Конспект урока по окружающему миру на тему Птицы зимой (3 класс)
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,
ПРОВЕДЕННОГО В 3 КЛАССЕ МОУ МАЯКОВСКОЙ СОШ ПО ПРОГРАММЕ «ГАРМОНИЯ»
Тема: Птицы зимой.
Цели и задачи: познакомить учащихся с жизнью разных групп диких животных в зимнее время года; продолжить развитие у учащихся умения работать с научно-популярным текстом, развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием неживой природы и жизнью животных; продолжить воспитание бережного отношения к животным, интереса к чтению дополнительной литературы о жизни животных.
Оборудование: изображения птиц, таблички с названиями кормов, видеокассета с повествованием о жизни птиц в зимнее время, CD с голосами птиц, таблички с видами кормушек, таблицы с видами кормов для разных птиц, листы-раскраски с изображением птиц, таблички с группами птиц, конверты с семенами подсолнечника, кормушки разных видов, тест-листы для проверки домашнего задания.
Ход урока.
ОНУ
- Психологический настрой детей на урок.
-Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение!
-Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. Улыбнитесь друг другу.
Тут зверюшки и пичужки.
Игры, песни, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу! В добрый час!
аутотренинг
-Чтобы все было хорошо, давайте хором скажем:
«Я многое уже умею, многое знаю, у меня все получится»!
2.Подведение к теме урока.
CD с голосами
птиц.
/ Звучит музыка – голоса птиц/
- Ребята, догадайтесь, о ком мы с вами будем сегодня говорить? / о птицах/
- Зима на улице! Вся живая природа готовилась к встрече к ней!
3.Проверка домашнего задания.
- Как животные готовились к зиме? /1уч-к рассказывает о зверях, насекомых и пресмыкающихся; 2 уч-к – о рыбах, земноводных и птицах; 2 уч-ка получают тест-листы/
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы поговорим о том, как зимуют птицы.
- Как вы думаете, все ли птицы знают, что такое зима? Почему?
/ответы детей/
- Вспомните, на какие группы делятся птицы?
перелетные и зимующие
оседлые кочующие
на доске
- Каких птиц можно увидеть в наших краях зимой? /ответы детей/
- Откуда прикочевывают к нам на зиму птицы? / с севера/
- Почему? / на севере очень суровые зимы – нечего кушать./
- Куда улетают некоторые наши птицы в зимнее время? / на юг/
- Почему? / очень трудно добыть зимой насекомых /
4. Работа над новым материалом.
- Давайте узнаем, чем любят лакомиться зимующие птицы.
Работа с
учебником - Откройте учебник на стр. 20, задание № 1.
/ 1 уч-к читает задание и текст, другие отмечают/
- Разгадайте головоломку: / задание № 2 читает 1 уч-к/
На доске таблички
с названием корма
и с изображением
птиц.
- Подумайте, как ребята разделили угощение?
Дополнительные сведения
- Знаете ли вы, что вороны, которые на зиму перебираются из лесов поближе к человеческому жилью, могут откладывать яйца и высиживать птенцов, не дожидаясь прихода весны – в феврале, когда еще бывают морозы и метели /лишь бы можно было находить пищу для птенцов/.
- Жизнь птиц, а особенно зимой, очень интересна. Многие русские писатели описывали это в своих книгах.
5.Самостоятельная работа с учебником.
- Прочтите 1 отрывок из произведения М.Пришвина и отметьте, где находят приют зимой некоторые птицы. / дети читают и отмечают/
- Прочитайте, что вы отметили.
- А во 2 отрывке из рассказа Е.Чарушина не указано, какая птица так питается.
- Чтобы ее узнать, отгадайте загадку:
Черный жилет,
Красный берет.
Нос – как топор,
Хвост – как упор. /дятел/
- Прочтите и отметьте, чем питаются дятлы. /жуками-короедами/
Видеокассета о жизни
птиц.
Гимнастика для глаз.
6. Физминутка.
1.
Мы сейчас все встанем дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
Чтобы отдых пальцам дать,
Нужно ими помахать.
Чтобы не устали ноги,
Мы попрыгаем немного.
2.
Гимнастика для глаз.
7. Работа с учебником.
- Послушайте стихотворение и скажите, какое отношение к птицам выразил поэт./чтение учителем/
- Вспомните, какие еще птицы остаются жить зимой в нашей местности?
/сороки, вороны, воробьи, рябчики, синицы/
- А чтобы узнать, какие еще птицы остаются зимовать, необходимо отгадать загадки в задании №7. /отгадывают/
- Ребята, а как люди могут помочь пережить трудное зимнее время своим друзьям-птицам? /подкармливать, делая кормушки/
- Вы, наверное, знаете, что мало сделать кормушку и насыпать в нее корм. Надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.
- После урока я вам раздам таблицы, и вы узнаете, какой корм любят разные птицы.
- Кормушки можно сделать самые разнообразные, например, такие:
Демонстрация карточек
с изображением кормушек.
- Некоторые из вас тоже сделали кормушки и принесли их в класс. После уроков мы с вами повесим эти кормушки на школьном участке, и будем подкармливать птиц, которые прилетят.
- Посмотрим, какие кормушки больше понравились птицам.
- Теперь вы знаете, какие можно сделать кормушки, и кто еще не сделал, сделайте и повесьте возле своего дома.
- А знаете ли вы, что по поведению птиц можно прогнозировать погоду? Но для этого нужно быть очень внимательным, наблюдать за поведением птиц.
- Прочитайте приметы, по которым можно определить погоду, наблюдая за птицами: /задание № 6./
- А еще есть и такие приметы:
Читаю прогнозирование
погоды по поведению птиц.
-Чтобы выполнить задание № 8, нужно вспомнить, как зимуют разные животные. /Учитель читает, дети добавляют необходимые слова./
8. Закрепление и обобщение полученных знаний.
- Теперь вы все повторили и сможете правильно ответить на вопросы:
/ учитель читает вопросы задания № 9, дети отвечают/
Вывод: различия образа жизни зимой у разных животных определяется средой их обитания, видами кормов, температурой их крови.
9. Итог урока.
- Итак, сегодня мы познакомились с жизнью зимующих птиц.
- Какие птицы у нас остаются?
- Почему они у нас зимуют?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Когда вы придете домой, что вы сделаете? /покормим птиц/
- Я приготовила вам для этого семена /раздаю конверты с семенами/, и на память о нашем уроке раскрасьте дома этих птиц /раздаю раскраски-листы/
10. Релаксация.
CD с голосами
птиц.
- Представьте, что вы находитесь в лесу. Поют птицы. Положите головы на парту, закройте глаза и послушайте их голоса.
- На прогулке понаблюдайте за птицами, используя знания, полученные на уроке. Не забывайте подкармливать птиц.
Прокормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приучите их в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
- Ведь когда птицы сыты, то даже зимой они могут петь!
11. Домашнее задание.
С. 20-25 – повторить,
выполнить задания №№ 7,10,
№11- по выбору
12. Аутотренинг.
- Благодарю вас за урок. Вы – молодцы.
- Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я делал открытия!»
13. Оценивание.
«5» -
«4» -
«3» -
Дополнительные задания: загадки о птицах.