскут хлопчатобумажной ткани размером 25х30 см, ножницы, нитки, игла, булавки портновские, напёрсток, линейка, швейная машина, утюжильный стол, утюг, образцы пооперационной обработки вытачек. Инструкционные карты.
Порядок выполнения работы:
ТБ при работе с ручными инструментами, при работе на швейной машине, при работе с утюгом;
На середине лоскута ткани, с изнаночной стороны наметить вытачку: длина 18 см, раствор 8 см (по 4 см от середины вытачки влево и вправо), провести боковые стороны вытачки.
Сложить деталь лицевой стороной внутрь, вытачку сколоть булавками, сметать, совмещая боковые стороны вытачки, начиная от вершины к срезу.
Стачать вытачку по боковой линии, начиная от среза к вершине, постепенно сводя строчку на нет. В начале и в конце строчки делать закрепки. Удалить нитки смётывания.
Сгиб вытачки и шов приутюжить. Вытачку заутюжить на одну сторону. Сутюжить слабину у вершины вытачки с изнаночной стороны.
Образец прикрепить в альбом.
Самоконтроль: размеры вытачки соответствуют заданным; строчка стачивания ровная, начинается от среза ткани, заканчивается на сгибе, у вершины вытачки; в начале и в конце строчки выполнены закрепки.Во время выполнения упражнения - целевые обходы рабочих мест учащихся:
обход с целью проверки начала выполнения работ;
обход с целью проверки соблюдения учащимися правил ТБ;
обход с целью проверки правильности выполняемой работы;
обход с целью индивидуального инструктажа с отстающими учениками – разъяснение учебного материала, показ выполнения приёмов работы.
Анализ работ учащихся.
8. Физкультминутка
9. Практическая работа № 1. Технология обработки вытачек.
Для учащихся разработаны карточки разного уровня сложности с вопросами и заданиями по теме (рис.4). На оценку “Отлично” нужно выполнить все задания.
Порядок выполнения работы:
В заданиях № 1 и № 2 букву правильного ответа обвести в кружок;
Задание № 3 выполнить карандашом.
10. Практическая работа № 2. Изготовление образцов обработки вытачек.
Для учащихся разработаны карточки разного уровня сложности с заданиями по теме (рис. 4). На оценку “Отлично” нужно выполнить все задания.
Оборудование, материалы и инструменты: лоскуты ткани размером 17х20 см, ножницы, нитки, игла, булавки портновские, напёрсток, линейка, швейная машина, утюжильный стол, образцы пооперационной обработки вытачек, карточки с заданиями.Порядок выполнения работы:
1) Ознакомиться с рисунками – схемами вытачек;
2) Выполнить обработку заданных вытачек;
3) Проверить качество выполненных работ;
Во время выполнения задания - целевые обходы рабочих мест учащихся обход с целью проверки начала выполнения работ;
обход с целью проверки соблюдения учащимися правил ТБ;
обход с целью проверки правильности выполняемой работы;
Урок по теме« Обработка застежки в боковом шве юбки тесьмой – молнией».Учебный элемент, время Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению материалаУЭ - 0 Цели:Закрепить материал по теме: «Подготовка швейной машины к работе».Ознакомиться с одним из способов обработки застежки тесьмой – молнией.Научиться обрабатывать застежку в боковом шве тесьмой – молнией. Внимательно прочитайте цели урока.УЭ - 1 Выполните тест по теме «Машиноведение».1. Укажите цифрами в левом столбце последовательность действий при начале работы на швейной машине с ручным приводом.Проведите взаимопроверкуА. Опустить прижимную лапку. Б. Вставить шпульку в шпульный колпачок. В. Заправить верхнюю нить. Г. Вытянуть нижнюю нить наверх через отверстие в игольной пластине. Д. Придерживая верхнюю и нижнюю нити левой рукой, сделать 2 -3 стежка, поворачивая на себя правой рукой маховое колесо. Е. Вставить шпульный колпачок в челночное устройство. Отметьте знаком «+» правильный ответ2. Длинный желобок иглы при ее установке в иглодержатель должен быть повернут: а) влево; б) вправо; в) на работающего за машиной; г) в сторону челнока; д) со стороны заправки верхней нитки. Впиши пропущенное слово.3. Чем больше номер машинной иглы, тем __________ сама игла: 4. Качественной считается такая строчка, у которой регулированы _________ __________ и натяжение ___________ и _____________ ниток.5. Проверте правильность ответов по приложению №16.