Конспект психологического занятия для старших дошкольников Мальчики и девочки (гендерное воспитание)


Конспект психологического занятия
для старших дошкольников
«МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ»
(гендерное воспитание)
Задачи:
Помочь детям осознать себя как представителя определённого пола: мальчика или девочки (поведения, интересов).
Снять психоэмоциональное напряжение.
Развивать внимание, воображение, речь.
Материалы:
магнитофон и кассета с записью весёлой, тихой и спокойной музыки;
два мяча разного цвета (или размера);
сказка;
цветные карандаши.
Ход занятия.
«Здравствуйте, друзья! Мальчики и девочки! Вы обратили внимание, как я с вами сегодня поздоровалась? Я назвала вас так, что вас всех объединяет, и сказала так, что разделила вас. О чем я говорю? (Ответы детей.) Давайте в этом убедимся».
Игра «Пересядьте все, кто…» (цель – расширить представления детей). «Пересядьте все, кто любит мороженое, … плавать в реке, … ложиться спать вовремя, … убирать игрушки и т.п.». Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них много общего и есть то, чем они отличаются друг от друга. И самое главное отличие – в том, что кто-то из вас мальчик, а кто-то девочка».
Упражнение «Какие мальчики – какие девочки» (цель – расширить представления детей). Психолог бросает детям мячик, называя поочерёдно, то качество девочек (красивая, хозяйственная и т.п.), то качество мальчика (храбрый, сильный и т.п.). Если ребёнок считает, что названо качество мальчика, он должен бросить мяч психологу, если девочки, то откатить. При этом взрослый называет такие качества, которые присущи всем людям: честность, доброта, отзывчивость. В конце игры необходимо отметить, что несмотря на то, что есть между мальчиками и девочками различия, есть и общее, что объединяет людей.
Работа со сказкой. Сказка про Молоточек и Иголочку (автор О. Ахметова).
Жил да был Молоточек. Хороший, крепкий и очень трудолюбивый. День-деньской по домам ходил, свои бравые песни пел: тук да тук, стук да стук! Постукал-постукал – и стол сколотил, и скамейку в саду смастерил, и гвоздик для крючка прибил. Столько добрых дел! Славный был Молоточек!
А в соседнем доме жила-была Иголочка. Тоненькая, остренькая, и тоже очень трудолюбивая. День-деньской по простынкам да скатёркам гуляла, на солнышке блестела, и свою тихую песенку пела: тинь-тинь-тинь, пинь-пинь-пинь! Погуляет-посияет – глядишь, и цветок вышила, и дырочку заштопала. Умница была Иголочка!
Увидал Молоточек, как Иголочка радостно трудится, залюбовался ею, а потом и говорит:
- Давай вместе трудиться! Я буду тукать-стукать, а ты – шить-вышивать! Согласилась умница-Иголочка, и стали они вместе трудиться, красивые да полезные вещи людям делать. В один день Молоточек крючок приколотит, а Иголочка полотенчико сошьёт. Висит полотенчико на крючке – любо-дорого смотреть!
А на другой день Иголочка начнёт платье шить, а Молоточек увидит и тут же сколотит вешалку-плечики для этого платья, чтобы висело оно и не мялось. Повесит Иголочка платье на плечики, которые Молоточек смастерил, и оба радуются.
Так нравилось Молоточку всё, что Иголочка делает, что однажды решил он…построить для неё целый Дом!
- Пусть это будет самый красивый Дом в мире! – сказал Молоточек и принялся за работу. – А когда я его закончу мастерить, рукодельница Иголочка придёт и сошьёт много красивых вещей, и в Доме станет уютно-преуютно!
И Молоточек построил самый красивый в мире дом! С резными окошками, с высокими ступеньками и с деревянным петушком на крыше! Построил и сам любуется – до чего же хорошо получилось!«Ну, – думает, – теперь сюда Иголочку надо позвать!»
- Дорогая Иголочка, – говорит, – я тебе радость смастерил! Добро пожаловать в новый дом!
Позвал и ждёт. Смотрит – идёт Иголочка. Да не просто идёт, а что-то за пазухой несёт. И таинственно улыбается. А как увидела дом, что Молоточек построил, всплеснула руками и говорит:
- Знала я, что ты Мастер. А оказывается – всем мастерам мастер! Такому дому самая красивая в мире одёжка полагается!
И с этими словами Иголочка достала из-за пазухи тончайшее полотно с вышитыми дивными зверями, с золотыми рыбами да райскими птицами.
- Вот, – говорит, – подарок этому Дому. Пока ты его строил, я времени не теряла – уют для Дома шила.
Вошла Иголочка в Дом, руками взмахнула, и тотчас чудесное полотно раскинулось, засияло как солнышко, и обратилось скатёрками да шторками, салфетками да полотенцами, простынками да половичками. Так уютно в Доме стало, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Как же обрадовался Молоточек уюту, который Иголочка сшила!
- Ура-ура! – говорит. – Теперь ты, Иголочка, настоящая хозяюшка.
- А ты, – говорит Иголочка, – настоящий хозяин.
И с той поры стали хозяин да хозяйка – Молоточек да Иголочка в уютном доме жить-поживать, вместе трудиться да горя не знать. Чего и вам желаем!
Беседа по сказке. Психолог с детьми обсуждают сказку.
Подвижная игра «Реченька» (цель – создание бодрого настроения, здорового эмоционального возбуждения). В игре участвуют две группы детей. На полу обозначена неширокая речка. К ней подходят два игрока – по одному от каждой группы – и пытаются её перепрыгнуть. Кто перепрыгнул, тот возвращается к своей группе. А кому это не удалось, тот должен перейти в соседнюю. Выигрывает та группа, в которой под конец игры окажется больше детей. Игра сопровождается весёлой музыкой.
Упражнение «Гора с плеч» (цель – снятие психического и мышечного напряжения). «Когда вы очень устали, как сейчас, вам тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, как говорят в народе: сбросить «гору с плеч». Встаньте, широко расставьте ноги, поднимите плечи, отведите их назад и опустите плечи. Сделайте это упражнение 5-6 раз, и вам сразу станет легче. Когда это упражнение еще вам пригодиться, после какой работы?» (Ответы детей.)
Упражнение «Девочки и мальчики умеют» (цель – расширить представления детей о себе, как представителях определённого пола: мальчика или девочки). Психолог берёт два мяча разного цвета (или размера) и поочерёдно бросает их детям. Дети, которые получают первый мяч, называют то, что умеют мальчики, поймавшие второй мяч – то, что умеют девочки.
«Ребята, а когда девочки вырастают, то они становятся… (женщинами, мамами, бабушками). А какие профессии чаще всего выбирают? (Учитель, врач, воспитатели.) А кем становятся мальчики? (Мужчинами, папами, дедушками.) А по профессии? (Бизнесменами, директорами, рабочими.)
Вы сегодня узнали, что есть между вами общего и различного. Давайте, это нарисуем: изобразим девочку, и мальчика». Дети рисуют под спокойную музыку.
«А сейчас возьмёмся за руки, закроем глаза и мысленно передадим друг другу наше прекрасное настроение. А когда откроем глаза, вновь окажемся в детском саду. (Упражнение «Ручеёк радости». Цель – сплочение группы, завершение работы.) До новых встреч, друзья!»