Формирование функциональной грамотности младших школьников




Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка. В моём сообщении даны некоторые советы и рекомендации по формированию функциональной грамотности младших школьников.





Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Формирование функциональной грамотности у учеников начальных классов обеспечивает подготовку детей к жизни в информационном обществе, способствует проявлению и развитию индивидуальных способностей младших школьников в свободных открытых диалогах, делает их подчас интересными собеседниками во взаимодействии с другими людьми.
Функциональная грамотность полиструктурна. Освоение функциональной грамотности означает обязательное освоение всех ее составляющих: компьютерной, лингвистической, экологической, правовой, экономической, финансовой, санитарно-медицинской грамотности и др.
В данном случае хотелось бы подробнее раскрыть вопрос, касающийся формирования функциональной (элементарной, исходной) грамотности учащихся на уроках русского языка.
Русский язык как учебный предмет занимает особое место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста. Известно, что успехи в овладении русским языком, являются важнейшим условием общей успешности образования школьников; то есть владение устной и письменной речью выступает не только как специальное учебное умение, но и как важнейшее общеучебное, необходимое для изучения любого предмета начальной школы.
В школе детей с первых дней пытаются научить говорить и писать красиво и грамотно. Проблема орфографической зоркости всегда вызывала интерес. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшилось, а письмо стало осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует учителей начальной школы, учителей русского языка, родителей, но и также самих учеников. Хорошо, когда ребенку “дано от бога”: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Прежде всего следует отметить, что ничего природного в "природной" грамотности нет. Она появляется только у детей, уже научившихся читать, много и охотно читающих. Но их ведь единицы. Большинство детей, которые знают правила и пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? Очевидно в том, что не умеют видеть нужную орфограмму. Исследователи показали, что самостоятельно определяют орфограммы от15 до 45% учеников, а когда изучается данная тема, то 70-90%.
Как же правильно построить работу по формированию функциональной грамотности младших школьников?
Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
Ввести понятие “опасное место”, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.
Развивать фонематический слух.
Прививать интерес к чтению.
Развивать словарный запас детей.
Учителю нужно помнить, что орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда можно добиться положительного результата.
Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаю в определенной последовательности в зависимости от сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо под диктовку, письмо по памяти, творческие работы.
Письмо с проговариванием
Списывание.
Комментированное письмо.
( Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но
обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов.)
Хорошо развивает орфографическую зоркость игра “ОГОНЬКИ”.
На доске написано предложение. Ученики “зажигают” огоньки над изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложения в тетрадь.

Но для большей эффективности занятий использую упражнения творческого характера. Словарно-орфографическая работа.
В связи с этим использую такой вид работы.
п ф б к т х е

ш с р ч е

з ц а
Задание: уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.



Если найдете прямоугольник с первой буквой и установите последовательность, то прочтете слово.



Внимательно посмотрите на данную запись и определите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке.
Физкультминутки тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.
На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.
Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.

Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
Большой интерес представляет собой прием “усиления” орфограммы. “Усилить” орфограмму – значит сделать более ярким, или “уярчить”, то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Усиление требует большой творческой активности уч-ся.




Таким образом, понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий ее развития позволяют учителю формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.
.