Открытый урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему «Овощи: свёкла» 
КСКОУ  ОО «Болховская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат»
Открытый урок
по развитию устной речи на основе   изучения предметов и явлений окружающей действительности
        Тема: «Овощи: свёкла»
3 «Б» класс
                                   Учитель начальных классов
                                    Клюзова  Е.А.
                            2014 – 2015 уч.г. 
Цель. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность)  на основе  обобщения и уточнения знаний, полученных по теме.
Задачи урока. 
1) Общеобразовательные:
-расширять  представления  детей  об  овощах  на  примере  свёклы;
-развивать точность словоупотребления при описании овощей; упорядочить и обобщить знания детей об овощах, их происхождении, их полезных свойствах и способностях предупреждать и излечивать болезни;
-формировать умение использовать смысловые оттенки значений слова; 
-обогащать словарный запас слов,  активизировать словарный запас по данной теме..
2) Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже);
- корригировать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении предметов; 
-развивать вербальную память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении
- развивать логическое мышление;
- развивать критическое мышление;
- развивать интерес к опытно-поисковой деятельности;
3) Воспитательная:
-воспитывать эмоциональную адекватность поведения.  
Оборудование: овощи (предметные картинки, муляжи, натуральные продукты), ИКТ – компьютер со слайдами; графическая запись слова, слова на карточках, приготовленные овощи,  рисунки – раскраски.    
       
                                                     Ход урока.
I. Оргмомент.
А) Загадка о зиме.
Замела я всё вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла. (Зима)
-Вот и наступила  долгожданная зима.
Б) Упражнение  «Солнышко»
- Покажите, как холодно зимой.
Дети показывают движения руками.
-А как дует ветер зимой? Покажите.
(Чтобы нам было тепло, вспомним про солнышко)
                   Поглядело солнце вправо, 
                   А потом налево
                  Лучи свои расправило
                  И нас теплом согрело.
Дети показывают движениями как тепло.
- Давайте улыбнёмся, порадуемся солнышку.
В) – С  наступлением  зимы  люди, особенно   дети   начинают  часто  болеть  от  того, что   им  не  хватает   витаминов. И  сегодня на урок развития  устной речи  я  предлагаю    вам  стать  исследователями, чтобы  узнать один из секретов  крепкого  здоровья.
-А   что же является  источником крепкого здоровья? Отгадайте  ребята.
II. Актуализация  полученных  знаний. 
1. Загадки об овощах.
Как на нашей грядке 
Выросли загадки – 
Крепкие, зеленые,
Хороши соленые.(огурцы) (слайд 2)
Как на нашей грядке
Выросла загадка-
Характер гадкий:
Куда ни придет,
Всех до слез доведет. (лук) (слайд 3)
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (морковь) (слайд 4)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок,
Врос в землю крепко.
Что же это? … (репка) (слайд 5)
Сто одежек,
И все без застежек. (капуста) (слайд 6)
Неказиста, шишковата,
А  придёт  на стол  она,
Скажут весело ребята:
«Ах, рассыпчата, вкусна» ( картошка)  (слайд 7)
Круглое, румяное,Я расту на ветке:Любят меня взрослыеИ маленькие детки. (яблоко) (слайд 8)
В огороде вырастаю.А когда я созреваю,Варят из меня томат,В щи кладутИ так едят. ( помидор) (слайд 9)
2. Логическое  упражнение «Назови  лишнее»
-Что  здесь  лишнее? Почему?
-Назовём  остальные  отгадки  одним словом. Что  это?
-Перечислите, все  отгаданные  овощи  по  порядку.
3. Упражнение  в  словообразовании.
-Какие   овощи  бывают  по размеру?
- Назови  маленькие  овощи.
КАРТОФЕЛЬ-
ЛУК-
ПОМИДОР-
ОГУРЕЦ-
КАПУСТА-
РЕПА-
МОРКОВ-
– Кто назовет тему нашего урока?
III. Сообщение  темы  урока, постановка учебной  цели.
– Тема нашего урока “овощи”.– Послушайте стихотворение и скажите, где растут овощи?
Стихотворение.
– В этом месте много гряд. Есть и репа и салат. Тут и свекла и морковь, помидор, горох, фасоль. А картофель разве плох? Нас прокормит целый год.Наш зеленый ……. (огород). (слайд 10)
– Итак, где растут овощи? (в огороде) 
- Перечислите  овощи, о которых  идёт  речь  в  стихотворении.
