Урок обучения грамоте. Письмо строчной буквы я.
Урок обучения грамоте № 57.
Технологическая карта изучения темы «Письмо строчной буквы я».
Учитель Микульските С.И.
Учебный предмет Русский язык (обучение грамоте)
УМК «Школа России»
Класс 1
Тип урока урок открытия нового знания
Технология построения урока проблемно-диалогическая, деятельностный метод, коммуникативная культура самооценки
Тема урока Письмо строчной буквы я
Цель урока Создание условий для формирования умения обучающихся писать строчную букву я
Основные термины, понятия звук, буква, звуко-буквенный анализ слова, предложение
Планируемый результат
Предметные умения
Учебно-языковые умения:
Производить слого-звуковой анализ слов (с опорой на схему). Соотносить звуковую форму слова с его схемой. Устанавливать количество звуков в слове.
Речевые умения:
Читать слова с буквой я, обнаруживать несоответствие количества букв количеству звуков.
Объяснять лексическое значение слова
Читать предложения. Находить в предложении слова с новой буквой. Определять, мягкость каких звуков обозначена буквой я.
Определять место новой буквы на «ленте букв». Объяснять роль буквы я
Обозначать на письме твёрдость и мягкость предыдущего согласного соответствующими буквами я — а; одной буквой я звуки [j’а] в начале слова и после гласной. . Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- Формулирование и удерживание цели и задач учебной деятельности, поиска средств осуществления.
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Оценивание правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.
- Составление плана и последовательности действий.
- Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.
Познавательные УУД:
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
- Использование различных способов поиска и анализа информации в соответствии с познавательными задачами.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
- Выполнение задания с использованием материальных объектов (указатели), рисунков, схем, таблиц
Коммуникативные УУД:
- Определение общей цели и путей её достижения.
- Взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, в группе.
- Обращение за помощью, формулирование своих затруднений
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс. В 4 ч. Ч.3. - М.: Просвещение, 2013. – 32с. - (Школа России).
Конверты с объектами для конструирования (звуковые схемы, элементы букв), цветные карандаши, закладки – стикеры, информационные знаки, листы оценивания.
Плакат «Сиди правильно»
Ход урока:
Организационно – мотивационный этап.
Цель: организовать направленное внимание на начало урока.
У.: - Проверьте готовность к уроку.
Учитель показывает, как организовано рабочее место – ученики проверяют.
(тетрадь по письму, конверт с элементами букв и звуков, ручка, карандаш. Цветные карандаши: красный, желтый, зеленый, синий. Лист оценивания) II. Целеполагание.
Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
У.: - Найдите страницу в рабочей тетради, на которой сегодня будете работать.
Д.: - Страница 20.
У.: - Почему вы так думаете?
Д.: - На прошлом уроке мы работали на странице 19.
У.:- Рассмотрите внимательно на страницу тетради. Обсудите с соседом и попробуйте определить тему урока. Как думаете…, а вы как считаете?
Д.: - Мы считаем, что тема нашего урока: (письмо строчной буквы я, написание маленькой буквы я…)
У.: - Какой цели мы должны будем достичь на уроке?
Д.: - Научиться писать строчную букву я.
У.: - Рассмотрите задания, предложенные на странице 20. Давайте вместе, пользуясь условными знаками, составим план нашего урока.
(Обсуждая с детьми шаги работы, ученики на доску прикрепляют соответствующие условные знаки)
План работы:
Конструирование буквы.
Написание буквы.
Составление схемы слов.
Подведение итогов.
III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям.
Распознавание элементов буквы.
У.: - Первый шаг нашей работы…
Д.: - Конструирование буквы.
У.:- Сколько этапов в этом шаге? Какие?
Д.: - 2 этапа. Находим элементы, из которых состоит буква. Выкладываем букву на парте.
У.: - Посмотрите на элементы букв, расположенных в правом верхнем углу страницы. Подумайте, какие из них нужны для написания буквы я. Закрасьте нужные круги.
У.: - Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. Какая пара справилась одинаково? Сколько элементов потребовалось? Какие?
Д.: - 2-й, 4-й, 5-й.
У.: - Оцените свою работу в листе оценивания. Кто проверял?
Д.: - Сосед. Значит, прямоугольник будем закрашивать в последней колонке.
У.: - Назовите элементы, из которых состоит строчная буква я.
Д.: - Короткая прямая наклонная с закруглением внизу влево, маленький полуовал, короткая прямая наклонная с закруглением внизу вправо.
2) Конструирование буквы я.
У.: - Какой второй этап нашей работы по конструированию?
Д.: - Составление буквы из элементов.
(Дети выполняют задание. Учитель проверяет букву на партах.) У.: - Молодцы. Складываем элементы букв. Убираем конверт.
Динамическая пауза
Цель: смена вида деятельности
Подготовка руки к письму. Выполнение упражнений для кистей рук.
У: - Подготовим руку к письму.
Дети выполняют комплекс упражнений (круговые движения кистей влево, вправо).
3) Написание строчной буквы я.
У.: - Какой следующий шаг нашей работы?
Д.: - Написание буквы я.
