ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ЭКРАН УСПЕХА


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района
Районный конкурс «Педагогический проект»
Тема: «Экран успеха»
Руководитель проекта: Гордеева Е.И.,
учитель начальных классов
Ступино 2017
Содержание стр.
1.Актуальность проекта, его цели и задачи. 3
2.Сущность проекта и научное обоснование 4
3.Возможные риски 5
4.Продукт проекта, предполагаемый результат 6
5.План реализации проекта, вывод 7-9
6. Литература 10
Актуальность проекта
Большое место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Не все дети первого и второго классов хорошо понимают объективную роль отметки. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. В ситуации столкновения мотивов, когда дети могли сделать выбор: решать задачу на отметку или решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство детей выбирают задачу на отметку.
Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. По данным Ш. А. Амонашвили, 78% детей начальных классов, получивших разные отметки (кроме «5»), уходят домой из школы не довольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.
Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.
В связи с этим со 2 класса я начала работу над долгосрочным проектом «Экран успеха». Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания.
Цель проекта:  создать условия для вовлечения учащихся в процесс управления качеством своего образования; осознание школьниками своего статуса как учащегося, который имеет право на ошибку в процессе обучения;
Задачи проекта:
Обеспечение равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями  и потребностями;
Расширение возможностей социализации учащихся.
Сущность проекта и научное обоснование
Необходимым приемом деятельности является высокая оценка детали - самое трудное, ибо подчас тяжело выделить ту деталь, за которую можно дать высшую оценку, чтобы это могли оценить все дети класса и поддержать создаваемую ситуацию.
Для этого я использую призовые баллы (смайлики). Они позволяют наградить ребенка за ответ, за который нельзя поставить положительную отметку, а за урок таких ответов может накопиться несколько и ученик,считая что он заработал оценку идет к учителю в конце урока, а в ответ слышит, что ты недостаточно сегодня работал. Как он может доказать свою активность? А если это ребенок, который крайне редко поднимает руку и боится отвечать? Как его простимулировать к активности?
Призовые баллы позволяют , во-первых, относительно объективно контролировать активность учащихся на уроке, во-вторых, позволяют быть смелей при ответе, не бояться ошибиться, поскольку за неправильный ответ на небольшой вопрос не поставят «два», в-третьих, позволяют задействовать большее количество детей при коррекции знаний и фронтальном опросе, в-четвертых, с их помощью можно научить отвечать ребенка step-by-step, начиная с небольших ответов и заканчивая развернутыми: формируется умение рассуждать по алгоритму: для сильных, у средних и слабых формируется умение высказываться.
Кроме того на уроках, за различные действия ученик получает и накапливает бонусы в виде призовых баллов, и лишь он сам определяет на что они могут быть потрачены. В перспективе это может быть разветвленная сеть преференций, но на данный момент на практике это выливается в обмене бонусов на оценку за устный ответ. Причем оценка определялась в начале года учителем совместно с учащимися. Тем самым он управляет своими достижениями и самостоятельно принимает решения.
Важнейшим показателем успешности выбранной технологии является атмосфера доброжелательности на уроках и отсутствие страха перед ответом.
У каждого коллектива договорённость об оценке может быть разная. Например, во 2 классе нужно было набрать 5 смайликов-баллов по определённому предмету за урок и получить оценку «отлично».
Важно отметить, что «Экран успеха» включает в себя не только учебную деятельность, но и разделы поведение, взаимопомощь, поручения, что не менее важно. За выполнение заданий этих рубрик дети получают за 10 смайликов- баллов призы. На родительском собрании совместно с родителями учеников было принято решение о закупке мини-призов ( красивых ручек, стёрок, открыток, блокнотиков и т.п.)
Возможные риски
Давно доказана мотивирующая роль оценка результатов учебной деятельности. Однако слишком частое оценивание, по мнению ряда авторов, приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью. Происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с ее процесса и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива собственно учебной деятельности и к деформации развития личности учащегося.
Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.
В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности.
Продукт проекта, предполагаемый результат
В качестве результата рассматриваются не столько ЗУНы, сколько интеллектуальные и нравственные приращения в развитии учащихся, те учебные и социальные компетенции, которыми овладели ученики.
Ученики осознают то, что зачем они учатся и как они учатся. Ученики и учитель осмысливают и оценивают сам процесс учения и его результаты.
Постоянно происходит рефлексия по поводу обучения-учения. Учащиеся рассуждают, что они уже знают и чему научились. На основе рефлексии принимаются решения по поводу улучшения работы.
Учитель, который руководствуется стратегией активной оценки, умеет планировать процесс, наблюдать за его ходом, анализировать и объяснять полученную информацию об образовательном процессе и его результатах, пользоваться обратной связью и передавать учащимся то из своей оценки, что имеет значение для их развития, он умело организует взаимооценку и самооценку. Для этого он вооружает их соответствующими критериями.
Оценка имеет конструктивный характер и употребляется с большим тактом, поскольку нет людей безразличных к внешней оценке. Обратная связь имеет отношение не к ученику, а к тому, как он работает, каковы результаты его деятельности.
«Экран успеха» мотивирует школьников к учению.
«Экран успеха» развивает способности учащихся самостоятельно оценивать себя. Это помогает самостоятельному управлению процессом обучения.
План реализации проекта
1.Родительское собрание.
На родительском собрании учитель рассказывает родителям об «Экране успеха». Заготавливаются мини-призы. Учитель даёт рекомендации для родителей:
Каждый день интересоваться учебными успехами своего ребёнка, радоваться успехам, не раздражаться из-за каждой неудачи, допущенной ошибки
Просить ребёнка ещё до прочтения текста ответить на вопросы, которыми параграф завершается, чтобы он знал, на что обратить внимание при прочтении, при этом создаются дополнительные вопросы или усиливается познавательный интерес
Обращать внимание ребёнка на то, что выполнено правильно, хорошо или отлично (это придаст ему больше уверенности в своих силах). Вместе исправлять допущенные ошибки
При проверке выполненного задания нацеливать ребёнка на то, чтобы он смог доказать и аргументировать правильность ответа, задавая вопросы:«Почему ты так думаешь?»; «Можно ли сделать по-другому?»;« На чём основано твоё убеждение, что ты правильно выполнил задание, понял смысл текста, решил задачу» 
2.Учитель вместе с детьми обсуждают рубрики «Экрана успеха», систему накопления баллов.
3.На классном часе или внеурочной деятельности совместно с учениками учитель готовит плакат «Экран успеха». Дети вырезают смайлики.
4.Плакат «Экран успеха» постоянно висит на уроке. После каждого урока идёт рефлексия, учитель подводит итоги. Полученные за урок смайлики-баллы ребята вывешивают на доску. Если за учебный предмет получено 5 смайликов, то ученик получает по данной учебной дисциплине оценку «отлично».

В течение дня ребята выполняют поручения (в начале каждого триместра классный руководитель раздаёт каждому ученику поручения: библиотекари, цветоводы, дежурные по классу, по коридору на переменах, в школьной столовой, «подтягивающие» в учёбе (за ними «прикреплены» конкретные ученики),следящие за внешним школьным видом учеников, учебными принадлежностями и т.д.
Стоит отметить, что поручения меняются раз в триместр, учитывая желания и личностные качества учеников. В конце учебного дня учитель подводит итоги. Опять же смайлики вывешиваются на «Экран успеха». В рубриках «Поведение», «Взаимопомощь», «Поручения» за 5 смайликов дети получают мини-призы, закупленные родительским комитетом.
Вывод.
Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.
Литература
1. Запрудский Н. И. «Контрольно – оценочная деятельность учителя и учащихся: пособие для учителя»/ Н. И. Запрудский.- Минск: Сэр-Вит, 2012 –с. 160 – (Мастерская учителя).
2. Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб: Питер, 2001, с. 194