IV. Работа  по  теме   урока.
1.Рассказ учителя с элементами беседы.
– Что такое овощи? (Слайд 11 «Овощи в корзине».)– Овощи это продукты питания. Их человек выращивает сам, а потом употребляет в пищу.– Для чего они нужны человеку?– Овощи очень полезны для организма человека. В них содержится много витаминов  и полезных веществ, которые помогают человеку быть сильным и здоровым. И если ребенок получает этих витаминов мало, то он начинает часто болеть, теряет аппетит и плохо растет.– Когда человек садит овощи на огороде? (Весной.)– Когда собирает урожай овощей? (Осенью.)  
- Где  мы  берём  овощи  зимой?– Как человек их использует в пищу?– Многие овощи можно есть сырыми (морковь, капуста, редис, лук). Из овощей люди готовят разные блюда (салаты, соки, супы).
– Какие овощи можно консервировать? (Помидоры, огурцы, капусту и т.д.)
(Слайд . (Овощи в корзине.)
2. Задание. Кто больше назовет овощей.
– Какие же  овощи вы знаете? (Дети перечисляют.)– Сегодня на уроке мы будем говорить не обо  всех перечисленных овощах, а поближе познакомимся только с одним  представителем  овощей.
– Чтобы узнать о каком  овоще пойдет речь на уроке, надо отгадать загадку.
Есть на нашем огороде,Чудо вкусное в природе.Пусть она и небольшая,Только вкусная такая.Цвет бордовый и ботва,Под землей растет всегда.Отгадать нам всем пора,Этот овощ, ведь…СВЁКЛА!(слайд 12)
- Произнесём  это  слово – название  овоща  правильно: «Свёкла» (слайд 13)
3. Упражнение в рассматривании  свёклы, описании её  внешнего  вида, вкуса. 
 (Детям раздается свекла.)
- Посмотрите, какую  форму  имеет  свёкла?
-Круг это плоская фигура, а  свёкла у нас объемная. Уточните форму. (Форма шара). 
- Какая  свёкла  может  быть  по  размеру?
– Посмотрите, скажите какого она цвета? (Свекла бордового цвета.)
(Детям показывается свекла разрезанная пополам.)
– Какого она цвета внутри? (Тоже бордового цвета.)
– Если ее потрогать, какая она на ощупь? (Твердая.)– Ее можно есть сырой? (Да.)– Какая она на вкус? Попробуйте. (Сладкая.)– Послушайте, как свекла себя расхваливает.
         Во мне сладости больше, чем в апельсинах.А сколько полезных во мне витаминов!Любит за это меня весь народ –Вкусный бордовый  корнеплод. (свекла)
Надо свеклу для борща и для винегрета. 
Кушай сам и  угощай – лучше свеклы  нету.
– Какие блюда их свеклы вам часто дают в столовой?– Как свекла растёт? Под землей или на земле? (Под землей, корешки в земле, а вершки над землей.) (слайд свёкла в огороде  ) (слайд 14)
4. Упражнение  в составлении  текста – описания  о  свёкле  по  схемам – опорам. (слайд 15)
8439153136900049149035179000177165351790001. Что это? Где  растёт?
122491517145002.                                     
7486651968500224790-94615003.                      
9772653060700074866530607000567690306705003962403067050022479030670500
4.                                     
                                                  
5.На  ощупь (твёрдая, мягкая).  
6. На вкус (горькая, кислая, сладкая, безвкусная).    
Лечебные свойства красной свеклы были признаны еще Гиппократом. Этот корнеплод применяли для исцеления кожных воспалений и инфекционных заболеваний, а доктор Парацельс успешно лечил при помощи свеклы различные заболевания крови, включая железодефицитную анемию.
Витаминов в свекле не так много, как в моркови или болгарском перце, но свекольные листья являются хорошим источником витамина А, в корнеплодах же в достаточном количестве содержится витамин В9, благодаря которому свекла очень полезна для профилактики болезней сердца. А по наличию йода, железа и цинка свекла значительно превосходит остальные овощи, являясь лучшим природным лекарством при проблемах с кроветворением, при нарушении обмена веществ.  
 5. Физкультминутка. 
(Слайд 16 «Дети в огороде».)
В огород пойдем, Урожай соберем. 
Вот и свёклу мы собрали, (собираем)И лучок с гряды сорвали, (рвём)Выдернули всю морковку, (дёргаем)Срезали капусту ловко (срезаем)И в корзине от земли (несём)Вам в подарок принесли.
