РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 1 класс 
государственное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
"Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат VIII вида г. Балаково"
______________________________________
       РАССМОТРЕНО       СОГЛАСОВАНО                                            УТВЕРЖДАЮ
На заседании МО учителей                       зам.директора школы по УВР                            директор   школы
Руководитель м/о            
Протокол № 1 
_______/Техтелева Е.А../                           _______/Т.Н. Смердова/                 ________/О.В.Седова/
«______»_______2014 г.                         «____»____________ 2014 г.                       Приказ № _______ 
от «____»_________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по  развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
1 класс
2014 – 2015 учебный год
Принята  на                                                                                                Составитель: педагогическом совете                                                                  учитель начальных   классов                      
Протокол № 1.                                                                             I квалификационной категории         
от «____» ________2014г.   педагогический стаж: 18 лет
                                                                                                                          Кутина
                                                                                                                 Мария Алексеевна
Рабочая программа по  развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 1 класса составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии.
Учебного плана ГКС(К)ОУ Саратовская область школы-интерната VIII вида г. Балаково на 2014 – 2015  учебный год. 
Образовательной программы ГКС(К)ОУ Саратовская область школы-интерната VIII вида г. Балаково на 2014 – 2015 учебный год.
Программы  «Русский (родной) язык» (автор В.В.Воронкова). Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1-4 классы,  под редакцией В.В.Воронковой. 4 - е издание. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации М.,  «Просвещение»,  2008г)
Проекта федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых обучающихся.( март 2014 г.)
Программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью, рекомендованной Министерством Саратовской области в 2012г. для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи. 
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела: пояснительная записка,  календарно - тематическое планирование, требования к знаниям и умениям обучающихся, программно-методическое обеспечение.
Пояснительная записка
 
Цель: расширить и обогатить представления об окружающем мире;  научить составлять простые не распространённые предложения
Задачи:                                                                                                                                                                              -обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;                                                                                                                                                       -обогащать словарный запас учащихся;
Основные приёмы:  сравнение, обобщение, классификация и дифференциация, иллюстрация.
 Основные методы: демонстрация,  наблюдение, упражнение, беседа, экскурсия.
Так как в классе обучаются дети  с диагнозом F71 (Маслов Л., Соколов Л., Строганов Н.) в календарно- тематическом планировании предусмотрен раздел отражающий поурочное содержание обучения детей данной группы согласно программе.
Цель: научить составлять простые малораспространённые предложения; следовать инструкциям учителя;
Коррекционно-развивающие задачи:      
1.Развитие различных видов мышления: наглядно - образного, словесно-  логического   (умение   видеть   и  устанавливать   связи  между предметами, явлениями и событиями).                                                                                                                           2.Совершенствование движений и сенсомоторного развития.                                 3. Коррекция отдельных сторон психической деятельности, зрительного восприятия, памяти, внимания.                                                                                                                          4.Развитие основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ и т.д.). Формирование навыков группировки и классификации.                             5. Формирование   умения   работать   по   словесной   и   письменной инструкции, по алгоритму.                                                                                                                                     6. Развитие связной речи.                                    
Использование в образовательном процессе здоровье сберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей:
1) Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводятся физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Физкультминутки  проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
2)На уроках используются игры на внимание и пальчиковую гимнастику в стихах.
 Веселые стихи помогают учащимся снять моральное напряжение, а пальчикам – дать полноценный отдых.
                                                                                                                                      
Основные требования к знаниям и умениям учащихся F70
/ Кириленко А., Чабан К., Ткачёва С., Семёнов С., Шапков С./
         Учащиеся должны уметь:
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);-участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы. используя слова данного вопроса;
-составлять простые нераспространённые предложения;
-распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.
        Учащиеся должны знать:
- названия изучаемых предметов, части предметов.
