Конспект занятия для учащихся 1 класса с ФН. Твердые и мягкие согласные, обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда. Урок закрепления


Конспект занятия для учащихся 1 классов с ФН. Урок закрепления.
Тема: Твердые и мягкие согласные, обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда.
Цель: учить дифференцировать твердые и мягкие согласные
Задачи: закрепить знания о гласных 1 и 2 ряда;
развивать фонематическое восприятие, навыки слогового анализа-синтеза;
расширять и уточнять словарный запас на тему «Птицы»;
развивать связную речь;
воспитывать любовь к природе.
Ход занятия.
Орг. момент. (приветствие, «Цепочка дружбы» -дети встают в круг, берутся за руки, поворачиваются друг к другу, улыбаются, желают друг другу хорошего дня, «Цепочка слов»-стоя в кругу дети придумывают слова на последний звук предыдущего слова).
Повторение.
Закончи предложение (игра с мячом)
- Звуки бывают гласные и …
Гласные звуки бывают ударные и …
Согласные звуки бывают звонкие и…
Согласные бывают твердые и…
Упражнение на развитие пространственного восприятия.
Графический диктант (птица)
- Отсчитайте вниз 10 клеточек, поставьте точку. От этой точки будем рисовать. Кто получится, скажете сами.
1 клетка вправо, 1 вверх, 3 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 2 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 5 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 9 влево, 1 вверх. - Кто это? (птица). Дорисуйте птице глаз.
Упражнение на развитие мелкой моторики.
- Заштрихуйте птицу прямыми косыми линиями, проведите линии сверху вниз.
Развитие фонематического восприятия.
-Много лет назад, когда не было еще машин, самолетов, пароходов, люди, уезжая в дальние страны, люди писали письма своим близким и родным, а отправляли они их с голубями, которых брали с собой, т.к. голуби могли быстро и точно найти дорогу к родным местам. (слайд)
- Вот и мы сейчас с вами отправим письма голубиной почтой. Для этого каждый из вас получит карточку, на которой записаны слоги. Голуби могут отнести почту только в тот дом, где живут слоги с мягкими согласными. (коллективная работа по индивид. карточкам)
Игра «Эхо» (слоги с твердыми- мягкими согласными)
Ф/минутка «Птицы»
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят
Погулять они хотят
И тихонько все летят
Пальчиковая гимнастика –птица (кисти рук повернуть к себе, скрестить большие пальцы друг с другом-это голова, остальные пальцы соединить-это крылья, помахать крыльями)
Развитие слогового анализа-синтеза (работа в парах), уточнение словаря по теме «Птицы»
- Разделимся на пары, каждая пара получит 2 названия птицы. Но эти названия распались на части- на слоги. Попробуйте составить эти слова, кто будет готов, можно будет прикрепить ваши слова на доску. (со-ва, дя-тел; во-ро-на, го-лубь; со-ро-ка, си-ни-ца; сне-гирь, во-ро-бей)
-Найдите картинки, соответствующие словам.
-Какие это птицы? (зимующие)
-Почему их так назвали?
-Чем питаются зимой птицы?
Уточнение знаний о гласных 1 и 2 ряда.
-Назовите слова, названия птиц, которые начинаются с твердых согласных звуков.
-Назовите слова, начинающиеся с мягких согласных.
- В слове «синица» назовите 1 звук. Какой это звук? Дайте ему характеристику (согл, глух, мягк)
-Гласную какого ряда запишем после мягких согласных? Назовите эту гласную.
- Есть ли в этом слове еще мягкие согласные? Какую гласную запишем после нее? Почему?
-Запишите слово в тетради. Красным цветом обведите гласные, зеленым подчеркните мягкие согласные, разделите на слоги. Поставьте ударение.
Аналогичная работа со словом «дятел»
Развитие фонематического восприятия.
-Какой звук потерялся в слове?
На верхушке каланчи день и ночь кричат врачи.
Синеет море перед нами, летают майки над волнами.
Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда.
- Вставьте в предложение пропущенную гласную (инд. работа по карточкам)
КЛЁН.
У дома рос кл…н.
На ветки кл…на с…ли птицы.Это галки. Л…ба и Гал… дали им крошки хл…ба и з…рен.
Рефлексия. «Линейка достижений»
-Оценим свою работу на сегодняшнем занятии. Нарисуйте 3 линеечки. Сделайте отметки-крестик на линейках достижений. На 1 линеечке оцените: я научился выделять мягкие согласные в словах. На 2 линеечке : я старался. На 3 линеечке: какую оценку я сам себе поставлю.
0 5
0 5
0 5
Итог. Каждый придумает слово, которое начинается с мягкого согласного звука. Дети получают в подарок рисунок почтового голубя, которого обводят дома по точкам.