Оцените свою работу по схеме.9-10 правильных ответов – «5»;7-8 ответов – «4»;5-6ответов – «3»;Меньшее количество – «2»Занесите результат в лист оценок.УЭ - 2 Цель: Прочитать и ознакомиться с назначением тесьмы-молнии.Для застёжки в юбках обычно применяют крючки, пуговицы и тесьму-молнию. Наиболее распространённая и удобная застёжка-молния. Её используют при шитье любых юбок. В юбке молния может быть расположена в левом боковом шве, в шве на заднем или переднем полотнище юбки.Такая застёжка практична и эстетична. Правильно вшитая, она скрыта в шве, складке или в линии разреза, лежит гладко и не стягивает ткани. Длина молнии должна соответствовать длине застёжки, а цвет её тесьмы- цвету материала изделия. Тесьму- молнию обычно пришивают на швейной машине с помощью специальной лапкиРаботайте индивидуальноУЭ-3 Цель: Выполнить практическую работу пользуясь инструкционной картой и графическим изображением1. Заметайте боковые срезы юбки.Отогните нестачанные боковые срезы юбки на изнаночную сторону по намеченным линиям, заметать и приутюжитьОбращайтесь к приложению №2Работайте индивидуально обращайте внимание на графическое изображение.УЭ-4 2. Приметайте застёжку- молнию.а) раскрыть застёжку- молнию, наложить одну её сторону лицевой стороной на изнаночную сторону юбки, совмещая край звеньев с подогнутым краем бокового среза, приколоть и приметать. б) закрыть молнию и приметать её вторую сторону так, чтобы сгибы ткани, сходясь, целиком закрывали звенья молнии.Обращайтесь к приложению №3Работайте индивидуально обращайте внимание на графическое изображение.УЭ-5 3. Настрачивание застёжки молнии.а) проложить машинную строчку ( с лицевой стороны) на 0,1…0,2 см от звеньев молнии. Строчка в конце застёжки должна проходить перпендикулярно боковому шву или под углом на расстоянии 0,2…0,5 см от последних звеньев молнииб) пришить кромку и нижние концы тесьмы застёжки-молнии к припуску шва.в) проверьте правильность выполненной работы по приложению №4
Оцените свою работу по схеме:оценка «5»-за самостоятельное качественное выполнение изделия с установленными учителем к придельным размерам и частоте отделки.оценка «4»- за самостоятельное выполнение изделия с небольшими отклонениями от установленных требований к точности и частоте отделки, которые после замечания учителя могут быть устранены без больших затрат времени.оценка «3»- за самостоятельное выполнение изделия со значительными отклонениями по точности и частоте отделки, но которое может быть использовано по назначению после его доработки, требующей значительных затрат времени.оценка «2»- за невыполнение работы.Занесите результат в лист оценок.Работайте индивидуально обращайте внимание на графическое изображение.УЭ-6 Цель: подведение итогов.1. Прочитайте ещё раз цели урока. Достигли ли вы заданных целей?2. Оцените свою работу на уроке, занесите свою оценку в итоговый лист.3. Дома продолжить работу на проектом ( записать всю ту работу, которую вы выполнили в классе, при обработке застежки в боковом шве юбки застёжкой-молнией.)4. Запишите задание в дневникПриложение 1.1. 1-Б; 2-Е; 3-В; 4-Г; 5-А; 6-Д.2. б; д.3.толще.4. длина стежка; верхней и нижней.Приложение 2.1.Заметать- значит закрепить подогнутые края детали смёточной строчкой.2.Приутюжить-уменьшить толщину шва, сгиба или края детали.Приложение 3.Приметать- значит соединить части деталей или мелкие детали с основной деталью смёточной строчкой.Приложение 4.Самоконтроль. Проверьте:1) равномерность ширины шва притачивания застёжки-молния;2) закрыты ли звенья молнии подогнутым краем ткани;3) аккуратность выполнения работы.
