Технологическая карта по обучению грамоте на тему Написание заглавной строчной буквы Т (1 класс)
Камышова Анна Андреевна
Предмет: Русский язык
Класс: 1 класс
Тип урока: Изучение нового
Технологическая карта изучения темы Написание заглавной строчной буквы Т
Тема
Написание заглавной строчной буквы Т
Цели
Образовательные:
Познакомить учащихся с написанием заглавной строчной буквой Т, с её элементами, соединениями в слогах и словах. Закреплять умение писать изученные буквы.
Способствовать развитию мелкой моторики рук, связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать гигиену письма, интерес к изучению букв и интерес к родному языку.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные:
уметь дать характеристику звуку;
уметь сконструировать букву;
уметь определять соединения букв
Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия
Заглавная, строчная буква
Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
презентация к уроку
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Технология проведения
(этапы и задачи каждого этапа)
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
(задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов)
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока;
- уточнить тематические рамки.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)
Цели:
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися.
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
Организует формулирование темы урока учащимися.
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.
- Послушайте внимательно стихотворение.
Татке надели
Тапки на лапки.
Тапки на Татке,
На тапках – заплатки.
Скинула Татка
Тапки в заплатках.
– Дайте носочки!
– Дайте чулочки!
Наденьте сапожки
На Таткины ножки!
Наденьте перчатки
На рученьки Татке!
Накиньте платочек
В синий цветочек!
Теперь все в порядке
У модницы Татки.
- Какие звуки чаще встречаются в этом стихотворении? ([т] [т`]
- Дайте им характеристику.
- А какой буквой они обозначаются? (т, Т)
- Давайте сравним печатную букву и строчную?
- Сегодня мы с вами будем учиться писать заглавную строчную букву Т.
Уметь давать характеристику звуку
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
III. Изучение нового
(10 мин)
Цели:
- организовать письмо заглавной буквы Т, соединений с буквой Т и слов.
Работа с элементами буквы
Конструиро-
вание буквы
Объяснение
написания буквы
Проверка посадки
Написание буквы «в воздухе»
Написание буквы в прописи
Работа с соединениями
Работа со словами Тима-Дима
- А как вы думаете, есть ли необходимость научиться писать заглавную букву Т?
- Для чего нужны заглавные буквы?
- Назовите мне слова с заглавной буквой Т.
- Откройте прописи на стр. 25 и найдите среди элементов те, из которых состоит буква. Назовите их.
- Перед вами конверты с элементами букв. Найдите нужные вам элементы и сконструируйте ее на парте. Проверьте правильность выполнения задания у своего соседа.
– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа».
Физминутка двигательная
- Сейчас я вам покажу и объясню как правильно писать букву. Начинаем ниже середины дополнительной строки. Вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление влево. Отступив вправо от начала первого элемента, опускаем до нижней линейки прямую. Отступив вправо от начала второго элемента, опускаем вниз прямую, не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки. С левой стороны от начала первого элемента слева направо прописываем закругление и ведем прямую горизонтальную линию вправо по середине дополнительной строки.
- Посадка. Руки свободно лежат на парте, локти чуть свисают. Ноги стоят всей стопой на полу. Между краем парты и грудью должна вмещаться ладонь, расстояние от глаз до тетради должно равняться приблизительно 30 см.
- Сейчас мы напишем букву Т «в воздухе» под счет. Итак, руки стоят на локотке, поставили воображаемую точку – и – и – раз – и – два – три –и.
- Итак, проверим положение тетради, возьмем ручку и начинаем.
- А сейчас, обводим элементы в прописи, затем обводим букву по точкам, под счёт.
- Допишите букву самостоятельно проговаривая счет, не торопитесь, пишите аккуратно.
- Теперь возьмем карандаш и оценим свою работу, подчеркнув самую красивую букву.
- А сейчас мы будем учиться писать букву Т с другими буквами.
- Сейчас я вам покажу как пишется слог «то». Каким соединением соединяется буква «т» и «о»?
(аналогичная работа со слогами «та», «ту»)
- соединения: то, та, ту.
.Письмо букв самостоятельно.
Физминутка для рук
- Посмотрите на слова Тима-Дима. Почему они пишутся с большой буквы?
- Чем они отличаются? А чем похожи?
- А какими соединениями соединяются буквы между собой?
- Напишите эти слова в прописи.
Уметь сконструировать букву
Уметь соединять буквы
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).
IV. Закрепление нового (15 мин)
Цель:
- организовать работу над совершенствованием навыков письма заглавной буквой Т;
- организовать работу над предложением.
Работа со словами Даня-Таня
Работа с «Почемучкой»
Работа с предложением
Работа с узорами
- Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?
- Чем похожи слова Даня-Таня, а чем отличаются? Почему пишутся с большой буквы?
- Сколько слогов в этих словах? Почему?
- Какими соединениями соединяются буквы между собой?
- Давайте напишем эти слова в прописи.
- Посмотрите «Почемучка» хочет предложить нам задание: в каких буквах есть элементы буквы Т?
- А теперь посмотрите на строчку, где написано «дети удили».
- Что это? (предложение)
- Почему это предложение?
- Сколько слов в предложении.
- Давайте разберем слова на группы, на слово-признак, слово-действие и слово-предмет.
- Напишите это предложение в прописи.
- Посмотрите на узоры, что можно ими украсить?
- Давайте обведем эти узоры по точкам.
Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку в еженедельнике.
Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
Слайд 10. Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
15