Восточные славяне — предки русских, украинцев и белорусов, конспект урока истории Отечества для учащихся 7 класса


ДАТА:
КЛАСС: 8
ТЕМА:
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»
ЦЕЛЬ:
Формирование представлений учащихся об особенностях развития культуры первой половины XIX века
ЗАДАЧИ:
Показать исторические особенности развития золотого века русской культуры; показать вклад живописи, архитектуры в мировую культуру; показать значение русской литературы первой половины XIX века; познакомить с основными памятниками русской культуры;
Коррекция и развитие умения анализировать произведения искусства и литературы;
Воспитывать уважение к людям творческого труда.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
Первая половина XIX в. – развитие золотого века русской культуры: живопись, архитектура, литература, музыка
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Портрет, пейзаж, опера, фортепиано, скрипка
ОБОРУДОВАНИЕ:
Презентация Microsoft Office Power Point, Репродукции картин художника В.А. Тропинина «Кружевница», «Пряха», «Гитарист», художника А.Г. Венецианова «На поляне. Весна», «На жатве. Лето», фотоснимок Христа Спасителя, иллюстрации с архитектурными памятниками, запись оперы «Иван Сусанин», карточки с заданиями
ТИП УРОКА:
Сообщение новых знаний
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие учащихся
Проверка готовности учащихся к уроку
5 – ти минутное чтение
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель:
Ребята о чем говорили на прошлом уроке?
Учащиеся:
Сегодня на уроке мы говорили о правлении Николая I
Учитель:
Как звали императора, который расправился с декабристами?
Учащиеся:
Императора, который расправился с декабристами, звали Николай I
Учитель:
Каким образом Николай I укреплял государственную власть?
Учащиеся:

Учитель:
Соотнесите факты. (СОЕДИНИТЬ СТРЕЛКАМИ)
I-е ОТДЕЛЕНИЕОСУЩЕСТВЛЯЛО НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛЮДЬМИ,
ВЕЛО ЦЕНЗУРУ ЗА ГАЗЕТАМИ
II-е ОТДЕЛЕНИЕПОДГОТОВКА БУМАГ ДЛЯ ДОКЛАДА
ИМПЕРАТОРУ
III-е ОТДЕЛЕНИЕПРИВЕДЕНИЕ В ПОРЯДОК ЗАКОНОВ
Учащиеся:
17430751987550016440159969500I-е ОТДЕЛЕНИЕОСУЩЕСТВЛЯЛО НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛЮДЬМИ,
ВЕЛО ЦЕНЗУРУ ЗА ГАЗЕТАМИ
16935459144000II-е ОТДЕЛЕНИЕПОДГОТОВКА БУМАГ ДЛЯ ДОКЛАДА
ИМПЕРАТОРУ
III-е ОТДЕЛЕНИЕПРИВЕДЕНИЕ В ПОРЯДОК ЗАКОНОВ
Учитель:
Каков результат укрепления государственной власти при Николае I
Учащиеся:
Желание Николая Iукрепить государственную власть привело к увеличению количества чиновников и установление контроля за властью

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Учитель:
Два крупных события первой половины XIX века: Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года повлияли на развитие русской культуры. У писателей и поэтов, художников в своих произведениях появился интерес к истории России. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с некоторыми произведениями искусства этого периода. Период развития русской культуры начала XIX века назвали «ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ». Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
Тема урока: «ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Учащиеся: (открывают тетради, записывают дату и тему урока)

Учитель:
Как вы думаете, для чего мы с вами будем знакомиться с произведениями искусства периода «золотой век русской культуры»?
