Обучение к грамоте на тему: Буква Я.Письмо строчной буквы я (1 класс)
Тема урока: Буква Я. Письмо строчной буквы я"
Цели урока:
Образовательные:
познакомить с новой гласной буквой, обозначающей два звука (в начале слова и после гласного звука);
научить писать строчную букву я;
совершенствовать навык чтения слогов и слов с изученными буквами;
Развивающие:
способствовать формированию навыков правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения, развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, воображения, мелкой моторики пальцев рук;
Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому языку, чувство взаимопомощи, поддержки;
учить детей сотрудничать;
Оборудование: компьютер, проекционный аппарат, магнитофон.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-путешествие.
Используемые технологии: информационно-коммуникативные.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы познавательной деятельности: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.Все вошли тихонько в класс.Встали все у парт красиво,Поздоровались учтиво.
II. Мотивация
– Сегодня мы с вами отправляемся в далекую необычную страну. Проверьте, все ли необходимое для путешествия у вас имеется. Усаживайтесь удобно, мы отправляемся в путь на нашем замечательном корабле. На доске изображен корабль.
Слайд 1. (Звучит песня «Веселые путешественники»)
Ну что мы это видим (Слайд 2 шум прибоя). Поднялись волны, начался шторм. И чтобы его успокоить давайте ответим на вопросы. (Слайд 3 «Мозговой штурм»).
III. Мозговой штурм.
Какая бывает речь?
Из чего состоит предложение?
Из чего состоит слова?
На какие группы делятся звуки?
Как отличить эти звуки?
Назовите всегда «твердые» звуки?
А какие «хитрые» звуки мы знаем? Почему их так называют?
Какие слова мы пишем с большой буквы?
- Вот ответив на вопросы, мы приблизились к берегам какой-то страны. Давайте прочитаем ее название. (Слайд 4. На слайде изображена страна, состоящая из различных островов, под названием Лингвиния)– «Лингва» на русский язык переводится как «язык». Как вы думаете, почему страна так называется? Кто там живет? Какой язык изучают эти жители? Для чего мы приехали в страну Лингвиния?
Вывод: В Лингвинии живут звуки, буквы, слова, предложения. Все они являются «строительным материалом» русского языка. Жители Лингвинии помогают нам, ученикам, хорошо изучить язык, на котором мы говорим – русский. Русский язык – язык межнационального общения.
– Во время путешествия за правильно выполненные задания вы будете получать звездочки.
IV. Актуализация опорных знаний
– Я предлагаю причалить к самому живописному острову под
названием Фонетика. Фонетика – раздел, изучающий в русском языке звуки и буквы. Слайд 5.
– Почему остров разделен на 2 государства? Это буквы и звуки.
– Назовите буквы, которые нас встречают. Как вы думаете, почему
один домик пуст?
– Почему государство звуков окрашено красным, синим и зеленым
цветом?
– Вывод: Звуки бывают гласные и согласные. Согласные делятся на
твердые и мягкие, звонкие и глухие. Звуки мы слышим, а буквы – видим. Буквы нужны для обозначения звуков в письменной речи.
– Чтобы заселить один домик, мы должны догадаться, посмотрев на рисунки: с какой буквы начинаются эти слова. (Слайд 6)
V. Постановки цели урока
– Страна Лингвиния таит в себе много загадок и чудес. И сегодня она познакомит нас с новой необычной буквой. Давайте мы с ней познакомимся. Заходит буква Я, а вы знаете ребята, почему буква Я стоит самая последняя в алфавите?
Всем известно:
Буква "Я"
В азбуке
Последняя.
Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я"
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква "Я"!
- Я, -
Сказала буква "Я", -
Главная - заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду! –
Говорят ей:
- Встань на место! -
Отвечает: - Не пойду!
– Буква Я на острове самая гордая, хвастливая.
Буква Я: я ребята к вам пришла не просто так. Я знаю, что вы любите загадки. Отгадайте их. Слайд 7.
Круглое, румяное
С дерева достану я
На тарелку положу
«Кушай, мамочка» скажу (яблоко)
Если б не было его
Не сказал бы ни чего (язык)
Бусы красные весят
Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти
Собирать в лукошко дети. (ягода)
Косоглазый, маленький, В белой шубке, в валенках. (заяц)
(На доске появляются слайды с изображением предметов-отгадок)
– Какие одинаковые звуки в этих словах? (йа)
VI. Изучение нового материала
– Если мы слышим рядом звуки [й], [а], то обозначаем их одной буквой – Я. Буква Я «хитрая» если она стоит в начале слова и после гласной, она обозначает два звука.
Сравнение письменной и печатной буквы я; Слайд 8.
Письмо буквы в воздухе;
Письмо буквы в прописи.
Начинаем писать снизу вверх наклонную линию, поворачиваем налево, делая полуовал и введя ручку, вверх опять спускаемся вниз с поворотом направо. Давайте напишем воздухе, а потом в прописи на странице 11.
VII. Физкультминутка «Листопад»
Вы, наверное, ребята устали, и я предлагаю отдохнуть на свежем воздухе. А, какое сейчас время года? (осень). Мы идем в осенний парк (слайд 9).
Продолжение изучения нового материала
Слайд 10. Звуковой анализ слова якорь.
VIII. Осмысление и осознание нового материала
Слайд 11. Буква Я принесла с собой задания прочитать слова.
Ягода – маленькое по высоте растение, которое дает нам плоды – ягоды.
Яблоко – плод дерева яблони. А яблоня вид плодового дерева.
Якорь – необходимый предмет на корабле, для удержания веса корабля на воде.
Маяк - башня с сигнальными огнями на берегу моря, острове для ориентировки проходящих судов.
Моряк – человек, который служит на корабле.
Чем похожи и чем различаются эти слова?
VIII. Применение новых знаний
– А еще ребята буква Я хочет услышать, как мы можем читать, и предлагаем нам прочитать рассказ Л.Воронкой «Лебеди». Слайд 12. Чтением учителем, а затем учащимися «цепочкой».
- Анализ рассказа:
Что делал дедушка? Для чего он копал яму? Звуки, каких птиц услышал дедушка? Послушайте голоса лебедей.
С чем сравниваем голоса лебедей дедушка? Куда полетели лебеди? Какое время года ждут дедушка и Таня?
IX. Итог урока. Слайд 13.
Где мы побывали сегодня на уроке?
С какой хитрой буквой мы познакомились?
Куда мы ее заселили?
Что вам понравилось на уроке?
Давайте с нашей песней вернемся в наш класс.
X. Рефлексия.
– Спасибо за урок! Дарю звездочки активным ученикам.