Конспект урока по истории Восточные славяне — предки русских, украинцев, белорусов 7 класс.
Тема: Восточные славяне-предки русских, украинцев, белорусов
Тип урока: сообщение новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с восточными славянами- предками русских, белорусов и украинцев; показать сущность единства этих народов в современном обществе.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у учащихся представление о жизни наших предков – восточных славян, на какие племена были разделены; их места расположения.
Коррекционно-развивающие:
корригировать уровень развития речи;
продолжить знакомство учащихся с учебником: правилами пользования учебником, нахождение иллюстраций, работа по вопросам с опорой на план;
совершенствовать навыки работы с исторической картой;
формировать умения анализировать исторические факты, находить главную мысль и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь и уважение к Родине, к другим народам.
Наглядность:
Карта «Расселение древних славян», цветовая гамма, карточки с заданиями, таблица, кроссворд
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.
1.Приветствие.
2.Отметка в журнале отсутствующих. (дежурный)
3.Психологический настрой.
4.Повторение требований к ведению тетради
-запись числа;
-запись темы урока;
-не допустимо выход за поля тетради;
-определения и понятия выделяются зелёным цветом. 1. Запись числа.
3. Сообщение учебной задачи, знакомство с темой и планом урока.
Вводное слово учителя:
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну
Чтобы все вы знать могли
О делах родной земли!
Сегодня мы начинаем изучать большой и сложный раздел курса истории России. Для того чтобы лучше понять смысл названия раздела, необходимо выяснить значение входящего в него ключевого слова. С этой целью выполним ряд заданий
1 задание «Прочитать слова наоборот»
Икдерп, икиннемервос, икмютоп2 задание «Выдели корень в словах»
предки, современники, потомки
3 задание «Определи значение слова»
4 задание «Работа с лентой времени»
5 задание «Выбрать правильный ответ и подчеркнуть»
Это и есть название раздела, к изучению которого мы сегодня
Приступаем.
Сообщение темы урока:
Ребята, какие народы нашей родины вы знаете?
Наше государство многонациональное. В нем проживает более 100 наций. Каждая нация имеет свой язык, культуру, свои традиции.
Некоторые даже произошли от одних предков. Так если русский, украинец, белорус начнут разговаривать каждый на своем языке, они легко поймут друг друга. Это потому что они произошли от общих предков- восточных славян.
Тема урока: Восточные славяне-предки русских, украинцев и белорусов. -читают с доски: предки, современники, потомки
- выполняют задание у доски: предки (корень пред) современники(корень времен), потомки(корень потом)
-1. в слове предки корень пред, он означает предшествовать чему-либо, быть перед чем-либо. Предки-люди, которые жили перед нами.
-2 в слове современники корень врем, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.
-3 в слове потомки, корень потом, так называют людей, которые будут жить после нас.
современники
предкинастоящее время потомки
Наши предки живут в далеком будущем
Наши потомки жили в далеком прошлом
Наши предки жили в далеком прошлом
-узбеки, русские, белорусы, киргизы, украинцы и т.д.
Запись темы в тетрадь.
4. Актуализация новых знаний.
Рассказ учителя. Из темы следует, что у русские, украинцы и белорусы произошли от восточных славян .Работа с учебником – с.32-34 «Характеристика восточных славян».
Заполнение таблицы «Восточные славяне»
Словарная работа с.35 Места поселения Внешний вид племена характер
Леса
Озера
Болота
Реки
Дон
Днепр
Днестр
Запад
Двина Круглолицые
Голубые глаза
Русые волосы
Высокий рост древляне
северяне
дреговичи
вятичи
кривичи Сильные
Смелые
Выносливые
Терпеливые
Храбрые
Трудолюб
Гостеприимные
Сообразительные
таблица «Восточные славяне»
-запись словарных слов в тетрадь
5. Закрепление и коррекция новых знаний.
Физкультминутка, с целью закрепления знаний о племенах славян
Жили славяне:
В лесу- древляне (руки вверх)
В болотистых местах дреговичи( руки вниз)
Севернее- северяне (руки вперед)
Это наши предки- восточные славяне(руки скрещиваются на груди)
Кроссворд
ПРЕ Д К И
Л Е М С Л А В Я Н Е
Люди от которых мы произошли (предки)
Наши с вами предки (славяне)
Объединение людей, которая говорит на одном языке, жили на одной территории и были связаны родственными узами (племя)
-С. 35 работа по вопросам.
-с.35-36 работа с рассказом для дополнительного чтения. 6. Подведение итогов урока.
Комментарии учителя о работе учащихся на уроке. 7. Домашнее задание.
Прочитать текст учебника С.32-36, ответить на вопросы. икдерпикиннемервосикмотопКроссворд
1 2 1 по горизонтали: люди, от которых мы произошли.
1 по вертикали: наши с вами предки.
2 по горизонтали: объединение людей, которое говорит на одном языке, жили на одной территории и были связаны родственными узами.
Кроссворд
1 2 1 по горизонтали: люди, от которых мы произошли.
1 по вертикали: наши с вами предки.
2 по горизонтали: объединение людей, которое говорит на одном языке, жили на одной территории и были связаны родственными узами.
Кроссворд
1 2 1 по горизонтали: люди, от которых мы произошли.
1 по вертикали: наши с вами предки.
2 по горизонтали: объединение людей, которое говорит на одном языке, жили на одной территории и были связаны родственными узами.
Кроссворд
1 2 1 по горизонтали: люди, от которых мы произошли.
1 по вертикали: наши с вами предки.
2 по горизонтали: объединение людей, которое говорит на одном языке, жили на одной территории и были связаны родственными узами.