План-конспект урока по естествознанию на темуСолнце и солнечная система, вещественная природа Вселенной (5 класс)


Тема урока: Солнце и солнечная система, вещественная природа Вселенной.
Цель: сформировать знания о солнце и солнечной системе, вещественной природе Вселенной.
Задачи:
Образовательные: обеспечить усвоение знаний о современном представлении Солнечной системы, правильное понимание научно-материалистической картины мира.
Развивающие: развивать внимание, память, познавательную активность, коммуникативные способности, умение сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное, логично излагать свои мысли.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к предмету, чувство коллективизма, навыки самоорганизации.
Ожидаемые результаты: знают планеты солнечной системы, умеют их назвать.
Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, интерактивный.
Ключевые идеи: солнце, солнечная система.
Оборудование и ресурсы: таблицы, слайдовая презентация, сигнальные карточки, оценочные листы, экран настроения, смайлы, стикеры, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги А3, А4.
Этапы урока и стратегии Действия учителя Действия учащихся
Введение
Тренинг «Улыбнись» Приветствие учителя и психологический настрой
Создание положительного микроклимата, через минутку настроения, программирование учеников на успех Психологический настрой учащихся на дальнейшую деятельность.
Встав в круг – улыбаются друг другу, желают хорошего настроения.
Презентация
Деление на группы
«Найди свой ответ».  Одной группе учеников раздается первая половина предложения, другая группа получает вторую половину предложения. Ученики должны соединиться в пары, найдя свою половину предложения.
Звезда - это раскаленный газовый шар, находящийся очень далеко от Земли.
Созвездие - группа звезд, объединенных общим названием.
Полярная звезда указывает направление на север и всегда остается на месте.
Расстояние от Солнца до Земли около 150 млн км.
Галактика - это отдельное скопление звезд.
Самая большая скорость на Земле это скорость распространения света, равна 300 тысяч км в секунду
Мы живем в Галактике, которая называется Млечный путь.
По цвету пуговиц делятся на группы.
ВзаимооцениваниеТри хлопка за работу
Основная часть
Прием «Кластер»
Индивидуальная работа
Работа в парах
Работа в группах
Физминутка «Ёлка»
Приём синквейнПроблемная ситуация
Мы все любим, когда на небе светит солнце, хорошая погода. Хочется идти гулять, играть с друзьями. Вы никогда не задумывались: “А что я знаю о Солнце?” И вот сегодня я приглашаю вас в космическое путешествие. А как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Правильно, вы узнаем много интересного о Солнце и планетах, которые путешествуют в космосе вместе с ним. Сегодня мы узнаем, как называются эти планеты, и проверим “может на них есть жизнь”?
Запись темы в тетрадь.
В первую очередь нам необходимо разобраться, что же такое солнце?
- В течение одной минуты составьте в своих тетрадях все ассоциации к слову солнце.
(Учащиеся самостоятельно составляют кластер)
- Поработайте в парах, дополните свои кластеры; сделайте то же самое в группах.
(Дети продолжают работать с кластером, дополняют его в парах и группах)
- Давайте составим общий кластер:
(Учитель на доске записывает ассоциации под диктовку спикеров групп).
- Используя полученный кластер, попытайтесь в группах сформулировать понятие «солнце», формулировку запишите на листе бумаги.
( Учащиеся каждой группы формулируют понятие «Солнце», затем следует представление работ учащимися)
- Давайте, сравним составленные вами формулировки с тем, как раскрывает это понятие наш учебник: Солнце – центральное тело Солнечной системы, представляет собой раскалённый плазменный шар; Солнце – ближайшая к Земле звезда.
- Какие вопросы возникают у вас об этой звезде? Что бы вам хотелось узнать о Солнце? Обсудите это в группе и сформулируйте по 2 вопроса от группы.
(Чтение вопросов и их фиксация на доске)
- Ответить на некоторые из этих вопросов вам поможет текст учебника.
Работа в группах. На постере изобразить изученную информацию.
1 группа работает над описанием Солнца
2 группа определяет значение Солнца
3 группа – работает над изучением Солнечной Системы
Солнце
Светящее, палящее
Светит, влияет, изменяет
Мощный источник космической энергии
Звезда
Домашнее задание: § 6-7 эссе «Я – солнце…»
Составляют кластер, защищают его.
Взаимооценивание групп
Три хлопка за работу
Составляют постер, защищают его.
Взаимооценивание групп
Три хлопка за работу
Взаимооценивание групп
Три хлопка за работу
Записывают задание в дневник.
Заключение Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления
Суммативное оценивание
Рефлексия
Попрошу высказать своё мнение о сегодняшнем уроке
Итоги урока Самоанализ деятельности и самооценка
Учащиеся поднимают сигнальные карточки
(разноцветные ладошки)