Основные требования к знаниям, умениям учащихся  F71
/ Маслов Л., Соколов Л., Строганов Н./
Учащиеся должны уметь:
- следовать инструкциям учителя;
- называть (показывать по слову) предметы, их части; характеризовать  (делать выбор, показывать) их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);-участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса (показывать то, о чём идёт речь в диалоге на картинках, предметах, практической деятельности;
-составлять простые малораспространённые предложения (ответы на вопросы, подписи к картинке, обращения к собеседнику и пр.);
-образовывать множественное число (показывать, где много, где один),
-согласовывать числительные и прилагательные с существительным в роде и  числе (показывать на картинках);
- использовать в собственной речи некоторые виды управления (повторять за учителем фразу правильно)
Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 
№ п/п Тема урока Дата проведенияСловарная работа Информационное обеспечение Работа
с учащимися F71 Корректировка
 Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, столовая, гардероб. Экскурсия по школе, во двор школы. 03/09 класс
гардероб Экскурсии по школе для формирования ориентировки в коридоре, на лестнице, в столовой. Знакомство учащихся со взрослыми, работающими в школе (их имена, основные занятия). Стимулирование учащихся называть взрослых по именам и отчествам (именам). Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. 10/09 Медиафайл «Правильная посадка за столом, за партой» Я – в школе. Классная комната и ее назначение (дверь, классная доска, парта, стол). Правильная посадка за столом, за партой. Классная комната. Поддержание порядка в классе. Обязанности дежурного. 17/09 обязанности
дежурный Медиафайл «Классная комната» Я -  в школе. Правильная посадка за столом, за партой.  Поддержание порядка в классе. Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними. 24/09 учебные вещи Медиафайл «Учебные вещи» Игрушки (пирамидка, кубики, мяч, кукла, мишка, машина, лопатка, ведерко). Свободные предметные игры с любимыми игрушками. Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.  01/10 Медиафайл «Игрушки» Игрушки. Игры с образными игрушками. Учебные вещи и игрушки, сравнение. 08/10 Я – ребенок. Упражнения на ориентировку в собственном теле. Показ и называние частей тела: голова (глаза, нос, рот, уши), руки, ноги – совместно с учителем (с использованием невербальных и вербальных средств общения).Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры. 15/10 семья Медиафайл «Семья» Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры. Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных осенью. Сбор семян для подкормки птиц. 22/10 экскурсия Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных осенью. Сбор семян для подкормки птиц. Одежда. Школьная форма девочек (платье, фартук),  школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка).29/10 форма Медиафайл «Одежда» Одежда (пальто, платье, фартук, рубашка, пиджак, брюки, кофта). Называние и узнавание.   Уход за школьной формой (чистка сухой щёткой, хранение). 12/11 Уход за школьной формой (чистка сухой щёткой, хранение). Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги.  19/11 Медиофайл «Обувь» Обувь (ботинки, тапочки, туфли, сапоги, валенки, калоши). Называние и узнавание. Уход за обувью ( чистка щёткой, протирка). 26/11 Уход за обувью ( чистка щёткой, протирка).  Комнатные растения. Бальзамин. Узнавание и называние.  03/12 комнатные Медиафайл «Комнатные растения» Комнатные растения. Бальзамин. Узнавание и называние. Практическая работа по уходу за комнатными растениями.  10/12 Практическая работа по уходу за комнатными растениями. Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных зимой. 17/12 сезонные
изменения Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных зимой.  Овощи. Помидор, огурец и другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. 24/12 форма
величина Медиафайл «Овощи» Мир растений. Огород (картофель, морковь, лук). Название. Различение по цвету, форме, величине, вкусу.      Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу. 14/01 Фрукты. Яблоко, груша и другие. Цвет, форма, величина, вкус.  21/01 Медиафайл «Фрукты» Мир растений. Сад (яблоко, груша). Название. Вкус, цвет, форма, величина. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу. 28/01 Обобщающий урок по теме: «Овощи и фрукты».  04/02 Медиафайл «Овощи и фрукты» Обобщающий урок по теме: «Овощи и фрукты». Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных зимой.  18/02 Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных зимой.   Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища.          25/02 Медиафайл «Домашние животные» Мир животных. Домашние животные (кошка, собака).  Беседы об их жизни и повадках.  Домашние животные. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.    04/03 польза Медиафайл «Домашние животные» Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных весной.  11/03 Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных весной. 1. Дикие животные. Волк. Внешний вид. Образ жизни. Питание. 18/03 образ жизни Медиафайл «Дикие животные» Мир животных. Дикие животные (волк, лиса).  Беседы об их жизни и повадках. Дикие животные. Лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание. 01/04 Мир животных. Дикие животные (волк, лиса).  Беседы об их жизни и повадках. Птицы. Голубь. Внешний вид. Где живёт, чем питается. Какую пользу приносит человеку. 08/04 польза Медиафайл «Птицы» Птицы (голубь). Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост). Птицы. Голубь. Какую пользу приносит человеку. 15/04 Медиафайл «Птицы» Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги).
22/04 охрана здоровья Медиафайл «Охрана здоровья» Я – ребенок. Упражнения на ориентировку в собственном теле. Показ и называние частей тела: голова (глаза, нос, рот, уши), руки, ноги – совместно с учителем (с использованием невербальных и вербальных средств общения).Охрана здоровья. Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытьё рук). 29/04 Медиафайл «Охрана здоровья» Охрана здоровья.  Уход за руками (мытьё рук).
06/05 Медиафайл «Охрана здоровья» Я – ребенок. Сравнение частей тела и лица ребенка с частями тела и лица дидактической куклы (вместе с учителем). Показ частей тела и лица на большой дидактической кукле.    Обобщающий урок по теме «Охрана здоровья» 13/05 Обобщающий урок по теме «Я - ребёнок» Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных   весной. 20/05 Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных   весной.