Тема: Солнце и Солнечная система. Вещественная природа Вселенной.


Дата: Предмет: естествознание Класс 5
Тема урока: Урок №5. Солнце и Солнечная система. Вещественная природа Вселенной.
Цель урока: Ознакомить с современными представлениями о Солнце, Солнечной системе, вещественной природой Вселенной.
Задачи: Продолжить формирование современного представления о Солнце и Солнечной системе.
Ознакомить с вещественной природой Вселенной.
Воспитывать интерес к окружающему миру, к космическому пространству.
Развивать познавательный интерес, умение извлекать знания из разных источников.
Содействовать в ходе урока воспитанию умения работать в группе, взаимоуважению.
Ожидаемый результат: -должны знать основные естественнонаучные понятия о Солнце, Солнечной системе, вещественной природе Вселенной;
-должны уметь давать определения терминов по теме.
Основные идеи: Солнце, Солнечная система, планета, 8 планет, орбита, малые небесные тела – астероиды, кометы, метеоры или метеориты.Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа.
Ресурсы: видеоматериалы – физминутка «Солнышко», «Солнечная система», плакаты (или ламинированные листы), фломастеры, карточки с изображением 8 планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), раздаточные листы для учащихся..
ФИО учителя: Токарева Людмила Владимировна
Стаж работы: 28 лет
Место работы: Каргалинская средняя школа №1 с дошкольным мини центром Жамбылского района Алматинской области
Должность: учитель географии и истории
Категория: высшая
Уровень: первый (продвинутый)

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащегося
I.Организационный момент (10 мин.).
Приветствие.
Психологический настрой.
Деление на группы.
Приветствие класса.
Физминутка «Солнышко».
Учитель раздает карточки с названиями планет.
Учитель предлагает ребятам посмотреть на столы (на столах картинки двух соседних планет) и сесть за тот стол, где изображена такая же планета, как на вашей карточке.
Приветствуют учителя.
Учащиеся делают движения, о которых поется в песенке.
Учащиеся формируют группы в соответствии с карточками с названиями планет у учащихся и на столах.
II.Этап вызова (5
мин.).
Просмотр видео «Солнечная система».
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Ответы учащихся.
Выход на тему урока.
Учащиеся смотрят видео, отвечают на вопросы учителя и определяют тему урока.
III.Этап осмысления (25 мин.).
Формирование новых знаний.
Проверка усвоения
Подведение итогов. 1.Работа учащихся в группах
с текстом учебника параграфов 6.
Стратегия «Мозаика».
Задание: Прочитав текст параграфа и обсудив в группе, учащиеся должны ответить на вопросы.
Стратегия «постер».
1 группа – «Что такое Солнце?»
2 группа – «Что общего у Солнца с другими звездами?»
3 группа – «Каково значение Солнца для развития жизни на Земле?»
4 группа – «Что будет, если Солнце исчезнет?»
Защита постеров от групп.
2.Просмотр видео: «Если исчезнет Солнце».
3.Работа учащихся в группах.
Учитель: Какие планеты входят в Солнечную систему и их особенности? Это мы узнаем, поработав с параграфом 7.
Задание группам:
Заполните таблицу в соответствии с вашей планетой на карточке:
Планета Расстояние
от Солнца
(какая посчету от Солнца) Особен-
ностипланеты
Проверьте в паре правильность заполнения таблицы.
По окончании проверки таблицы от каждой группы презентация проведенного исследования (о двух планетах). Презентация по порядку расположения планет. Ребята выходят с надписями со столов по порядку расположения планет от Солнца и остаются у доски до окончания презентаций. Затем поднимают вверх карточки, и все вместе произносят по порядку 8 планет.
4.Выступления учащихся с опережающими сообщениями: «Вещественная природа Вселенной».
5. Работа с терминами:
1)Выполните письменное задание: установите соответствие «термин – определение».
2)Стратегия «Ассоциация». Учитель раздает карточки в группы с терминами: «астероиды», «метеоры», метеориты, «комета». Учащиеся могут устно сказать, с чем вызывает ассоциацию это слово (например, комета Галлея, Тунгусский метеорит), могут нарисовать на листе ватмана, могут изобразить в пантомиме и т.д.
Учитель предлагает подвести итог. Учащиеся индивидуально работают с текстом параграфа.
Обсуждают в группе проблему, ее оформление на постере и его защиту от группы.
Учащиеся защищают постеры от групп.
Учащиеся смотрят видео «Если исчезнет Солнце».
Учащиеся делают вывод о значении Солнца для развития жизни на Земле.
Учащиеся индивидуально работают с текстом параграфа.
Учащиеся заполняют таблицу в соответствии со своей карточкой с названием планеты.
Учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы в парах.
Обсуждение в группе учебного материала о двух планетах.
Презентация от группы о 2-х планетах.
После презентации учащиеся остаются у доски.
После окончания презентации учащиеся поднимают карточки с названиями планет. Учащиеся класса перечисляют планеты по порядку в направлении от Солнца.