Учащиеся:

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
При изучении новой темы нам сегодня встретятся новые слова – казармы, жандарм, Откройте тетрадь, где мы записываем словарные слова и запишите их.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
ПОРТРЕТ – ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ
ПЕЙЗАЖ – ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ, МЕСТНОСТИ, МОРСКИХ ВИДОВ
ОПЕРА – МУЗЫКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ, В КОТОРОМ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ДЕЙСТВИЯ АРТИСТЫ НЕ РАЗГОВАРИВАЮТ ДРУГ С ДРУГОМ, А ПОЮТ
ФОРТЕПИАНО – МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
СКРИПКА – МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
Учитель:
Знакомиться с развитием искусства начала XIX века мы с вами будем по следующему плану:
Живопись
Архитектура
Литература
Музыка
Учитель:
Ну что готовы знакомиться с произведениями искусства? Начинаем наше путешествие по миру искусства.
Первый пункт нашего плана это живопись. Представителями периода «ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ» в живописи являются Василий Андреевич Тропинин, Алексей Гаврилович Венецианов.
Василий Андреевич Тропинин по свидетельству знавших его людей рисуют художника человеком добрым, отзывчивым и чувствительным. Это впечатление от его личности полностью соотносится с впечатлением, рожденным от его искусства. Портреты Тропинина легко узнать по благодушному выражению лица, свойственному его персонажам. Он наделял своих героев собственным спокойствием и доброжелательностью.
Будучи слушателем Академии, Тропинин получил возможность приобщиться к мировой художественной культуре. Академия художеств обладала значительным собранием картин западноевропейских мастеров. Ученики академии копировали также с картин, находившихся в Императорском Эрмитаже. Учился он блестяще и вскоре получил серебряную и золотую медали. Будучи учеником Академии, Тропинин оказался в центре художественной жизни Петербурга
Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного, и тот... отозвал Тропинина из Академии. Графу нужен был крепостной художник, усадебный живописец, а не один из лучших портретистов эпохи, каким тот в конце концов стал. В имении Морковых Василию дали понять, что он всего лишь крепостной, и назначили на должность кондитера и лакея. Кроме того, в его обязанности входило выполнять копии с картин западноевропейских и русских художников, украсившие впоследствии дом Моркова, расписывать местную церковь и писать для нее иконы, а также работать над галереей семейных портретов своих хозяев.
Последующие без малого двадцать лет, с небольшими перерывами, Тропинин прожил в имении Моркова. Незлобивый и добрый по натуре, Василий Тропинин со смирением переносил превратности судьбы, не ожесточился, не впал в депрессию от сознания несоответствия собственного дарования и того положения, которое он занимал. Василий Андреевич Тропинин первым из художников начал писать портреты не знатных и богатых людей, а простых рабочих людей. В 47 лет Тропинин получил вольную.
Посмотрите на его картины. (ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕПРОДУКЦИЙ «ПРЯХА», «КРУЖЕВНИЦА»)
"Кружевница" (1823) - одно из самых популярных произведений Тропинина. Миловидная девушка, плетущая кружева, изображена в тот момент, когда она на мгновение оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю, который таким образом оказывается вовлечен в пространство картины. Тщательно и с любовью написан натюрморт - кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Ощущение покоя и уюта, созданное Тропининым, убеждает в ценности каждого мгновения повседневного человеческого бытия. Эстетические вкусы эпохи в данном случае счастливо совпали с особенностями дарования художника, поэтически воспринимающего жизнь.
Аналогичных картин Тропинин написал много. Обычно на них изображены молодые женщины за рукоделием - золотошвейки, вышивальщицы, пряхи. Их лица похожи, в них ясно просматриваются черты женского идеала художника - нежный овал, темные глаза, приветливая улыбка, кокетливый взгляд. Образы рукодельниц 1820-1830-х годов свидетельствуют о художественной манере Тропинина.
ПРОСМОТР РЕПРОДУКЦИИ «ГИТАРИСТ»,
Среди его мужских изображений особой любовью современников пользовался истинно национальный тип "гитариста". Начало ряду одноименных работ положил "Гитарист в косоворотке. Портрет Моркова" (первая половина 1820-х гг.). Морков представлен в момент исполнения романса в сценическом костюме, повторяющем народную одежду. Однако и по существу своему это подлинно национальный образ, который сегодня воспринимается скорее не портретным, а типическим изображением, сродни "Кружевнице", "Золотошвейке", "Ямщику..." И в этом глубокая социальная, историческая правда образов Тропинина, выражающих целую эпоху в жизни русского общества.
