Урок русского языка в 5 классе Чередование гласных в корнях слов
Русский язык. 5 класс.
Чередование гласных в корнях слов
-лаг- (-лож-), -раст- (-рос).
Дать знания о чередовании гласных в корнях –лаг-/-лож-, -раст-/-рос-; формировать умение обосновывать выбор гласной в данных корнях; пополнение активного словаря учащегося.
Ход урока.
I. Мотивационный этап.
Ребята, прочитайте письмо почтальона Печкина. В тексте имеются ошибки на данную орфограмму (-рост-рос, -лаг-лож).
Условие: только в исправленном, откорректированном виде письмо отправится к адресату (Дяде Фёдору).
- Как помочь Печкину? Как исправить ошибки? Итак, приступаем. Вот текст письма.
Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни слогает. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Пропадает вырощенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!
II. Операц.- познавательный этап. Работа в группе.
1- Осознание. 1вариант- -раст-,-ращ-/-рос
2 вариант - -лаг-/-лож
Работа с
·карточками.
Исследуя данные слова, подумайте:
- Как можно сгруппировать данные слова?
- Сформулируйте орфограмму и ее место в слове?
1вариант: Предложение, приложить, предложить, прилагательное, сложный, предлагать, подложить, излагать.
2 вариант: Подросли, заросли, вырастить, зарастать, водоросли,растить, пророс, растение, подрастают, выращенный.
По необходимости обращаются к учебнику.
Готовят спикера для презентации.
2. Самопроверка.
Исправление ошибок в письме Печкина. Письмо «отправляется в путь».
III. Рефлексия.
Работа с перфокартой.
Предлагать положительный
Приложение располагающий
Растение слагаемое
Вырос выращенный
Предложение растительный
Разложить излагать
Вырастить предполагаемый
Нарастить прилагать
Положение растение
IVСамооценка
V Домашнее задание. Написать письмо от Дяди Федора, используя слова с изученными орфограммами.