КОНСПЕКТ УРОКА развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему «ЛИСТВЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ»
КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ДМИТРОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
КОНСПЕКТ УРОКА
развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему «ЛИСТВЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ»
3 класс
Учитель начальных классов
Калачева Т.А., первая
квалификационная категория
2013-2014 уч.годУрок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока – обобщить знания, полученные в ходе реализации проекта «Лиственные деревья», представить их в виде книжки-раскладушки «Лиственные деревья».
Задачи:
образовательные: продолжить формирование понятий: лиственные деревья, листопад, представлений о строении дерева; формировать умение подбирать информацию о лиственных деревьях; научить выделять главное из большого объема информации; учить использовать полученные знания на практике для создания книжки-раскладушки.
коррекционно-развивающие: коррекция и развитие зрительного восприятия; пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса; развитие связной устной речи; коррекция и развитие мыслительной деятельности, личностных качеств учащихся; формировать умение работать в группе.
воспитательные: воспитывать навыки самоконтроля, умение выражать свои чувства, бережное отношение к природе.
Словарь урока: лиственные деревья, листопад, части дерева (корень, ствол, ветви, листья).Ресурсы урока: цветные карандаши, ручки, картинки, репродукции картин, карточки, аппликации из листьев, осенние листья.
Обучающиеся должны знать: использование в устной речи обобщающего понятия «лиственные деревья»; части дерева, где растут деревья, значение деревьев в жизни человека.
Обучающиеся должны уметь: представить результаты деятельности, выполнять частичную поисковую деятельность, анализировать и использовать ее результаты, делать выводы, работать в группах, пользоваться продуктом совместной деятельности.
Ход урока.
Организационный момент.
Дети рассаживаются для групповой работы. Уточняются особенности работы на уроке с применением проектной технологии.
Формулирование темы и целей урока.
Учитель предлагает детям принять участие в проекте «Лиственные деревья». Просит вспомнить особенности проектной деятельности. На доске план:
Правила работы в группе.
Обсуждение задания (коллективно).
Выполнение практического задания.
Оформление задания.
Формулирование выводов.
Применение результатов.
Учитель предлагает детям обсудить цель урока. В результате обсуждения называется цель: используя знания о лиственных деревьях, полученные на прогулках-наблюдениях, экскурсиях, при чтении дополнительной литературы создать книжку-раскладушку «Лиственные деревья».
Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.
Оформление страниц книжки-раскладушки. Выполнение практических заданий. Дети работают в группе. Учитель оказывает им небольшую помощь.
Страница 1. Загадки о деревьях.
(Обучающимся предлагается загадка, отгадка к которой спряталась в строке букв. Необходимо найти отгадку и закрасить получившееся слово цветными карандашами).Русская красавица
Стоит на поляне.
В зеленом сарафане.
е б е ре з а н
Сучки рогатые,
Плоды крылатые, а лист ладошкой,
С длинной ножкой.
о к л е н и т н
Весной зазеленела,
Летом загорела.
Осенью надела
Красные кораллы.
л е т ря б и н а х
Это дерево цветет,
Аромат и мед дает,
И от гриппа нас спасет.
От непогоды защищает.
г л и па б и
Стоит над кручей
Богатырь могучий:
Плечи пораздвинул,
руки пораскинул.
е н о рд у б
Никто ее не пугает,
А она вся дрожит.
н е о с и н а
Страница 2. Где растут деревья?
Беседа по итогам экскурсии:
Где вы видели деревья?
Задание. Рассмотри предложенные картинки, приклей их на лист и расскажи о дереве, изображенном на картинке, используя свои наблюдения во время экскурсии.
Страница 3. Части дерева.
На листе ватмана изображено дерево. Учащимся раздаются карточки с названиями частей дерева. Учитель предлагает обучающимся, используя знания, полученные на экскурсии соотнести между собой часть дерева и ее название.Обучающиеся приклеивают карточки с названиями к соответствующей части дерева.