Следующий представитель этого периода – это Алексей Гаврилович Венецианов.
Мастер бытового жанра, портретист, пейзажист. Родился в семье небогатого купца. Учился в частном московском пансионе. С детства обнаружил способности и любовь к рисованию, но сведений о его первоначальном художественном обучении не сохранилось. Особый интерес он проявлял к портрету. Самая ранняя из сохранившихся работ — "Портрет матери, А. Л. Венециановой" (1802, ГРМ).
В 1807 году Венецианов переселился в Петербург, поступил на службу. Одновременно он серьезно занялся живописью — брал уроки у Боровиковского, копировал в Эрмитаже картины старых мастеров.
Картина "Гумно" открывала целую серию произведений на крестьянские темы. Русские крестьяне в изображении Венецианова - это люди, преисполненные душевной красоты и благородства. В своих картинах Венецианов старался не показывать подлинные тяготы крепостного труда. Венецианов, как никто другой из художников первой половины XIX века, смело и убежденно, с необычной последовательностью утверждал в искусстве право на изображение простых крестьян.
Подлинный расцвет его творческого дарования падает на 20-30-е годы ХIХ века. Именно в этот период появились такие шедевры, как "На пашне. Весна", "На жатве. Лето" (обе - 1830-е, ГТГ), "Дети в поле" и ряд этюдов.
Работающие крестьяне в полотнах Венецианова красивы, полны благородства. В картине "На пашне. Весна" тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении полотно художника - "На жатве. Лето" Если в первой картине Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе, то во второй художник дал почувствовать разгар русского лета - пору деревенской страды - со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом. Оба полотна написаны светлыми, ясными красками.
После успеха картины "Гумно", купленной у художника за значительную сумму, он решил потратить вырученные деньги "на обучение молодых бедных людей" по новому методу. Ученики мастера — в ряде случаев крепостные — жили и учились у него бесплатно.
Учитель:
Как зовут художников периода «золотой век русской культуры»?
Учащиеся:
Художников периода «золотой век русской культуры» звали В.А. Тропинин и А.Г. Венецианов.
Учитель:
Чем творчество В.А. Тропинина отличалось от творчества других художников?
Учащиеся:
Творчество В.А. Тропинина отличалось от творчества других художников тем, что он изображал портреты крепостных крестьян
Учитель:
Что изображал А.Г. Венецианов?
Учащиеся:
Венецианов изображал пейзажи.
Учитель:
После разрушения армией Наполеона Москвы в городе началось восстановление общественных зданий, храмов, дворцов. В Москве стали собирать средства на строительство храма Христа Спасителя, который был посвящён героям Отечественной войны 1812 года и победе русского народа над армией Наполеона. Проект храма Христа Спасителя был разработан выдающимся архитектором того времени Константином Андреевичем Тоном. (ДЕМОНСТРАЦИЯ «ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ»). По проектам Тона было построено несколько правительственных изданий в разрушенном французскими войсками Московском кремле – это здание Большого Кремлёвского дворца и Оружейной палаты, которые сохранились до наших дней. (ДЕМОНСТРАЦИЯ БОЛЬШОГО КРЕМЛЁВСКОГО ДВОРЦА и ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ) По его проектам были построены два первых вокзала в Петербурге и Москве, тогда когда железная дорога соединила два города России. (ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОКЗАЛОВ В МОСКВЕ И ПЕТЕРБУРГЕ). В это время в Петербурге работало немало архитекторов, по проектом которых строились новые дворцы, храмы, памятники. По проекту Карла Ивановича Росси было возведено здание Русского музея. (ДЕМОНСТРАЦИЯ ЗДАНИЯ РУССКОГО МУЗЕЯ)
Учитель:
В честь какого события построен храм Христа Спасителя?
