Урок по литературе на тему Образ Настеньки в повести Ф. Достоевского Белые ночи (9 класс)


Урок
Класс: 9АБ,В
Класс 9А –27.02 9Б- 01.03 9В – 27.02
Тема: Образ Настеньки в повести Ф. Достоевского «Белые ночи».
Цели:
Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности.
Метапредметные: развитие умения создавать таблицы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные: осознание чтения и изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире; воспитание читателя, владеющего процедурами смыслового и эстетического анализа текста.
Научатся: давать характеристику герою, выявлять средства создания образа, давать определение понятиям «повесть», «роман», «психологизм», отмечать признаки принадлежности произведения к жанру повести.
Получат возможность научиться: аргументировано опровергать или защищать отзыв критика о произведении
ХОД УРОКА:
Организационный момент (проверка отсутствующих, дежурных, наличие тетрадей, учебников, дневников, готовность к уроку).
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания (цитатная характеристика к образу Мечтателя).
Работа по новой теме
Вступительное слово учителя.
Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Не замечаете ничего нового? Мы так привыкли друг другу, к образу, созданному нашими стереотипами, что никогда, наверное, не задумывались о том, что каждый человек есть тайна, загадка. А прикоснуться к этой тайне сегодня нам поможет великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Это поистине гениальный писатель. Достаточно лишь сказать, что его роман «Преступление и наказание» стоит самым первым в цикле 10 великих романов 20 века, подготовленном специалистами Оксфорда.
1848 год. Достоевскому 26 лет. Он казался себе уже глубоким стариком, все увидевшим и все пережившим: и смерть родных, и безответную, невысказанную даже любовь (к А.Я. Панаевой), и игру неизъяснимой судьбы, и бремя кратковременной славы гения (первая повесть Достоевского «Бедные люди» была очень благосклонно встречена критикой), уязвленность насмешками людей, и, наконец, отчаяние одиночества, ощущение страшной пустоты от непонимания. («Двойник» осмеян, «Хозяйка» поругана), а впереди – ничего и зачем писать, и жить для чего? Хорошо еще, в это время рядом с тобой такой же, как ты, мечтатель, друг поэт Алексей Плещеев.
А ночи стояли чудные…. Знаменитые петербургские белые ночи…Особенность северного лета – белая ночь не раз привлекала внимание писателей и поэтов. Попробуем и мы с вами почувствовать красоту белых ночей….
Запись числа, работы в тетради. Формирование темы (что проходили на прошлом уроке? кого не охарактеризовали?) Слайд 1
Работа с анализом образа. Слайд 2-3
Составление характеристики. Запись в тетрадь. Слайд 4
Внешность главной героини. Слайд 5
Устная сравнительная характеристика Мечтателя и Настеньки. Слайд 6.
Физкультминутка
Работа в парах. Определить особенности образа Настеньки по пунктам слайда. Слайд 7.
Итоговое задание. Сравнительная характеристика.
1 – с каким произведением А.С. Пушкина можем сравнить данный отрывок?
2 – В чем сходство?
Тестирование (быстрая проверка, 15-20 сек. на вопрос). Слайды 9-19
Итог урока
В чем особенность сентиментальной повести Ф.М. Достоевского?
Что новаторское вы можете отметить в образе Настеньки?
Домашнее задание. Слайд 20
Читать А.Чехов «Смерть чиновника»
Прочитать и устно опровергнуть или защитить отзыв одного из критиков произведения Ф.Достоевского «Белые ночи»:
С. Дудышкин, Н. Добролюбов, Е. Тур