Физкультминутка.
Мы листики осенние (в руках у детей листочки)
На ветках мы сидим. (наклоны вправо-влево)
А если дунет ветер-
Мы сразу полетим.
Мы летели, мы летели (вращение вытянутыми руками в стороны, перед собой)
И на землю тихо сели. (приседают)
Шалун-ветер налетал,
Все листочки поднимал. (бросают листочки в разные стороны)
Страницы 4-5. Листопад.
Учитель: У деревьев с приходом осени опадают листья. Как называется это явление в природе?
Обучающиеся: Листопад.
Задание. Образовать словосочетание, подобрать и приклеить к словосочетанию листик соответствующего дерева.
лист березы - ___________________________
лист рябины - ___________________________
лист липы - _____________________________
лист дуба - ______________________________
лист клена - _____________________________
лист осины - ____________________________
Загадка.
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет.
А нагрянет холод злой –
Скинет шубу с плеч долой? (Лес)
Задание. Образовать от слова лес новое слово, отвечающее на вопрос какой? Записать слово на карточке и приклеить на лист ватмана.
клены
дубы
лес
осины
березы
Аппликации из листьев.
На уроке трудового обучения дети оформили аппликации из засушенных листьев.
Задание. Детям предлагается рассказать о своей аппликации (что изобразили, листья какого дерева использовали).
Представив свою работу, дети приклеивают ее на страницу книжки-раскладушки.
Страница 6. Что за дерево такое?
Задание. Прочитать текст. Вставить пропущенные по смыслу слова. Написать на карточке, о каком дереве идет речь. Приклеить соответствующую картинку.
_______________________________
Это лиственное дерево с удлиненными листьями и красными ягодами. Ягоды ___________________________ съедобные. Любят ягоды этого дерева птицы. Это дерево растет около домов.
_________________________________
Это лиственное дерево. Высокая, стройная, белоствольная. Получила __________________ свое название за белую кору. Живет это дерево около ста пятидесяти лет.
__________________________
Это лиственное дерево. Имеет прямой ствол и желтовато-белую кору. Листья______________ зубастые по краю; на длинных тоненьких веточках. На ветру листья сильно шелестят. Кору __________________ любят зайцы.
_________________________
Это крупное лиственное дерево с крепкой древесиной и мощными ветвями. Корни этого дерева глубоко находятся под землей. Плоды - _________________ . Живут ________________ около тысячи лет.
______________________________
___________________ лиственное дерево. У него черная кора, листья в форме сердечка. Цветки – желтоватые, пахнут. Цветки запасают на зиму, заваривают чай, пьют при гриппе и простуде.
_____________________________
__________________ лиственное дерево. Листья имеют острые края и похожи на ладошку. Плоды – крылатки. ________________ живет долго.
Страница 7. Значение деревьев в жизни человека.
Задание. Используя предложенные картинки, рассказать какую пользу приносят деревья человеку.
Страница 8. Деревья в творчестве русских художников.
Представлены репродукции картин русских художников: И. Грабарь «Февральская лазурь», «Рябинка», И. Шишкин «Осень», «Опушка лиственного леса», И. Левитан «Цветущие яблони», А.Саврасов «Грачи прилетели». Задание. Подобрать к картине название. Объяснить, чем понравилась эта картина, какие деревья изобразил художник.
Самоанализ проектной деятельности.
Учитель прикрепляет к доске приготовленные детьми страницы книжки-раскладушки. Дети рассказывают: что понравилось, с какими трудностями столкнулись, вместе с учителем анализируют причины этих трудностей. Подводят общий итог проектной деятельности. Определяют, как можно использовать в дальнейшем результат их совместной деятельности – книжку-раскладушку «Лиственные деревья».
Итог урока.
На доске изображение дерева – яблони и яблок красного и желтого цвета. Детям предлагается оценить свою работу на уроке и прикрепить яблоко соответствующего цвета на дерево, объяснить свой выбор.