Учащиеся:
Храм Христа Спасителя построен в честь героев Отечественной войны 1812 года
Учитель:
На чьи деньги был построен этот храм?
Учащиеся:
Храм построен на деньги людей, которые собирали на строительство памятника своим соотечественникам.
Учитель:
Кто разработал проект этого храма?
Учащиеся:
Проект разработал Константин Андреевич Тон.
Учитель:
Какие здания были построены по проекту этого архитектора?
Учащиеся:
По проекту этого архитектора были построены: здание Большого Кремлёвского дворца и Оружейная палата.
Учитель:
Переходи к 3 пункту нашего плана – литература.
В первой половине XIX века творили такие замечательные поэты и писатели, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.М. Карамзин.
Н.М. Карамзин написал большое историческое произведение – «История государства Российского», которое состояло из 8 томов. В этом произведении Карамзин подробно описал все важнейшие исторические события Российского государства. Узнавал он эту информацию от простых людей, с которыми он беседовал и слушал их рассказы и записывал эти устные рассказы.
Учитель:
Переходим к последнему пункту нашего плана – музыка.
Сейчас вы будете работать самостоятельно с текстом учебника на стр. 251 – 252, с текстом для дополнительного чтения «Михаил Иванович Глинка - великий русский композитор»
Учитель:
Из какой семьи М.И. Глинка?
Учащиеся:
М.И. Глинка из семьи помещика.
Учитель:
Какая тема интересовала М.И. Глинку?
Учащиеся:
М.И. Глинку интересовали подвиги русских людей в трудные для нашей страны годы.
Учитель:
Чему посвящено его произведение «Иван Сусанин»?
Учащиеся:
Опера «Иван Сусанин» посвящена победе русского крестьянина, который совершил подвиг во время нашествия поляков и шведов на Москву в 1612 г.,
Учитель:
Почему Глинка вынужден был поменять название оперы?
Учащиеся:
Глинка был вынужден поменять название оперы, потому что император Николай I и все придворные были возмущены тем, что главным героем простого крестьянина.
Учитель:
Таким образом, из-за такого бурного развития культуры и искусства первую половину XIX века называют «золотым веком русской культуры».

ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель:
Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся:
Сегодня на уроке мы говорили о золотом веке русской культуры.
Учитель:
Соотнесите вид искусства с фамилией. (СОЕДИНИТЬ СТРЕЛКАМИ)
ЛИТЕРАТУРАМ.И.ГЛИНКА
ЖИВОПИСЬВ.А. ТРОПИНИН
АРХИТЕКТУРАН.М. КАРАМЗИН
МУЗЫКАК.А. ТОН
Учащиеся:
11468107620000143510012763500ЛИТЕРАТУРАМ.И.ГЛИНКА
137541011557000ЖИВОПИСЬВ.А. ТРОПИНИН
15049509525000АРХИТЕКТУРАН.М. КАРАМЗИН
МУЗЫКАК.А. ТОН
Учитель:
Кого из живописцев вы знаете еще?
Учащиеся:
Живописец А.Г. Венецианов
Учитель:
Какие архитектурные памятники были сооружены в первой половине XIX века?
Учащиеся:
В первой половине XIX века были сооружены: храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата, Русский музей
Учитель:
Как вы думаете, почему первую половину XIX века называют «золотым веком русской культуры»?
Учащиеся:
Первую половину XIX века называют «золотым веком русской культуры» потому, что именно в начале XIX века было бурным развитие русской культуры.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
I ГРУППА – СТР. 246 - 252, ЧИТАТЬ, ответить на 1, 4 вопросы стр. 250 - 251
II ГРУППА – СТР. 246 - 252, ЧИТАТЬ, ответить на 1 вопрос стр. 250
III ГРУППА – СТР. 246 - 250, ЧИТАТЬ, ответить на 2 вопрос стр. 250