Урок № 5. Тема: « Отрасли современного производства
Цели и задачи урока
На занятии мы будем объяснять понятия «мировое сообщество», «научно-техническая революция», «мегаполис», «социальное неравенство», «Интернет», «информационная революция». Дадим характеристику современному обществу, проанализируем его положительные и отрицательные стороны, обсудим роль технического прогресса в развитии человеческого общества. Будем продолжать учиться делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения. В ходе урока постараемся выразить свое отношение к миру предпринимателей и задуматься над соотношением материальных и нравственных интересов.
План изучения нового материала:
Современное производство, его отличительные черты. Состав современного общества. Проблемы, связанные с современным производством. Экономика, ее роль в жизни общества.
Задумаемся…
Что же представляет собой современное общество? Чем мы можем гордиться, и, наоборот, какие проблемы необходимо срочно решать человечеству в современном мире? Об этом мы и поговорим на уроке.
1. Современное производство и его отличительные черты
Задание: работая с материалом параграфа и дополнительным материалом, дайте характеристику современному обществу, выполните задания и ответьте вопросы.
Вопросы к классу:
Каковы прогнозы современных ученых о будущем человеческого общества? Назовите признаки современного общества. Какие отрасли производства сегодня лидируют? Как изменился характер труда современных людей? Как организован контроль за надомными работами? Охарактеризуйте состояние развития телевидения и телефонной связи. Каковы планы на будущее у данных отраслей производства? О каких новых изобретениях вам стало известно в ходе урока? Какой вывод делает автор учебника?
Задание:
Перечислите, какими техническими средствами вы уже умеете пользоваться. Как вам помогает техника?
2. Состав современного общества
В ХХI веке большинство населения земного шара проживает в городах. С чем это связано? Почему символом нашего времени стали мегаполисы? Какую роль при этом играет сельскохозяйственный труд? Дайте характеристику состава и интересов людей современного общества.
Сделаем выводы…
Состав современного общества
Это люди различных профессий: программисты, менеджеры, дизайнеры и т.д.
Главные требования: высокий уровень знаний, умений, профессионализм и ответственность.
Современный человек имеет огромные возможности для интересной и достойной жизни.
3. Проблемы, связанные с современным производством
К сожалению, не все так гладко и безоблачно на современном небосклоне. Каковы же последствия перехода к новому производству? Как ощущает себя в нем человек?
Задание:
Сыграем в игру, которая называется «Дебаты». Я сейчас познакомлю вас с двумя позициями относительно технического прогресса. Ваша задача: 1. Разделившись на группы, отстаивать определенную точку зрения. 2. Постараться переубедить противоположную сторону в свою пользу.
Позиция первая:
«Техника помогает человеку жить легко и интересно. Самолеты и поезда переносят людей в любую точку света. Кухонные комбайны освобождают домашних хозяек от домашней работы. Телевизор рассказывает и показывает, что происходит в мире».
Позиция вторая:
«Да, это так. Но компьютеры для многих заменяют общение с другими людьми. Отходы от производства загрязняют воздух и воду вокруг людей. В океан сбрасываются тонны вредных веществ. А имеющееся ядерное оружие может уничтожить Землю несколько раз. Растут противоречия между развитыми и развивающимися странами. Не устранено социальное неравенство».
Подведение итогов занятия
Продолжите фразы: Мне нравится в современном обществе… Меня тревожит в современном обществе…
Домашнее задание:
Выучить § 4 учебника, выполнить творческое задание: представьте, что вы – фотограф и вам необходимо сделать фоторепортаж о современном обществе. Какие фотографии вы бы сделали, чтобы показать основные, характерные черты современного общества? Работу представьте в виде коллажа и презентуйте ее.