Конспект урока. Обучение грамоте. «Письмо заглавной и строчной буквы «Ч,ч»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17 г.Белебея
муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ УРОКА
Обучение грамоте. Письмо заглавной и строчной буквы «Ч,ч»
Составитель: Николенко Т.А.
учитель начальных классов
2016 г
Тема урока: Обучение грамоте. Письмо заглавной и строчной буквы «Ч,ч».
Цели: создать условия для формирования навыка письма буквы Ч, ч; формировать умение списывать с печатного и письменного текста; развивать фонематический слух; формировать навык самоконтроля. Создать условия благоприятного психологического климата.
Планируемый результат:
Предметные:
- повторить правила выполнения звукобуквенного анализа слов; производить поэлементный анализ и письмо буквы Ч,ч;
- различать печатный и письменный вариант написания буквы «Ч,ч»; правильно произносить и обозначать на письме слова с буквосочетаниями ча-чу;
- научиться писать слова с буквой Ч,ч.
Метапредметные результаты и деятельность учащихся:
Познавательные:
Общеучебные – объяснение выбора букв для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ч’]; применения правила написания гласных после шипящих в буквосочетаниях ча-чу.
Логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление анализа предложения на наличие в них слов с словосочетаниями ча-чу.
Регулятивные: формирование умений:
- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно;
- выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом; вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные: формирование умений:
договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.
Личностные: понимать границы собственного знания не знания; выражать готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.
Тип урока: овладение новыми знаниями.
Задачи урока: Предметные задачи урока: развить у учащихся умения- писать строчную и заглавную буквы Ч, ч;
- выделять элементы, из которых состоят буквы;
- упражняться в написании изученных букв, слогов и слов;
- закрепить виды соединений букв;
- выполнять звукобуквенный анализ слова;
- анализировать предложение с последующей записью.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: демонстрация основ самоорганизации
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. Мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез. Оборудование: тетрадь по письму «Азбука» Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.,; карточки «Звуки речи», «Опасности письма»; образцы письменных и печатных букв; презентация к уроку.
1. Орг. момент
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом.
Мы - умные, мы – дружные,
Мы – внимательные,
мы – старательные,
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
- Что значит учиться? ( понять, что я не знаю и самому открыть способ решения)
- Сегодня на уроке вы снова будете открывать новые знания, узнаете много нового и интересного.
- Пожелаем друг другу успехов.
2. Актуализация знаний.
Мы с вами изучили уже очень много букв и звуков русского языка. Давайте проверим свои знания.
- Игра «Полубуковка».
-Чем отличаются звуки от букв?Я буду показывать вам буквы, а вы называть их.
А, б, в, г, д, е, з, и, к, л, м, н, о, р. с, т, у, ы, я.-Скажите, на какие группы делятся все звуки ?-Как мы характеризуем гласные звуки?-Как мы характеризуем согласные звуки?
-Для чего мы учимся читать и писать?
- Чтение стихотворения А. Барто «Наша Таня громко плачет…»
- Беседа по содержанию. (Как помочь Тане? Что бы вы ей сказали?)-Что Таня так боялась потерять? (МЯЧ)
(Выделение звука [ч,] из слова МЯЧ)
Работа в парах.
-Давайте послушаем слово “мяч”.-Сколько слогов в этом слове?-Какой первый звук?-Дайте ему характеристику.
-Какой звук второй?-Что мы о нём знаем?-Какой звук последний?-Вот с этим звуком мы сегодня знакомимся.
-Нам нужно дать характеристику звуку [ ч'].
Докажите.
- Звук [ ч'] гласный, согласный?
-Звук [ ч'] твёрдый, мягкий?
-Звук [ ч'] звонкий, глухой?
(Произносим отрывисто, значит он согласный, всегда мягкий, непарный глухой.)
3. Постановка проблемы.
- Кто из вас сможет написать слова бабочка, часы, …?- Почему вы не сможете написать эти слова? (мы не умеем писать букву ч)
4.Формулирование темы урока
Загадка:
Все друзья мои решили:
Эту букву пишут, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? Чему вы должны научиться на уроке?
(научиться писать заглавную и строчную буквы Ч.ч, сочетания с буквами)
5. Освоение нового материала
а) Пальчиковая гимнастика
- Прежде чем приступить к письму буквы ч, подготовим пальчики к работе. Повторяйте за мной.
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик –слабенький,
Этот пальчик - длинненький,
Это пальчик - сильненький,
Этот пальчик- большачок,
Ну, а вместе - кулачок.
б) Повторение изученных элементов.
- Откройте прописи на с.24
- Скажите, о чём будете помнить во время письма.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
в) Анализ печатной и письменной буквы ч.
Чтобы правильно и красиво написать строчную букву ч, послушайте объяснение.
(начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведём руку вверх до рабочей строки, веду руку вниз, закругляю, пишу наклонную линию с закруглением внизу)
г) Написание строчной буквы ч.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Пропишите строчку. Выберите одну красивую, правильно написанную букву.
Физминутка для глаз
д) Написание заглавной буквы Ч.
На какую букву похожа заглавная буква Ч? (На письменную заглавную букву У)
А чем отличается? ( Вторым элементом)
Посмотрите на образец. Из скольких элементов состоит заглавная буква Ч?
(Буква Ч состоит из двух элементов. Наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо).Заглавную букву Ч начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведём вверх вправо, закругляем, ведём наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведём вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки
- Письмо заглавной буквы Ч.
- Взаимопроверка.
Работа в группах.
-Отгадать ребусы:
-Написание слов час. мячик. ручей, почта, чайка, чулок
ФизминуткаТик да тик часы стучат. Целый день вперёд спешат.
У часов тяжёлый труд
Всё они идут, идут.
6. Обучение навыкам безошибочного списывания с печатного текста.
- Прочитайте предложение:
Я учу уроки.
- Докажите, что это не группа слов, а предложение.
- Можно ли обойтись без учения? Для чего люди учатся грамоте?
- Назовите пословицы об учении, грамоте.
- А теперь красиво и грамотно спишите предложения в свою тетрадь.
(Ученики пишут, диктуют себе слова по слогам, проверяют текст).
7. Итог урока. Рефлексия.
- С какой буквой мы познакомились сегодня?
- Что узнали об этой букве? Что узнали о звуке [ч]?
– Какое задание показалось наиболее интересным?
– А какое задание заставило задуматься?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
- Вернёмся к целям урока.
-Каких целей достигли? Каких нет?
- Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте в левом нижнем углу кружок цветным карандашом:
зелёный – активно работал с классом, у меня всё получилось;
жёлтый – работал с классом, допускал ошибки; могу работать лучше
красный – не включился в работу класса, сегодня у меня не всё получилось, но я постараюсь
- Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали на уроке, радовали меня своими ответами, а маленькие ошибочки мы вместе исправляли.
- Каким словом вы бы назвали наш урок: чудесный, чрезвычайно интересный, очень трудный, чересчур сложный?