6. Задание. Игра «Повар». А теперь вы превратитесь о воображаемых поваров и будете готовить из свёклы.
А) - Что можно приготовить из свёклы? (слайд 17)
Б) Скажите  правильно:
Салат  из  свёклы – свекольный  салат. (слайды 18 – 22)
Икра из свёклы – свекольная икра.
Пюре из свёклы – свекольное пюре.
В) – А  сейчас   мы   с  вами  попробуем  одно  блюдо. Вам   нужно  быть  очень  внимательными, потому  что  нужно  будет  определить,  какие  овощи  нужны  для  его приготовления? 
- Кто  знает, как  это  блюдо  называется? Что  такое  винегрет? (слайд 23)
                                    ВИНЕГРЕТ
- Что   за  овощи  нужны  для  приготовления винегрета?
- Посмотрите  на  экран, все  ли  овощи  изображены  на нём? (слайд 24)
-Чего   не   хватает? ( свёклы) (слайд 25)
- Правильно, ребята, именно  свёкла  даёт  такой  красивый  розовато – фиолетовый  цвет  винегрету.
- А что же  надо нам  сделать  с  овощами, чтобы  приготовить  винегрет?
Словарная  работа.
Вымыть, сварить, очистить, порезать, посолить, перемешать. (слайд 24)
7. Игра «Что   нужнее»
- Ребята, а как вы думаете, какой  овощ самый  нужный?
Вот  послушайте спор  овощей.
Стихотворение Ю. Тувима "Овощи" Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох!... Вот овощи спор завели на столе - Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох!... Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох!... Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свёкла. Ох!... И суп овощной оказался не плох!
- Перечислите из каких овощей хозяйка сварила суп. Какой  же  овощ  самый  главный?
8. Пальчиковая  гимнастика.
 Пальчиковая гимнастика.
Овощи  мы моем, моем. (Движения ладонями.)
 А потом мы  чистим их. ( движения  руками)
Овощи  мы  режем, режем( движение  ребром ладони)
А  потом   мы  солим  их. ( имитация  посыпки  солью)
- Что  ещё  нужно  сделать  с  овощами  в  винегрете? 
- Перемешали. ( имитация  движений)
9. Самостоятельная  работа   по  карточкам: прочитать и отгадать загадку, раскрасить  овощ – отгадку.
  Кто любит борщ и винегрет,Грустит, когда её в нём нет.На грядке под землёй растёт –В народе ей всегда почёт.
(свекла)
10. Проверка   выполнения   самостоятельной  работы.
- Прочитайте   загадку. Что же  это? Какие  слова  помогли  вам  её  отгадать?
- Каким  цветом  вы  раскрасили  плод  свёклы, а её  листья.
- А  знаете   ли  вы  о  том,  что  листья  свёклы  тоже  содержат  много  витаминов и  их  тоже  употребляют  в  пищу: варят  суп – свекольник.
V. Обобщение.
– Ребята, нам пришло письмо с грядки.– Нам предлагается игра “ Узнай меня”.– По описанию узнать овощ.– Я овощ расту в земле, оранжевого цвета, продолговатой формы, сладкий на вкус.– Как меня зовут? (Морковь.) (слайд 26)
- Следующее  описание.
- Я овощ, расту  в  земле, коричневого  цвета, овальной  формы, сырой  безвкусный .
- Как   меня  зовут? ( картофель) (слайд 27)
– Следующее описание.– Я овощ, расту в земле, бордового цвета, круглой формы, сладкий  вкус.– Назови мое имя? (Свекла.) слайд 28)
– Составьте описание свеклы по символическим значкам. (слайд 29)– Свекла – это овощ.– Она бордового цвета.– Круглой формы.– Свекла сладкая на вкус.– Она твердая на ощупь.
- Из свёклы можно приготовить салат, борщ, винегрет.
(Дети повторяют описание.)
VI. Подведение итогов. Оценки.
– О чем мы с вами сегодня говорили?– С каким овощем  познакомились поближе?– Что нового узнали о свёкле?– Чем она  полезны?– Где она растёт?
- В каких блюдах есть свёкла?
-Ребята, понравилось вам быть сегодня на уроке исследователями?
-Поднимите руки  те дети, которым понравилось быть исследователями.
VII. Домашнее задание: повторить  описание свёклы по схемам.