Учащиеся выступают с сообщениями.
Учащиеся выполняют письменное задание на рабочем листе: установи соответствие «термин – определение».
Учащиеся придумывают разные ассоциации, связанные с определенными терминами.
Учащиеся делают выводы по изученному учебному материалу.
IV.Рефлексия 5 мин.
Домашнее задание:
Рефлексия Параграфы 6, 7. Продолжить заполнение таблицы. Термины выучить.
Самооценивание в конце рабочего листа.
Стратегия «Смайлик».
.
Записывают домашнее задание.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке на рабочем листе.
Учащиеся рисуют смайлики на стикерах и наклеивают их на доску.
Используемый подход: КМ, ВО, НП, ТиО, ЛиУ, ИКТ, ОДО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:
http://www.youtube.com/watch?= go T6Iz3Lztl «Веселая зарядка. «Солнышко».
http://www.youtube.com/watch?v=pq9qelaIjmM «Планеты Солнечной системы».
http://www.youtube.com/watch?v=Hqy41I- -ht8 “Если исчезнет Солнце…»
РЕФЛЕКСИЯ.
Организационный момент урока естествознания в 5 «в» классе на тему: «Солнце и Солнечная система. Вещественная природа Вселенной» был начат с использования ИКТ - физминутки «Солнышко». Название физминутки и ее содержание связаны не только с темой урокой, но и с положительным психологическим настроем класса на урок.
Группы формируются в соответствии с карточками с названиями планет. На столах соответствующие карточки – по 2 планеты.
На этапе вызова использую ИКТ – видео «Солнечная система».
Ресурсы, используемые на этих этапах, тематически взаимосвязаны. Поэтому многие учащиеся класса уже на организационном этапе начинают понимать, о чем будем говорить на уроке.
Таким образом, использую технологию проблемно-диалогического обучения и на организационном этапе, и на этапе вызова. Эта технология позволяет активизировать знания учащихся. При проблемном введении учебного материала методика постановки проблемы позволяет учащимся самим сформулировать тему урока, тем самым гарантирует появление познавательной мотивации учащихся.
Формирование новых знаний учащихся на этапе осмысления осуществляла через внедрение новых подходов: организацию групповой работы, диалогическое обучение, самонаправленность учащихся в процессе выполнения заданий. Стратегия «Мозаика» позволила разделить учебный материал между группами. Учащиеся индивидуально поработали с текстом учебника по соответствующей проблеме. Затем в условиях группы, в которой участники имели общую проблему, учащиеся обменялись идеями и мнениями, обсудили и оценили идеи друг друга и пришли к совместному пониманию этой проблемы. Это коллективное знание и понимание оформили на постере.
Задания группам не сводились к простому пересказу учебного материала. Была попытка сформулировать задания в соответствии с таксономией Блума (для 4-х групп). Поэтому, хотя группы были сформированы по карточкам случайным образом, задания группам раздала в соответствии с составом учащихся в группах и уровнем сложности задания.
При выполнении 2-го задания «Планеты Солнечной системы и их особенности» учащиеся работали в мини-группах (в парах) и осуществляли взаимопроверку. После выступления от каждой мини-группы о планетах Солнечной системы, учащиеся не только познакомились с особенностями планет, но и наглядно показали их расположение на орбитах по отношению к Солнцу.
При выполнении этих заданий учащимся приходилось собирать соответствующую информацию, рассуждать, формулировать выводы и даже формулировать предположения (гипотезы). Это говорит о внедрении модуля критического мышления.
Анализируя выступления учащихся с опережающими заданиями по теме: «Вещественная природа Вселенной», пришла к выводу, что необходимо учить учащихся подбирать учебный материал из научно-популярной литературы в соответствии с их возрастными особенностями.
При проверке усвоения учебного материала большинство учащихся справились с заданием на установление соответствия «термин – определение». Стратегия «ассоциация» позволила раскрыть творческие способности учащихся: 2 группы нарисовали свои ассоциации на термины урока, а 2 группы изобразили в виде театрализованного действия.
Методы и ресурсы, используемые на уроке, старалась подбирать тематически взаимосвязанные, с учетом возрастных особенностей учащихся, а также, чтобы учебное занятие было интересно и увлекательно для учеников. Учебный процесс старалась построить, как исследовательскую, поисковую деятельность. В группах многие учащиеся чувствовали себя увереннее, старались не подвести свою команду, присутствовал здоровый дух соревнования.
На этапе подведения итогов урока учащиеся говорили о практической значимости знаний по теме в жизни человека.
После выполнения всех видов заданий и подведения итога урока, ребята получили рекомендации по выполнению домашнего задания.
Этап рефлексии дал учащимся возможность оценить свою работу на уроке («смайлики»). Кроме того, учащиеся выразили желание оценить работу на уроке отдельных учащихся (взаимооценивание одноклассников с комментариями).
Зачастую сталкиваюсь на уроках с одной и той же проблемой: не хватает времени на организацию работы учащихся в тетрадях.