У.: - Возьмите ручки. Пишем в воздухе под счёт. Смотрим на доску, повторяем за мной написание буквы.
У.: - В рамочке образец буквы, обведите его пальчиком. За мной под счет: раз – и – два – и, следующий элемент: раз– и.Теперь пишем букву: раз – и – два – и – три – и.
У.: - Найдите первую рабочую строку. На счет: раз – и – два – и. Заканчиваем написание до конца строки.
У.: - Прописываем букву я на второй рабочей строке.
Динамическая пауза
Цель: смена вида деятельности
Зарядка для пальцев рук.
IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ.
Цель: формирование способа деятельности.
1. Упражнение в письме соединений: яр – верхнее соединение, ял, ям – нижнее соединение.
У.: - Ребята, какая запись на 3-й рабочей строке?
Д.: - Это слоги.
У.: - Давайте их прочитаем. Чем отличаются?
У.: - Слог яр – пишется с верхним соединением, а остальные с нижним.
У.: - Что у них общего?
Д.: - В слогах две буквы, все строчные, в каждом слоге есть буква я, везде буква я стоит первой.
У.: - А что мы знаем из уроков чтения о букве я в начале слова.
Д.: - Она обозначает два звука.
У.: - Найдите на страничке подсказку, какие это звуки. И покажите соседу по парте. Где нашли подсказку?
Д.: - В левом верхнем углу. Звуки: [ й ], [ а ].
У.: - Запишите эти слоги по одному разу.
Динамическая пауза
Цель: смена вида деятельности
Комплекс упражнений для шейного отдела позвоночника и плечевого пояса.
2. Звукобуквенный анализ слова.
У.: -Найдите задание, которое подходит к следующему этапу нашего урока. Что видите на картинке слева? Составьте предложение по картинке.
Д.: - Предполагаемые ответы детей. (Тигр упал в яму. В яме сидит тигр. Тигр не может выбраться из ямы).У.: – Найдите слово яма в таблице справа.
У.: – Сколько в нем слогов?
Д.: – 2 слога.
У.: – Как это поняли?
Д.: – Выделено две дуги. Мы знаем правило, сколько гласных, столько и слогов. А в слове яма две гласные буквы.
У.: – Сколько в слове букв?
Д.: – 3 буквы.
У.: – Сколько звуков?
Д.: – 4 звука.
У.: – А почему звуков больше?
Д.: – Потому что буква я в начале слова обозначает два звука.
У.: – Замените печатные буквы прописными и запишите в соответствующие свободные окошки таблицы.
У.: - Найдите это слово на рабочей строке и повторите его написание, разделив на слоги. Сколько слов у вас получится?
Д.:- 4 слова.
У.: - Как это поняли?
Д.: - По синим дугам.
Динамическая пауза
Цель: смена вида деятельности
Зарядка для пальцев рук.
V. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.
Цель: развивать самостоятельность, творческие способности обучающихся.
Составление звукобуквенных схем к словам.
У.: - Найдите на последней строке рабочей тетради слова. Прочитайте. Почему они написаны с большой буквы?
Д.: – Это имена.
У.: – Сейчас задание, в котором проведём исследование.
У.: – Это задание вы будете выполнять в тройках. Займите места. Представитель каждой группы подойдет и возьмет задание.
У.: – Внимательно послушайте инструкцию.
Рассмотрите таблицу с заданием. В первой линии вы видите схему слова. Вам нужно распределите обязанности. (Один – записывает звуки, другой – печатает буквы, третий – записывает слово прописными буквами. Работаем карандашами разного цвета. Капитан помогает распределить обязанности.) У.: - Приступаем к работе.
После работы несколько троек объясняют выбор слова.
[ ] [ ] [ ] [ ]
[ ] [ ] [ ] [ ]
VI. Рефлексия деятельности.
Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.
У.: - Подходят ли эти слова к теме нашего урока?
Д.: - Да. В них есть буква, которую мы сегодня научились писать.
У.: - Давайте пропишем слова и посмотрим, достигли ли мы цели нашего урока?
У.:– Ещё раз прочитайте первое слово. Сколько в нём слогов?
У.: – Обратите внимание на виды соединений в слове.
У.: – Напишите первое слово, диктуя себе по слогам. Помним, что имена пишем с заглавной буквы.
У.: – Ещё раз прочитайте второе слово. Сколько в нём слогов?
У.: – Обратите внимание на виды соединений в слове.
У.:– Напишите второе слово, диктуя себе по слогам.
У.: - Оцените свою работу на уроке и сделайте пометку в листе оценивания.
VII. Итог урока.
Цель: контроль за результатами деятельности.
У.: – Посмотрите на доску. Какой последний шаг нам нужно выполнить?
Д.: - Подвести итог.
У.: –Чему научились?
Д.: – Научились писать строчную букву я. Вспомнили, что буква я обозначает два звука в начале слова и после гласной.
У.: –Мы достигли цели нашего урока?
Д.: - Да, достигли.
У.: - На следующем уроке у нас будет возможность закрепить изученный материал и узнать что- то новое. Спасибо за работу.