Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 1 классе «Овощи: помидор»
МАОУ «СОШ» №36
Конспект урока по развитию устной речи на основе
изучения предметов и явлений окружающей действительности в 1 классе
«Овощи: помидор»
Подготовила
учитель начальных классов Юнусова О.А.
Цель: уточнить и расширить представления детей об овощах на основе знакомства со свойствами помидора.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
образовательная - формирование умения составлять описание предмета, отвечать на вопросы.
Коррекционно – развивающая - коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
коррекция мышления на основе упражнений в сравнении;
Воспитательная - воспитание мотивации к учению.
Здоровьесберегающая – предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.
Тип урока: урок изучения нового.
Оборудование: ПК, картинки «Спрятанные овощи», картинки помидора, трафареты геометрических фигур, цветные полоски для каждого ученика, мяч. Свежие овощи или муляжи: помидор, огурец, морковь, картошка, лук, свекла.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
1.Формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
2.Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
3.Формировать умение находит ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1.Формировать умение слушать и понимать других;
2.Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3.Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с раздаточными материалами.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Сядет тот, кто назовёт:
- какое сейчас время года?
- какой месяц?
Артикуляционная гимнастика.
а) Улыбка (Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны)
б) «Бегемот» (дети широко открывают и закрывают рот)
б) «Качели» (язычок делают вверх-вниз)
в) «Хоботок» (губы вытягивают вперед)
2.Постановка учебной проблемы.
Однажды на луне родился необыкновенный малыш.
И случилось так, что он попал на Землю, где нашёл много друзей.
А что произошло дальше, мы с вами узнаем из письма, которое он нам прислал.
«Дорогие ребята 1 класса!
Я с друзьями решил устроить праздник. Всё для этого уже было приготовлено, но Вупсень и Пупсень как всегда решили всё испортить! Все те овощи для салата, которые были приготовлены, они разбросали по комнате и даже один какой-то овощ съели. Я ещё плохо разбираюсь в овощах, путаю их. Надеюсь только на вашу помощь. Так хочется, чтобы праздник состоялся! Лунтик».
Вупсень и Пупсень прислали свои задания:
1.Задание. Назовите нашу любимую забаву? (Подсказка: летящие по воздуху переливающиеся всеми цветами радуги прозрачные шары).
Упражнение дыхательной гимнастики. (Игра с мыльными пузырями).
2. Задание (загадки).
- Отгадайте загадки, выберите отгадку на столе. (Приложение 1)
( Отгадывают загадку, затем овощ выбирают среди овощей на столе.)
- Как назвать одним словом, что это? (Овощи)
- Где растут овощи? ( На грядке, в огороде)
2. Игра «Волшебный мешочек»: достань и угадай на ощупь овощи.
( помидор, огурец, картошку, лук)
Учитель. Какие овощи были приготовлены Лунтиком для салата? (картофель, помидор, огурец, лук, морковь, свекла).
Сообщение темы урока.
3.Задание. Чтобы помочь Лунтику, вы должны слушать очень внимательно. Название какого овоща прозвучит несколько раз, тот овощ мы и съели: помидор, огурец, капуста, помидор, лук, помидор. (Помидор)
Учитель. Рассмотрим форму, цвет, попробуем на вкус.
3. Изучение нового материала.
а) Анализ и описание предмета.
Учитель. Выберите среди шаблонов геометрических фигур, только те, на которые похож помидор (В классе разложены шаблоны фигур, дети ходят по классу и выбирают, похожие на помидор, фигуры (круг и овал).
Проверим, на какую же фигуру похож помидор. (Ответы детей)
( учитель прикрепляет к доске картинку помидора и под ней шаблон круга, затем овала).
б) Уточнение цвета.
Учитель. Среди цветных полосок на парте выберите ту, какого цвета помидор.
(показывают и объясняют, красный, желтый, зеленый)
Учитель прикрепляет на доску цвет помидора: полоски зеленого, красного, желтого цвета.
- Какого цвета помидор? ( зеленый, красный, желтый помидор)
Дети отвечают: помидор зеленого цвета и т.д.
- Какого цвета помидор нельзя кушать? (зеленого)
Физкультминутка.
Между грядками шагаю,
Ноги выше поднимаю.
В огороде много гряд.
Здесь капуста и салат,
Тут и свекла, помидор,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит круглый год.
в) Уточнение вкуса:
- А сейчас попробуем помидор. Но прежде чем кушать, его нужно вымыть, я это сделала заранее.
- Какой на вкус помидор? (Сладкий, сочный, кислый)
г) Упражнение в составлении описания помидора.
Учитель. Чтобы помочь Лунтику узнать, что же из себя представляет помидор, мы должны его описать.
(Учитель задает вопрос, указывая указкой на соответствующую схему).
- Что это? ( Это помидор.)
- Какой формы? (Помидор круглый, овальный)
- Какого цвета? (Помидор красного цвета, желтого, зеленого.)
- Какой на вкус? (Помидор сладкий, кислый, сочный)
д) Дидактическая игра «Назови ласково».
Дети сами выбирают любой овощ из овощей в корзинке и называют ласково (помидор, огурец, картошка, морковка и т.д)
4. Продолжение этапа изучения нового материала.
Рассказ учителя о помидоре.
- Но прежде чем вырастить такой помидор, людям нужно немало потрудиться. Посмотрите на эти семечки, это семена. Мы сажаем их в землю в начале весны в ящики, и выращиваем рассаду. (Приложение 2)
В мае, когда становится тепло, высаживаем в теплицу, на грядку. (Приложение 3)
Появляются зеленые помидоры, потом они зреют, становятся желтыми, красными. Мы идем и срываем помидор.
5. Закрепление.
Учитель. На следующем уроке мы напишем Лунтику письмо, но чтобы оно дошло, вы должны выполнить задание «Найди на картинке спрятанные овощи». Назови их. Сосчитай.
Учитель. Молодцы, все справились! Письмо обязательно дойдет до Лунтика. А сейчас поиграем. Игра с мячом « Один – много».
Порядковый счёт: один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров.
Один помидор – много помидоров, один огурец – много огурцов, одна морковка – много морковок, одна свекла- много свёкл, один лук – много лука, одна картошка - много картошки.
Итог. Как вы считаете, помогли мы Лунтику? Что мы для этого сделали? Праздник состоится?
Праздник состоится!!!
Использованные Интернет – ресурсы
1.www.poluntika.ru
2.www.ejka.ru